Афганские сказки Прилепина

На модерации Отложенный


Поклонники Российской империи и Советского Союза продолжают воспевать их проигранные войны

Добрый пушистый Китай

Результат президентских выборов в России известен заранее, а потому вертикаль власти сейчас заботится, в основном, о внешним благолепии. Которое не должны нарушать не только радужные агенты Вашингтона, но и те, кто вполне себе за войну и победу, но отличаются чрезмерным вольнодумством. Поскольку среди таковых есть и «белые» поклонники Российской империи, и «красные» фанаты Советского Союза, предупредили и тех, и других. От «белых» посадили бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, от «красных» - действующего лидера «Левого Фронта» Сергея Удальцова. Ну а их единомышленников, чтобы не скучали, втянули в очередную склоку о последнем русском императоре Николае II и расстрелявших его большевиках.

Первого воспевает в книге «Гибель империи. Российский урок» митрополит Крымский и Симферопольский Тихон Шевкунов, вторых защищает в программе «Уроки русского» писатель Захар Прилепин. Оба заливают елеем проигранные страной войны, ставшие одной из причин её краха. Только агитатор в рясе – Первую мировую, а пропагандист в камуфляже – Афганскую. Первую же мировую он наоборот обличает, фальсифицируя потери русской армии. На самом деле они не 7,5 млн. погибших и инвалидов, как сочиняет Захар, а порядка 2,5 млн. При этом количество павших - свыше 1,8 млн. - выходит одинаковым и у советского демографа Бориса Урланиса, и у антисоветского генерала-белоэмигранта Николая Головина.

«Белые» сказки я уже разбирал в циклах статей «Историческая синагога митрополита Тихона» и «Фальшивая империя митрополита Шевкунова». Теперь можно и «красными» заняться.

«В 1978 году в Афганистане произошла революция. Вскоре была основана Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) провозгласившая образование Демократической республики Афганистан. Новая власть решила строить социализм. Для Советского Союза любой социалистический строй в мире автоматически означал союзника».

Народно-демократическая партия Афганистана возникла много раньше своего прихода к власти. Её учредительный съезд состоялся 1 января 1965 года. Задолго до переворота 16-17 июля 1973 года, когда двоюродный брат короля Мухаммед Дауд вместе с НДПА сверг родственника и провозгласил страну республикой, а себя президентом. И путча 27 апреля 1978 года, когда офицеры-коммунисты разнесли из танков и самолётов президентский дворец, убив Дауда вместе с женой и пятью детьми. С тем же успехом Прилепин мог утверждать, что Ленин сперва сверг Временное правительство и уже потом стал создавать партию большевиков.

Столь же нелепо заявление о том, что все соцстраны мира автоматически значились нашими союзниками. Ещё в 1948 году СССР рассорился с социалистической Югославией (в 1953 году отношения были нормализованы, но в советский военный блок – Организацию Варшавского договора – Югославия не вошла). В 1961 году последовал разрыв с социалистической Албанией. Ну а с социалистическим Китаем дело дошло до вооружённых столкновений.

В боях у острова Даманский 2-15 марта и озера Жаланашколь 13 августа 1969 года погибло 60 советских и несколько сотен китайских солдат. Отношения между Москвой и Пекином испортились настолько, что во время войны в Афганистане Китай поддержал афганских моджахедов, воевавших против СССР. От него они получали все виды стрелкового оружия, безоткатные орудия, миномёты и переносные зенитно-ракетные комплексы. Одних 107-мм 12-ствольных реактивных систем залпового огня китайские товарищи поставили около 500 штук. Одна из них в ночь с 25 на 26 октября 1985 года была захвачена бойцами 177-го отдельного отряда спецназа ГРУ и сейчас находится в Центральном музее вооружённых сил в Москве.


Трофейная китайская реактивная установка в Центральном музее вооружённых сил

В начале 1980-х китайская, иранская и арабская помощь значительно превосходили западную. Своих намерений помогавшие не скрывали. Главный орган Компартии Китая, «Жэньминь жибао» 25 января 1980 года опубликовал материал о встрече фактического лидера КНР Дэн Сяопина с американскими дипломатами, посвящённой в том числе и Афганистану. На ней товарищ Дэн объявил: «Всем нам надо объединиться, чтобы по-настоящему противостоять гегемонизму». Надеюсь понятно, чьему?

