О космосе, познании мира и святом наставнике космонавтов

На модерации Отложенный

Марина Лев

Есть ли у космонавтов свой святой покровитель? Почему наука не сделала за последние 50 лет никаких существенных открытий в области космоса и причем здесь игумен синайской горы и написанная им «Лествица»? Эти и другие вопросы корреспондент портала Православие.Ru задал игумену Иову (Талацу), настоятелю Преображенского храма в Звёздном городке, который по сложившейся доброй традиции напутствует космонавтов перед их отлетом в космос.


Игумен Иов (Талац) в невесомостиИгумен Иов (Талац) в невесомостиВ В В В 


— Отец Иов, наша встреча вновь происходит накануне международного дня космонавтики. В церковном календаре в этот день чествуется память преподобного Иоанна Лествичника. Как вы считаете, случайно ли получилось, что первый полет был совершен именно в этот день?

— Я думаю, что нет. В этом есть великий смысл. Старец Варсонофий Оптинский говорил, что в жизни человека вообще не бывает случайностей. Какая же здесь связь? Вспомним, кто такой Иоанн Лествичник. Это великий столп Церкви, учитель нравственности, которому Церковь посвящает Великим постом отдельное воскресенье. Святой Иоанн учил, как очистить себя от греха и страсти, от того, что делает нас не богочеловеками, а скотами. Он был игуменом Синайского монастыря, а «Лествичником» его прозвали, как известно, по названию написанной им книги. «Лествица» есть лестница духовная, книга о том, как подняться на духовное небо. С какими страстями на каком этапе нужно бороться.

И вот вдруг именно в день памяти этого святого совершается первый полет человека в космос. Не указание ли это нам на то, что летать надо не просто на второе небо, не просто на Твердь, а стремиться в глубины всего мироздания, и не только в глубины, но и вознестись по-настоящему к Тому, Кто может все приоткрыть, ибо Он есть Творец всего!

И если вы хотите познавать мир — исполняйте те правила, которые написаны в «Лествице», которая утверждена на Заповедях Божиих и Священном Писании. Если человечество хочет изучать этот мир, сотворенный Богом, то начинать нужно с того, чтобы не только ракеты делать, но в первую очередь работать над собой, очищать себя от грехов и страстей. Может быть, это указание к тому, что для того, чтобы полететь к другим Галактикам, нужно начать с покаяния перед Богом? Вот посмотрите, что он пишет: «Вот уже и мы, лежащие в глубочайшем рве неведения и во тьме страстей, и в смертной сени тела сего, по дерзости своей начинаем любомудрствовать о земном небе. Великолепие тверди суть звезды, а украшение бесстрастия — добродетели, ибо бесстрастие, как я думаю, не иное что есть, как сердечное небо ума». Будто про нас написано.


Лествица Иоанна ЛествичникаЛествица Иоанна Лествичника— Значит, преподобного Иоанна Лествичника можно считать покровителем космонавтов, космонавтики?

— Да, мы так его и почитаем: он у нас изображен предстоящим на иконе Божией Матери, Которую, кстати, часто называют «Лествицею», Которой «сниде Бог». А святой Иоанн написал свою «Лествицу», чтобы мы могли подняться к Богу, смогли «душу свою представить лицу Господа, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих».

— В прошлую нашу встречу вы говорили о том, что человечество не может совершать межпланетные пилотируемые полеты даже в пределах Солнечной системы, не говоря уже про межзвездные, потому что Господь не попускает этого по грехам нашим. Но вот сейчас на орбите в составе экипажа находится космонавт Олег Артемьев, который принимал участие в международном наземном марсианском эксперименте. Как вы считаете, может быть, это все же означает начало нового этапа в развитии космонавтики?

Не думаю. Подобные эксперименты проводились и ранее, еще по инициативе Королева. Да, и на орбите наш космонавт Валерий Поляков проводил исследования, насколько длительный полет к Марсу и дальнейшая активная исследовательская деятельность возможны физически. Но, как видите, на Марсе еще не побывал ни один человек.

— Но эти эксперименты проводились много лет назад.

