«Вера в бессмертие не является выдумкой или самообманом»
На модерации
Отложенный
– Бытует мнение, что бессмертие человека является вымыслом жрецов и законодателей. Якобы эта вера была внушена людям из-за корыстных целей или для того, чтобы удержать их от злодеяний. Однако сама история отрицает такое предположение, – об этом более века назад заявлял философ, магистр богословия Николай Петров.
Одну из своих работ Николай Петров посвятил поиску ответа на вопрос: какова посмертная участь человека? Опираясь на факты, автор этой работы объясняет, почему вера в бессмертие не является выдумкой или самообманом.
«Эти факты весьма серьезны, и с ними нельзя не согласиться»
Философ отметал версию о том, что вера в жизнь после смерти была придумана законодателями или жрецами. Так как народы, у которых не было ни первых, ни вторых также верили в свое бессмертие.
Он называл еще одну гипотезу возникновения веры в бессмертие. Она возникла потому, что каждый человек любит жизнь и отвергает смерть. Поэтому мы сами придумали себе бессмертие и поверили в него.
– Однако эту версию также можно отнести к несостоятельной. Ведь каждый из нас любит не посмертную жизнь, а земную. Более того, жизнь в другом мире часто представляется человеку более мучительной, нежели жизнь на земле. Именно такой видели загробное существование вавилоняне и жители Египта. А древние греки считали, что лучше прислуживать бедному пахарю, чем царствовать в мире мертвых, – отмечал Николай Петров.
Следующая гипотеза возникновения веры в бессмертие связана с нашими сновидениями. По словам Николая Петрова, наши предки, видевшие себя во сне за работой, охотой, разговорами с другими людьми, заключали, что у человека есть незримый двойник, который во время сна может отделяться от тела. И этот самый двойник продолжает жить, когда приходит время навсегда оставить свое земное существование.
– Эта гипотеза также дополняется случаями, когда спящий живой видит в своих снах умерших, которые являются сновидцу призраками или тенями, совершая при этом какие-то действия или произнося какие-то слова. Эти факты весьма серьезны, и с ними нельзя не согласиться.
Вот несколько примеров, которые приводил философ. Жительница немецкого города Гота г-жа Форкеродт увидела во сне, как она сидит с дочерью в своей квартире. Неожиданно они услышали чьи-то шаги на лестнице.
Вскоре г-жа Форкеродт увидела своего сына, который в то время получал образование в Галле. Мать хотела поприветствовать его, но юноша тут же упал и исчез. На другой день г-жа Форкеродт узнала, что ночью ее сын умер.
Одна из родственниц Гете была разбужена однажды ночью шелестом бумаги. Девушка решила, что ее отец забыл закрыть окно в своем кабинете. Она встала, чтобы проверить это. Однако окно оказалось запертым.
После возвращения в комнату девушка снова услышала шорох бумаги, потом раздался чей-то глубокий вздох, и в доме снова стало тихо.
Через несколько дней родственница Гете получила измятое письмо. Оно было написано другом девушки, который ушел в иной мир в ту самую ночь, когда она слышала в своем доме шуршание бумаги и чей-то вздох.
«Если источником нашей души является тело, то о бессмертии не может быть и речи»
– Наконец, вера в бессмертие основывается и на нашем внутреннем ощущении неуничтожимости нашего сознания.
Легко вообразить себя умершим, но представить уничтоженным свое сознательное «я» не удастся, сколько бы мы не старались, – подмечал Николай Петров.
По словам философа, эти факты указывают на то, что душевная жизнь существует. Остается лишь ответить еще на один не менее важный вопрос: каков источник этой душевной жизни?
Если носителем нашего душевного источника является тело, то ни о каком бессмертии не может быть и речи. Оно будет возможным только в том случае, если наша душа находится в каком-то особом начале и существует вне тела.
– Однако наша душа всегда с нами. Более того, душа это и есть сам психически живой человек, и он не в силах избавиться от души даже на одно мгновение, чтобы увидеть различия между жизнью с душой и жизнью без нее – говорил Николай Петров.
Как же понять, производится ли наша душевная жизнь физическим телом? По словам богослова, если источником нашей души является тело, то в этом случае душевное и телесное развитие должно проходить параллельно на протяжении всей жизни.
В детстве, юности и зрелости наши душевные и телесные силы работают и развиваются практически параллельно. Они постепенно растут, раскрываются и, наконец, расцветают. Однако чем ближе старость, тем больше нарушений в этой параллельности.
В зрелом возрасте наши физические силы перестают развиваться, но все еще держатся на одном уровне. А в то же самое время душевная жизнь совершенствуется: мы получаем новые знания, наш жизненный опыт становится богаче, все лучше раскрывается наша нравственная личность. С наступлением старости различия между душевной и телесной жизнью усиливаются еще больше.
Чтобы четко отличить душу от тела, следует также обратить внимание на нравственную борьбу, которая идет внутри человека. Если бы человек был только телом, то его потребности удовлетворялись бы с удовлетворением потребностей тела. Однако в нас есть некий внутренний человек, не позволяющий отдаться влечениям плоти, которые противны этому внутреннему человеку. Телу не может быть стыдно. Стыдно может быть только нематериальному внутреннему человеку, которому известны законы добра.
По словам философа, каждый человек опытным путем убеждается в том, что в нем действует два закона, которые противостоят друг другу. Это закон плоти и закон внутреннего человека. Николай Петров говорил, что трагедия нашей жизни состоит в том, что наш внутренний человек достаточно слаб и не всегда умеет успешно противостоять влечениям плоти.
– Выходит, что наша душевная жизнь не совершается телом, а независимым от него нематериальным началом, душой. Именно наша душа, а не тело, стремится к вечной жизни, потому что именно такая жизнь ей и уготована, – говорил Николай Петров.
Комментарии
Жизнь очень даже похожа на передачу эстафетных палочек(ДНК).