«Аравия выделяла тогда по $200-300 млн. в год, и на эти деньги закупалось оружие в Китае - в основном советские аналоги (автоматы АК-47 и другое стрелковое оружие, и даже наши "Катюши" и ракеты "земля-воздух" - реплика нашей "Стрелы-2"). А в Египте вообще закупались остатки советского вооружения, которое туда поставил СССР, пока дружил с этой страной. – Отмечает историк Павел Пряников. – Есть и статистика по военным советникам, готовившим моджахедов, и лидер тут вовсе не США: Китай - 844 советника. Франция - 619, и только затем с большим отрывом США - 289 советников. Американские "Стингеры", сильно изменившие ход войны, пошли в Афганистан только в августе-сентябре 1986 года, тогда же финансирование американцами моджахедов выросло в разы - до $600-700 млн. в год. А так - тяжесть первого этапы войны против СССР в Афганистане вынесли китайцы, саудиты и иранцы».

У Прилепина об этом не слова, как и о помощи моджахедам со стороны Ирана и арабских государств. Насчёт их всех он помалкивает, а про Китай вещает исключительно с восторженным придыханием. КНР у него числится не только среди «самых важных деловых партнёров» (что чистая правда), но и «товарищей и друзей». В альтернативной Вселенной «Уроков русского» боевиков кормили, снабжали и вооружали исключительно США, страны Западной Европы и примкнувший к ним Пакистан.

Признать иное значит зародить сомнение почтеннейшей публики в благих намерениях стран, которых агитпроп выставляет в качестве вернейших союзников России. А главное подтвердить: ввод войск в Афганистан – грубейшая политическая ошибка. СССР оказался втянут в противостояние сразу с блоком НАТО, Китаем и самыми богатыми нефтеносными государствами исламского мира. Причём последние не только помогали моджахедам, но и обрушили мировые цены на нефть.

Ловушка для Брежнева

Американский писатель и политический консультант Петер Швейцер отмечал в своей книге «Победа. Тайная стратегия развала СССР»:

«Вскоре после того, как саудовцы увеличили добычу нефти, мировые цены на нее стремительно покатились вниз. В ноябре 1985 года цена нефти-сырца составляла 30 долларов за баррель, а через пять месяцев — лишь 12 долларов. Для Москвы это означало, что 10 миллиардов долларов, то есть почти половина всех валютных поступлений от экспорта, просто-напросто испарились, как иней под жарким солнцем».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал восторг у тогдашнего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. Уже после развала СССР он в 1998 году в интервью французской газете Le Nouvel Observateur хвастался, что помог спровоцировать Кремль на вторжение:

«Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, то есть после вступления Советской Армии в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но в действительности (это держалось в секрете до сегодняшнего дня) всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что по моему мнению эта помощь повлечёт военное вмешательство Советов... Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну». Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи».

В Белом Доме ситуацию оценили и если, согласно директиве Картера, душманам отправили 695 тысяч долларов, то в следующем году уже 30 млн., а в 1986-ом – 630 млн. Прилепин насчёт бжезинских откровений помалкивает, чтобы не портить глянцевую картинку могучего и мудрого Советского Союза. Зато он неуклюже пытается связать ту войну с нынешней:

«Идейным лидером партии был Нур Мухаммед Тараки. Ему противостояли радикальные исламисты, сформировавшие множество отрядов так называемых моджахедов. Душманов. Этих самых моджахедов, как и нынешние, кстати, нынешние украинские войска, явно и тайно поддерживал весь американский блок. Афганские социалисты запросили у Советского Союза помощи. Советский Союз долго думал. Возглавлял НДПА Хафизулла Амин. Советская военная разведка получила сведения, что Амин ведёт тайные переговоры с американцами и американцы якобы уже готовы перекинуть свои войска в Афганистан... Ну и советская власть решила Амина устранить. Что и случилось в результате операции «Шторм-333»... Советский спецназ потерял при штурме 11 человек, охрана Амина до 350 человек. Место Амина занял лояльный Советскому Союзу Бабрак Кармаль».

Захар опять наводит тень на плетень. Тараки был не просто «идейным лидером», а генеральным секретарём НДПА и председателем Революционного Совета Афганистана – то есть одновременно вождём партии и главой государства как Брежнев. Амин занимал должности министра обороны и премьер-министра, а потом сверг Тараки и велел задушить его подушкой.