— Даже если оставить в стороне духовную неготовность человечества, мне все равно кажется, что наши научные открытия пока не свидетельствуют о том, что мы перешли на новый этап. У нас нет принципиально новых открытий в области космонавтики — ни в отечественной науке, ни в мировой. Все эти ракеты и космические корабли, которые сейчас летают, — принципиально стары: как разработали их 50 лет назад, вот они такого уровня технологического развития и летают в космос.

Да, были какие-то обновления — компьютерные и прочие, но ничего принципиально нового, того, что позволило бы преодолевать огромные расстояния существенно быстрее, за минимальное время, — нет. Какого-то прыжка в науке для изучения Вселенной — того мира, который сотворил Бог, еще не произошло. И я не вижу к этому предпосылок.

Наземный эксперимент «Марс-500», в котором принимал участие Олег Артемьев — это, конечно, результат огромного труда ученых и испытателей, но все же это лишь робкие попытки понять, как может человек вести себя в замкнутом пространстве длительное время. Ведь полет на Марс, при нынешнем технологическом развитии, займет как минимум 8 месяцев в один конец. Да и наземный эксперимент — все же не полет.

На мой взгляд, чисто психологически человек все равно понимает, что хоть он и должен просидеть в экспериментальных модулях положенное время, но он все равно находится на Земле, а не в космическом пространстве. И в случае каких-то опасностей его оттуда вытащат, прекратят испытание.

А полет на Марс — это совсем другое: чисто психологически ты знаешь, что тебя от агрессивной, безвоздушной космической среды отделяют всего 3–7 мм обшивки корабля, что Земля не сможет прийти на помощь в случае опасности. Даже когда сейчас космонавты летают на орбите, они знают, что Земля внизу, в 400 километрах под ними. Да, это далеко, но они видят родную планету, свой дом, и это поддерживает психологически. А в полете на Марс на определенном этапе пути в иллюминаторе будет видна одна только бездонная чернота космоса со всех сторон и Земля как маленькая звездочка. Что человек будет при этом чувствовать, как будет себя вести — никто не знает.

Сама совокупность этих ощущений, — опасная среда, замкнутое пространство, осознание того, что рассчитывать, случись что, можно только на себя, — это невероятная нагрузка на человеческую психику. Поэтому говорить о длительных полетах на Марс, мне кажется, пока всерьез нельзя. Ни у кого в мире до сих пор нет полноценной защиты от космического излучения, и т.д. и т.п. — список причин можно продолжать.

— А для чего Господь вообще попустил человеку шагнуть в космос? Если мы еще не готовы, зачем все это? Зачем был открыт способ преодоления земного притяжения, зачем состоялся первый успешный полет, зачем были построены орбитальные станции, если дальше околоземной орбиты Господь нас, в общем-то, не пускает?

Человеку Господом все дается во благо, чтобы он увидел, как премудро устроено мироздание, узрел красоту Божиего мира и увидел во всем руку Божию, которой все сотворено.

Когда мы приходим в Третьяковскую галерею и любуемся прекрасной картиной, мы же понимаем, что это полотно художника, а не результат эволюции, правда? Особо сомневающимся рекомендую посмотреть наброски и эскизы, которые выложены в некоторых залах рядом с картиной, как например, в зале, где висит картина Иванова «Явление Христа народу». Глядя на эти полотна, мы восхищаемся их создателями-художниками.


Космонавт Олег Котов в открытом космосе во время космического полёта МКС-22Космонавт Олег Котов в открытом космосе во время космического полёта МКС-22В В В В 

Также и с космосом. Господь попустил людям бывать на околоземной орбите, а спутникам улетать к краю ближней Вселенной в надежде на то, что когда человек увидит всю премудрость и удивительную красоту Земного шара, то его сердце тронется благодати. И он поймет, что это не результат каких-то спонтанных, неизвестно к чему ведущих эволюций, но премудро устроенное творение. И человек таким образом станет ближе к Богу. Но человек не всегда этого хочет. Он — революционер, потому что отошел от Бога, и до сих пор гордыня, которая сидит в сердце каждого, бунтует против Творца. А гордость, как говорил Иоанн Лествичник, есть «крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает».

