Доплаты медикам стали горькой пилюлей

На модерации Отложенный

Для медиков из сёл, районных центров и малых городов с населением до 100 тысяч человек с 1 марта будет существенно увеличен размер специальной социальной выплаты, введённой год назад. Кроме того, к 1 апреля главы регионов должны довести долю окладов всех медработников в структуре заработной платы до 50 процентов. Дефицит врачей, среднего и младшего медперсонала растёт уже не первый год. По мнению самих медработников, предлагаемые Правительством меры не помогают системно решить вопрос: латание дыр в одном месте провоцирует их появление в другом.

На Форуме будущих технологий Владимир Путин сообщил, что ежемесячные специальные выплаты для врачей и среднего медицинского персонала, введённые в начале прошлого года, будут значительно увеличены для отдельных категорий работников. Сейчас социальную надбавку получает чуть больше половины медработников страны (1,1 миллиона из 2,1 миллиона, по данным вице-премьера Татьяны Голиковой). Для среднего медперсонала её размер составляет 6,5–8 тыс. рублей в зависимости от места работы, для врачей – 11,5–18,5 тыс. Специальная социальная выплата начисляется дополнительно к заработной плате и не учитывается при расчёте отпускных и пенсионных начислений.

С 1 марта размер выплаты будет увеличен для 210 тысяч медработников из сёл и малых городов, для этого из федерального бюджета выделят около 57 млрд рублей.

В городах с населением от 50 до 100 тысяч человек специальная выплата повысится до 13 тыс. рублей для среднего медперсонала и до 29 тыс. для врачей, а в населённых пунктах, где проживает менее 50 тысяч человек, она составит 30 и 50 тыс. рублей соответственно.

«Начиная с 2024 года будут выровнены тарифы на оказание медицинской помощи в городах и сельской местности. Существенно увеличится уровень финансовой поддержки ФАП, врачебных амбулаторий, других организаций первичного звена в небольших населённых пунктах. Обратить особое внимание необходимо на поддержку врачей по наиболее востребованным направлениям, а также работников районных и участковых больниц», – заявил президент.

Помимо этого, главам регионов было поручено с 1 апреля довести долю окладов в структуре заработной платы всех медработников до 50 процентов.

Медики считают условия повышения выплат несправедливыми

В прошлом году, когда была введена специальная выплата, медики, которым она не предназначалась, чувствовали себя обделёнными и не понимали принцип её начисления. Теперь недовольных станет ещё больше, а ряд медучреждений может столкнуться с резким увеличением текучести кадров.

– В моём городе проживает немногим больше 100 тысяч человек, – рассказывает медсестра Ольга Волкова. – Соответственно, выплаты нам не повысят, хотя это очень несправедливо. За оклад 15 тысяч я работаю на износ, за день мы принимаем по 60 человек. Родственница работает в соседнем городе с населением менее 50 тысяч, пациентов у них мало. Получается, она при значительно меньшей нагрузке будет дополнительно к зарплате получать 30 тысяч, а я – пахать за минималку. Даже если оклады нам повысят, то уберут доплату до МРОТ, и ничего не поменяется.

Попытка государства избирательно заботиться о медицинских работниках обычно приводит к тому, что искусственно создаются новые проблемы, замечает в беседе с «Октагоном» главный врач одной из больниц Орловской области, попросивший не называть его имя.

– В 2005 году в связи с нехваткой участковых терапевтов их зарплаты были значительно повышены, – поясняет собеседник издания. – В результате количество терапевтов действительно увеличилось, но произошло это не за счёт молодых специалистов, выпускников вузов, а за счёт других врачей. Лоры, кардиологи, невропатологи и другие стали устраиваться на работу терапевтами ради высокой зарплаты. Сейчас в стране дефицит уже всех врачей – и терапевтов, и узких специалистов.

Социальную надбавку получает чуть больше половины медработников страны.Социальную надбавку получает чуть больше половины медработников страны. Фото: Наталья Чернохатова/Octagon.Media

Врач уточняет, что год назад при введении специальной социальной выплаты власти по непонятной причине обошли стороной часть медиков. В частности, выплаты не положены персоналу городских больниц, чья работа часто намного более тяжёлая, чем в других медучреждениях. Сотрудники стали увольняться и переходить на работу туда, где предусмотрена социальная выплата. В дальнейшем эта проблема только усугубится.

– Города с населением 100–200 тысяч человек начнут терять специалистов из-за разницы в размере выплат с маленькими населёнными пунктами.

