«Я не верю в Бога, я знаю»: опыт клинической смерти Карла Густава Юнга

На модерации Отложенный


Легендарный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) вошёл в историю как основатель современной аналитической психологии и один из величайших целителей всех времён. Психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

22 октября 1959 года Карл Юнг дал интервью телеканалу BBC. На тот момент психиатру было уже 84 года, и он всё ещё работал. Беседовал с Юнгом британский политик, дипломат и журналист Джон Фримен . Он в те годы вёл телепрограмму «Лицом к лицу» и был главным редактором журнала «New Statesman». Во время этого интервью у психиатра спросили, верит ли он в Бога и в то, что завершение жизни является концом всего. На эти вопросы Юнг ответил так:

– Я не верю в Бога, я знаю. Чтобы знать, должна быть причина. И если у меня есть знание чего-то, то мне не нужно в это верить. Я также могу с уверенностью сказать, что смерть – это не конец. Потому что существуют такие психические явления, которые не ограничиваются пространством и временем. У вас могут быть сны и видения будущего или подобные вещи. Такие явления существовали всегда, и только невежество способно отрицать эти факты. Они показывают, что наша психика не зависит от ограничений пространства и времени. Из этого следует, что психика не повинуется физическим законам, что и указывает на продолжение жизни.

Карл Юнг в этой беседе рассуждает о смерти, о Боге, о вере и о старости, высказывает много интересных и парадоксальных мыслей и произносит фразу, ставшую знаменитой. 

Большинство людей сомневается в существовании Высшей силы и жизни после смерти. Бесконечность вопросов, которые возникают вокруг этой темы, ставят нас в тупик и заставляют искать ответы. Карл Густав Юнг, выдающийся швейцарский психиатр и основатель аналитической психологии, столкнулся с этими вопросами непосредственно, когда пережил клиническую смерть.

Юнг пережил тяжелую сердечную аритмию, в результате которой его сердце остановилось на несколько минут. В это время Юнг оказался в состоянии, которое часто описывают те, кто пережил клиническую смерть — он видел светлое туннельное пространство, ощущал непередаваемое блаженство и имел ощущение наличия Высшей силы.

Всемирно известный психиатр, поделился своим опытом клинической смерти и захватывающими видениями, которые посетили его в момент нахождения на грани жизни и смерти. В то время, когда ему было 68. Врачи восстановили его, но психиатр не мог забыть то, что увидел во время своей клинической смерти.

 Юнг описывал, что ему привиделись странные видения, которые указывали на скорое окончание его жизни. Он ощутил, что проникает в космическое пространство и увидел, как Земля сияла ярким голубым светом. Затем он оторвался от Земли, наблюдая материки и океаны, размещенные у его ног. Юнг узнал, что для того чтобы видеть Землю в таком великолепии, нужно находиться в космосе на расстоянии полторы тысячи километров от нее.

 Он заметил, что его манит вдалеке глыба из камня, пролетающая по бескрайнему пространству, и решил последовать за ней. Внезапно Юнг оказался перед древним храмом, вмещающим все знания о нем самом и его жизни. Он был уверен, что если войдет в храм, то обретет все ответы на вопросы о прошлом и будущем, о тайнах мироздания. Однако, его путь был прерван доктором, который лечил его и спустился по ступеням храма. Этот доктор был окружен золотым свечением и сообщил Юнгу, что у него нет права покидать земную жизнь.

 После этого разговора Юнг очнулся на больничной кровати. Он услышал от сиделки, которая ухаживала за ним, что в момент его без сознания его окружало свечение, схожее с тем, о котором она рассказывала, видя умирающих людей. Юнг испытывал разочарование и даже гнев на врача, который вернул его к жизни, поскольку после всех увиденных им великолепий земной мир казался ему сковывающей тюрьмой.

 Он также ощущал тревогу, ведь если его доктор вышел из храма, где открываются все тайны, то, вероятно, пришло его время, время ухода (смерти) самого доктора.


"Это практически подразумевает продолжение жизни", – ранее я никогда не касался в своих текстах темы жизни после смерти, поскольку не мог подкрепить свои мысли никакими конкретными доказательствами.