— Почему гордыня так наполняет сердце человека?

— Потому что человек живет не по законам Божиим, а по законам другого царя — дьявола. Человеку хочется жить по законам страстей, жить греховной жизнью, потому ему и ближе законы не истинного Бога, а законы лжебога.

— Как же так? В прошлый раз вы говорили, что когда Господь создавал человека, то каждую его клеточку сотворил согласно заповедям, вкладывая в свое творение незримую тягу к соблюдению заповедей. А сейчас вы говорите, что человека больше притягивает грех и ему проще жить в грехе.

— Эта тяга появилась в результате совершенного первородного греха. Когда Адам и Ева согрешили, то в человеке изменилось всё: и сознание в том числе. Изменился разум. Только представьте, Адам обладал великими дарованиями, он проникал в законы миробытия, ведь мы знаем, что Бог даровал ему право дать имена всему живому на Земле. Чтобы это сделать, надо было проникнуть в самую глубину существа, понять его суть. И Адам обладал такими способностями. Но когда человек впал в грех, в преслушание Богу, он изменился, у него наступило помрачение ума. Мы можем сделать такой вывод, потому что Адам попытался спрятаться от Бога, а значит, забыл, что Бог — везде и все знает.

— И насколько сильно изменилась человеческая природа?

— Чтобы понять, насколько сильно изменился человек, достаточно сходить на кладбище. Что мы видим? Человек был бессмертным, а чем кончается теперь его путь на Земле? Смертью. После грехопадения его сердце стало больше располагаться ко греху.


Грехопадение праотцев. Мозаика РавенныГрехопадение праотцев. Мозаика РавенныЧеловек вкусил то, что нельзя было вкушать. Если проводить доступную нашему разуму аналогию, он как будто съел что-то, зараженное микробами, и теперь человек, может быть, и не хочет согрешать, но его к этому тянет. Вот Святые отцы пишут: «Если ты скажешь, что сотворишь только один раз этот грех, а больше делать его не станешь, то не обманывай самого себя». Ты, может быть, и не захочешь этого греха делать, но страсть будет требовать своего, ибо сказано «творящий грех есть раб греха». Адам и Ева сотворили грех и стали рабами этого греховного мира. А за этим грехом кто стоял? Дьявол! Значит, Адам и Ева подпали под власть этого существа и стали часто исполнять его волю.

Но Бог воплотился и наконец разорвал узы этого рабского отношения. При этом Господь требует выполнять заповеди, о чем говорится в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея.

Трудом и покаянием человек может содействовать возвращению того первообраза, который был в первочеловеке. К примеру, Мария Египетская стала, образно выражаясь, ангелом Божиим. Она ходила по водам: перекрестила Иордан и пошла. Значит, Господь дал ей в тот момент такой дар, что она могла менять законы физики. Она молилась и без всяких антигравитационных приспособлений поднималась над Землей. Мы тут в ракете с помощью 20 миллионов лошадиных сил еле поднимаемся, а она могла просто помолиться. Представьте себе тогда, кем был Адам до грехопадения! Я думаю, мы даже не можем до конца вообразить, каким был Адам, что он потерял. Многие святые отцы говорят, что понять этого до конца нельзя. Он видел Бога, знал его любовь. Адам обладал таким благословением Божиим — и он все это потерял! Вкусил смерть, стал плотью.

— Можно ли тогда говорить о том, что первый человек, которому было дано подняться в космос и увидеть всю красоту Земного шара, тоже отличался чем-то особенным?

— Я считаю, что у Юрия Алексеевича Гагарина было Божие благословение. Если Бог его благословил первым подняться в космос и увидеть под другим углом сотворенный Господом мир, значит, печать и благословение Божие есть на этом человеке.

Почему Бог его выбрал? Ответить на этот вопрос очень сложно, но если внимательно проанализировать всю его жизнь, то станет ясно, что он был очень добрым человеком, он помогал очень многим — практически всем, кто к нему приходил. Помогал «выбивать» квартиры, привозил врачей — чего только не делал. А Бог видит сердце человека.