Насчёт помощи душманам от НАТО всё верно, но почему бы и СССР не ограничиться таковой? Вьетнамская война, с которой Бжезинский совершенно верно сравнивает Афганскую, как раз перед её началом – в 1975 году – была выиграна без советских дивизий. Да и большевистская Россия устояла, опираясь на свои силы. В чём разница?

Вьетнамские коммунисты повели в бой миллионы крестьян, которым требовалось лишь оружие. Советский Союз и Китай его дали, и американцам пришлось уходить, а их вассальный режим на юге рухнул. За русскими коммунистами тоже стояли миллионы крестьян и рабочих, оружие у них имелось своё, и предшественники НАТО убрались, а за ними и белые правительства. Афганские коммунисты пришли к власти, совершив чисто военный переворот, крестьянам они оказались совершенно чужды – особенно после начала антиисламской кампании. Неудивительно, что власть НДПА меньше чем через год стала сыпаться, а набранные из тех же обитателей кишлаков солдаты разбегались или переходили на сторону моджахедов.

В Кабуле началась паника. Ещё недавно Тараки хвастался: «То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет советской власти, в Афганистане будет осуществлено за пять лет... приезжайте к нам через год — и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Теперь он умолял Москву ввести войска, но в Кремле чуяли недоброе.

«Как мы видим из сегодняшнего разговора с Амином, народ не поддерживает правительство Тараки. Могут ли тут помочь им наши войска? В этом случае танки и бронемашины не могут выручить. Я думаю, что мы должны прямо сказать об этом Тараки, что мы поддерживаем все их акции, будем оказывать помощь, о которой сегодня и вчера договорились, и ни в коем случае не можем пойти на введение войск в Афганистан. – Рассуждал председатель КГБ Юрий Андропов. Ему вторил министр иностранных дел Андрей Громыко. – Наша армия, которая войдёт в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа, прежде всего и в него надо будет стрелять. Правильно отметил товарищ Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции не созрела, и все, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки международной напряжённости, сокращения вооружений и многое другое, — всё это будет отброшено назад. Конечно, Китаю будет этим самым преподнесён хороший подарок. Все неприсоединившиеся страны будут против нас».

Роковой декабрь

Тем не менее кремлёвские старцы шагнули в яму. Брежнев считал Тараки своим личным другом и обиделся на Амина. Тот в свою очередь не мог справиться с моджахедами и вслед за предшественником молил ввести войска. Одновременно начало существенно припекать у советских границ. Руководство НАТО 12 декабря 1979 года приняло решение разместить в Европе 572 американские ракеты средней дальности «Першинг-2» и «Томагавк». Время их подлёта к цели было многократно меньше, чем у межконтинентальных ракет, и США получили возможность нанести упреждающий ядерный удар.

Исламская революция в Иране привела к власти режим аятоллы Хомейни. В конституции 3 декабря 1979 года указывалось, что она «создает условия для продолжения революции в стране и за её пределами и пытается путём развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы». Советский Союз, который Хомейни именовал «малым шайтаном», подобный документ настораживал. Правда США аятолла именовал «большим шайтаном», но они не имели ни сухопутной границы с Ираном, ни шести республик с преобладанием мусульманского населения.

Нарастало напряжение и с Китаем, который начал стремительно сближаться с США. В ответ на свержение советским союзником – Вьетнамом - прокитайского режима Пол Пота в Кампучии, китайские войска 17 февраля 1979 года вторглись во Вьетнам. Пограничные столкновения продолжались свыше десяти лет, а в Кампучии Пекин и Вашингтон совместно поддержали отряды полпотовцев.


Строительство гидроэлектростанции в Афганистане

Кремлёвские старцы почувствовали себя во враждебном окружении и, казалось, чтобы замкнуть его не хватает лишь Афганистана. А ведь отношения с этой страной у Москвы были прекрасные. В 1930-1931 гг. Красная армия и войска афганского короля Мухаммеда Надир-шаха разгромили отряды басмачей. Заключённый тогда договор о нейтралитете надёжно гарантировал безопасность советско-афганской границы и не допускал использования территории Афганистана враждебными нам государствами. Советский Союз помогал развивать экономику Афганистана и успешно разрабатывал его газовые месторождения. В числе строителей афганских гидроэлектростанций был и мой отец, который не раз вспоминал, как уважали там наших специалистов.


