Как сталинским артелям спускали сверху план

Одним из важных условий дальнейшего роста производства товаров широкого потребления является улучшение планирования местной и кооперативной промышленности. Товарищ Сталин, партия и правительство требуют, чтобы наши планы были большевистскими. Планы должны быть рассчитаны не на среднеарифметические нормы, достигнутые в производстве, а на среднепрогрессивные нормы, то есть равняться в сторону передовых. Планы, устанавливаемые для предприятий, должны организовать рабочих и интеллигенцию и мобилизовать их на борьбу за план, за движение вперёд по пути преодоления трудностей и обеспечения нового подъёма народного хозяйства. Планы должны полностью учитывать имеющиеся резервы для роста производства, для дальнейшего расширения выпуска продукции.

Однако, в практике планирования местной и кооперативной промышленности, не всегда соблюдаются эти большевистские принципы социалистического планирования. Имеются факты, когда отдельным предприятиям и областям устанавливаются заниженные планы, которые не учитывают имеющихся возможностей увеличения выпуска продукции, исходят из «средних» показателей работы отдельных предприятий в прошлом и игнорируют достижения передовых участков, бригад и цехов. Такие планы легко перевыполняются и не создают необходимого напряжения в работе предприятий.


Работа условной артели по производству рубашек выглядела так. Председатель правления артели приезжал к местному чиновнику, который, сверяясь со спущенными сверху планами, ставил артели задачу: выпускаете за квартал столько-то изделий, такого-то фасона, таких-то размеров, из такой-то ткани, с такими-то пуговицами.

Сдаёте их в такие-то магазины, в таком-то количестве и по такой цене. Зарплаты сотрудникам платите такие-то.

Получив подробные указания, председатель артели брал под козырёк и шёл выполнять. Никакой свободой предпринимательства даже не пахло — что приказали, то и делаешь.

Пожалуй, осталось только добавить, что главным типом артели в СССР была артель сельскохозяйственная, то есть колхоз. Самостоятельности у колхозов, опять-таки, не было: им ставили планы, причём с таким расчётом, чтобы забирать всё по максимуму, отчуждая колхозников от результатов их труда. Напрягаться ради хорошего урожая колхозникам смысла не было: все излишки приходилось сдавать государству. Некоторые колхозы и в этих условиях умудрялись богатеть — за счёт неформальных отношений с местными властями — однако в среднем советский колхоз представлял из себя зрелище довольно печальное.

Ещё про артели можно прочесть, например, вот здесь (ссылка). В той же статье цитируют знаменитое письмо портнихи Анны Павловой, в котором она среди прочего жаловалась Сталину на тяжёлые условия труда в своей артели:

…в 1936 не подписалась на заём, потому что правление не идёт навстречу в получении площади… Вот я и дожила до ручки, осталась юбка да спецхалат; свалится, и останешься в чем мать родила. Вот сейчас работница шьет. Платье стоит 50 рублей: две части правлению, 1 часть работнице, а ей дан хулиганский план 750 рублей; да разве это не барщина, не издевательство над личностью, сколько же ей надо выработать, а кто не вырабатывает, у тех душу всю вытягивают, мол, почему один вырабатывает, а ты не можешь…