То есть медицину на селе мы как-то вытянем, а в ряде городов угробим. Ещё более активная текучесть персонала начнётся и в городских больницах малых городов. Медики будут переходить на работу в районные медучреждения, где положены социальные выплаты, – добавляет собеседник.

С такой позицией согласны и другие представители сферы.

Они обращают внимание на то, что в большинстве случаев основная нагрузка по лечению пациентов ложится на городские больницы, а дополнительные выплаты начисляются специалистам из районных медучреждений.

– У нас в городе проживает менее 100 тысяч человек. Тут находится городская больница, а в соседнем селе, в 15 минутах езды, расположена районная, – объясняет врач-хирург Олег Грачёв. – В районной социальная выплата есть, а в городской нет. Естественно, после значительного увеличения её размера специалисты будут стремиться устроиться на работу в соседнее село, благо и ехать недалеко. Городская больница будет тихо умирать. При этом в городские больницы часто везут пациентов из соседних районов, да и первичная помощь по факту там оказывается. Всё больше пациентов сразу обращается к нам, а не в поликлинику. Почему нашим врачам изначально не была назначена социальная выплата, никто не понимает.

Предложение об увеличении окладов испугало медиков

В конце января фельдшеры и водители скорой помощи в Чкаловске (Нижегородская область) направили президенту и региональным властям коллективное обращение по поводу низких зарплат и высокой нагрузки. По словам медработников, судя по документам, зарплата за одну ставку должна составлять 28–32 тыс. рублей со всеми федеральными доплатами. Однако в действительности, чтобы получить такую зарплату, работникам скорой помощи приходилось трудиться на две-три ставки. Главврач местной больницы объяснил такое положение дел тем, что за медучреждением числится кредиторская задолженность в размере 10 млн рублей. Речь о повышении зарплат персоналу может идти только после погашения долга.

В похожей ситуации несколько лет находятся десятки других российских больниц. На этом фоне новость о повышении окладов до 50 процентов от суммы зарплаты многих медиков только напугала. Медработники полагают, что вместе с ростом оклада снизится размер стимулирующих выплат и премий, а общая сумма выплат может даже уменьшиться.

– Любой разговор о повышении окладов настораживает. В прошлый раз, когда их повышали, перекроили все остальные выплаты так, что я стал получать на 6 тысяч меньше, – признаётся врач из Костромской области Иван Кравченко. – Тарифы ОМС не увеличиваются, больницы у нас в области в долгах как в шелках, в бедных регионах на платных услугах много не заработаешь. Откуда брать деньги на реальное повышение зарплат, ответа нет.

Медики считают, что новые меры поддержки не решат вопрос с нехваткой водителей скорых и участковых врачей.Медики считают, что новые меры поддержки не решат вопрос с нехваткой водителей скорых и участковых врачей. Фото: Максим Конанков/Octagon.Media

«Я работаю в Свердловской области, город Волчанск, медицинская сестра. У нас на руки медсёстры 17 тысяч получают, фельдшеры – 26 тысяч. Даже если мы подрабатываем, наша бухгалтерия всю подработку приписывает к голому окладу 12,7 тысячи, и мы на руки получаем почти ту же самую зарплату» – пишет одна из пользователей соцсетей.

«Нам уже срезали надбавку за вредность и стаж, сказали, что эти выплаты начисляются на усмотрение администрации. Хорошо бы после приказа о доведении оклада до 50 процентов не сняли ещё какие-нибудь доплаты», – волнуется медработник из Ханты-Мансийского автономного округа Александр.

Медики убеждены в том, что новые меры поддержки не решают вопросов, связанных с нехваткой в стране участковых терапевтов и водителей скорой помощи.

– Во многих учреждения обязанности участковых терапевтов сейчас исполняют фельдшеры, однако зарплату им выплачивают как среднему медицинскому персоналу, – говорит фельдшер из Курганской области Михаил Жуков. – Нам открыто сказали, что доведение окладов до 50 процентов никак не повлияет на размер заработной платы – деньги просто перераспределят. Социальную выплату нам тоже не повысят, так как в городе проживает больше 100 тысяч человек. Сейчас она составляет всего 6,5 тысячи, в то время как у врачей, обязанности которых мы фактически исполняем, – 14,5 тысячи. У водителей скорой помощи ситуация ещё хуже: они не попали ни под какие федеральные выплаты. Люди массово увольняются, а остальным приходится работать в графике, который опасен как для самих водителей, так и для пациентов.


Светлана Цикулина