Советские инженеры с афганским коллегой. Слева - отец автора

Неудивительно, что Громыко сравнивал королевский Афганистан с Финляндией, а приход к власти НДПА воспринимал крайне скептически. И тут как раз до Кремля доходит резолюция президента Картера от 3 июля о финансировании моджахедов. И слухи о том, что Амин вот-вот перейдёт то ли к китайцам, то ли к пакистанцам с американцами! После чего разместит у себя «Першинги», которыми американцы могут уничтожить космодром Байконур!

Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев.

«Советская военная разведка получила сведения, что Амин ведёт тайные переговоры с американцами и американцы якобы уже готовы перекинуть свои войска в Афганистан... Ну и советская власть решила Амина устранить. Что и случилось в результате операции «Шторм-333»... Советский спецназ потерял при штурме 11 человек, охрана Амина до 350 человек. Место Амина занял лояльный Советскому Союзу Бабрак Кармаль».

Так вёл переговоры или нет? Хотя бы через сорок с лишним лет информация подтвердилась?

«Это утверждение основано на одном лишь факте: после свержения у него в блокноте нашли запись, сделанную его рукой, что «телефон агента ЦРУ в Индии – такой-то». Но мало ли зачем ему была нужна такая информация? В общем, это ничего не значит, а других доказательств нет». – Вспоминал политический советник при НДПА Юрий Кузнец. А посланник США в Афганистане Джеймс Амштуц в ныне рассекреченном донесении от 25 августа 1979 года писал о «полупсихопатическом желании Амина унизить Соединённые Штаты и отомстить за себя».

Налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина. Начальник нелегальной разведки КГБ Юрий Дроздов вспоминал, что сперва афганского лидера пытались убить советские снайперы, но только ранили. Затем его отравили на торжественном обеде, когда Амин с восторгом сообщал, что советская армия идёт – во дворец вызвали наших врачей, те оказались не в курсе и откачали. Пришлось идти на штурм.

«Личному составу «мусульманского» батальона и спецподразделений КГБ разъяснили, что Х. Амин повинен в массовых репрессиях, по его приказу убивают тысячи ни в чем не повинных людей, он предал дело Апрельской революции, вступил в сговор с ЦРУ США и т. д. Правда, эту версию мало кто из солдат и офицеров воспринимал. «Тогда зачем Амин пригласил наши войска, а не американцев?» – Резонно спрашивали они. Но приказ есть приказ, его надо выполнять... Амин приказал своему адъютанту позвонить и предупредить советских военных советников о нападении на дворец. При этом он сказал: «Советские помогут». Но адъютант доложил, что стреляют именно советские. Эти слова вывели генсека из себя, он схватил пепельницу и бросил ее в адъютанта, закричав раздраженно: «Врёшь, не может быть!» Затем сам попытался позвонить начальнику Генштаба, командиру 4-й танковой бригады, но связи с ними не было. После этого Амин тихо проговорил: «Я об этом догадывался, всё верно». Тем временем спецгруппа КГБ прорвалась к помещению, где находился Хафизулла Амин, и в ходе перестрелки он был убит офицером этой группы».

Рассуждая о прекращении Россией помощи Афганистану, после которого моджахеды победили, Захар, суров и скорбен: «Мы повели себя, как черти, как конченые черти, мы просто сдали своего партнёра».

Не поспоришь, но возникает вопрос: как назвать людей, которых партнёр позвал на помощь, а они этого самого партнёра сперва отравили, как крысу, а потом свинцом нашпиговали? И если уж проводить параллели с современностью, то возникают очень грустные ассоциации с гибелью некоторых полевых командиров Донбасса. Их как-то очень резко их одного за другим постреляли и взорвали неизвестные террористы. После чего известный писатель Натан Дубовицкий (чрезвычайно похожий на бывшего замруководителя администрации президента России и дальнего родственника Прилепина) Владислава Суркова писал о такой ликвидации в повести «Подражание Гомеру»:

«Нельзя Минуса под трибунал, товарищ командарм. Он существо популярное. Народ нас не поймёт. Его надо по-товарищески убрать, деликатно, со всеми, так сказать, почестями. Снайперу, к примеру, Рыжему из разведбата поручить, на ту, допустим, сторону фронта зайти. И уже с той-то стороны, прости господи, исполнить. От трибунала нам убытки одни, а тут выгода кругом. И Минуса никакого нет, и одним павшим героем больше станет: вот, типа, славная смерть от вражеской пули, при исполнении, вечная память, пример всем бойцам и прочее ..уё-моё для воспитательной работы. А?»

(Окончание следует)

Юрий Нерсесов