Но сейчас я хочу высказаться по этому вопросу. И даже если мои рассуждения окажутся ошибочными, это необходимо сделать. Мне кажется, что если я не сделаю этого, то потеряю что-то очень важное, – говорил Карл Густав Юнг.

 Юнг утверждал, что настоящих доказательств существования жизни после смерти нет. Однако есть опыт, который заставляет нас задуматься. Юнг называл этот опыт не доказательством, а всего лишь намеком на существование души.

 К таким намекам Юнг относил еще несколько ситуаций, которые произошли с ним на разных этапах жизни. Например, как-то Юнг размышлял о кончине своего друга, на похоронах которого он был накануне.

 – Мне показалось, что мой друг стоит в моей комнате и приглашает меня пойти за ним. Тогда я объяснил это видение игрой моей фантазии. Однако я решил последовать за своим гостем. Мы вышли на улицу, прошли через сад и оказались у дома покойного. Он провел меня в свою библиотеку, в которой мне прежде бывать не приходилось, – вспоминал Юнг.

Друг Юнга взял стул и, забравшись на него, достал с верхней полки вторую из пяти книг в красной обложке. Это переживание настолько заинтересовало Юнга, что на следующий день он отправился в дом, где жил тот самый друг, и попросил вдову провести его в библиотеку.

Взобравшись на стул, Юнг увидел пять книг в красных переплетах. Это были сочинения Эмиля Золя. Юнг достал вторую книгу и прочитал надпись на обложке: «Завет умершей». Именно такие ситуации психиатр и относил к намекам на существование души.

Еще один намек Юнг получил в момент ухода двоюродной сестры своей жены. Психиатру приснилось, что кровать его жены превратилась в глубокую яму, а из нее воспарила женская фигура в ночном платье.


Опыт, пережитый Юнгом, оказал на него глубокое впечатление и стал одним из поворотных моментов в его жизни и карьере. Он утверждал, что эта близкая встреча с смертью помогла ему убедиться в существовании высшей силы и после жизни. 

Опыт клинической смерти Юнга внес существенные изменения и в его понимание психологии и в его работу с пациентами. Он стал активно искать способы объединения духовной и физической сторон личности, исследуя коллективное бессознательное и символы. Он разработал теорию архетипов — врожденных содержаний, которые заложены в глубинных слоях психики каждого человека, и считал, что они связаны с высшими силами и бессмертием.


За два года до своей смерти Карл Густав Юнг давал интервью. Во время этого интервью ему задали вопрос о вере в Бога и в то, что завершение жизни является концом всего. На эти вопросы Юнг ответил так:

– Я не верю в Бога, я знаю. Чтобы знать, должна быть причина. И если у меня есть знание чего-то, то мне не нужно в это верить. Я также могу с уверенностью сказать, что смерть – это не конец. Потому что существуют такие психические явления, которые не ограничиваются пространством и временем. У вас могут быть сны и видения будущего или подобные вещи. Такие явления существовали всегда, и только невежество способно отрицать эти факты. Они показывают, что наша психика не зависит от ограничений пространства и времени. Из этого следует, что психика не подчиняется физическим законам, что указывает на продолжение жизни после смерти.

Конечно, опыт Юнга не может служить "научным" доказательством существования Бога или после жизни, но он является важным свидетельством личного переживания и переосмысления. Он стал для Юнга ключом к новому пониманию мира и его глубокой философской системы.

И так, мы видим, что опыт клинической смерти Карла Густава Юнга имел глубокое влияние на его жизнь и на его труды. Он утверждал, что вера в Бога должна основываться на личном опыте и ощущении, а не на простых убеждениях. Он остался преданным исследованию и трансцендентальным аспектам человеческой эрудиции и влиял на многих последователей своим позитивным мировоззрением, основанным на переживании собственной смерти.


Так что, опыт Карла Густава Юнга подтверждает, что вера в Бога или Высшую силу может быть основана на личном опыте и переживаниях. Возможно, эта история станет поводом для нас самих задуматься о глубинных вопросах и искать свои собственные ответы.