— Да, учитывая то, какая всемирная слава обрушилась тогда на первого космонавта, возможно, выбор пал на человека, который смог бы эту ношу понести и не зазнаться.

— Все неслучайно. Вспомните слова святого Иоанна Лествичника: «Знак погибели, то есть гордости есть, когда кто возносится и малыми и незначительными делами. Спасительный знак смирения есть смиренно думать о себе и при великих начинаниях и совершенствах». Юрий Алексеевич принимал свою славу смиренно.


Юрий Гагарин


Юрий Гагарин— А еще он был очень бесстрашным. Ученые предполагали, что полет в космос может лишить человека рассудка. А он решился сделать этот рискованный и непредсказуемый шаг. Очевидец событий — Олег Ивановский, который закрывал за Гагариным люк в ракете, рассказывал, что, как только закрутили все гайки, поступило сообщение о негерметичности кабины.
Все всполошились, стали искали причину, люк снова открыли. А Гагарин сидит себе спокойный, улыбается. Чем объяснить такую силу духа?

Силой Духа. Именно тем, что Гагарин был верующим человеком. Не церковным, но верующим. Он был крестным у своей племянницы, в их доме всюду были иконы, он вырос в этой благодати. Юрий был крещен с детства — родители крестили его в церкви святителя Николая. В его родительской семье отмечались все церковные праздники. И я думаю, родители молились за него. И мама и папа. В особенности мать: именно она ездила к старице Макарии, познакомила и Юрия с нею. Значит, и старица за него молилась. Поэтому спокойствие Гагарина объясняется молитвенной поддержкой и его личной верой в Бога. Пусть даже он сам не до конца отдавал себе в этом отчет.

— Но Анна Тимофеевна, мать Гагарина, в своей книге «Память сердца» рассказала о том, что сын скрыл от нее, что готовится к космическому полету. Они и дату не знали — услышали, как и все, сообщение по радио. Единственный человек, кому он все рассказал, была жена.

— Все верно. Точнее, о предстоящем полете женам всех будущих космонавтов рассказало командование отряда. Когда началась подготовка, никто еще не знал, кто полетит первым. Но я уверен, что Анна Тимофеевна, как любая верующая женщина, молилась за сына всегда. К тому же он летчик-истребитель. Читая ее книгу, понимаешь, что жизнь их была проникнута верой. «Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится».

— «Лествица»?

— Да.

— Вы рассказывали, что с детства мечтали стать космонавтом. Наверное, как и многие мальчишки, хотели походить на Гагарина?

— В юношестве, даже при всем том, что я хотел стать космонавтом, все же во мне было крепче духовное начало: хотя я и восхищался Юрием Алексеевичем, но идеалом для меня был мой Бог, мой Христос.

Я помню в детстве, как у бабушки я смотрел на иконы Божией Матери и всегда чувствовал какое-то Ее живое присутствие. В детстве Бог давал мне это ощущение, а сейчас я этого не чувствую, нерадивый монах. Раньше иконы для меня были живые, я знал, что это не икона, это Бог смотрит. А сейчас я растерял это чувство по грехам моим. Надо больше смиряться, больше плакать о грехах своих, каяться. И Бог поможет и всё вернет. Для этого у нас есть учения святых отцов. И еще один путь — творить Иисусову молитву. Человек этой молитвой испрашивает прощение грехов и помилование. Благодаря этой молитве, именем нашего Христа — Владыки и Бога — очищается сердце от страстей и грехов, призывается на нас Его благословение.

Бог делает нас теми существами, к которым Он обращается: «Чадца, дети!» Вот, представьте, стоит Всесильный Бог. Вся Вселенная — песчинка перед Ним: если Он захочет, то все законы сможет в мгновение ока поменять: не закон Ньютона у нас будет действовать, а какой-то другой. И кто мы? А он нам: «Дети!» Мы же все против Него грешим, нарушаем заповеди, все против Него делаем, а Он нам говорит: «Дети! Вы что делаете? А ну исправляйтесь!»

Так что я хотел бы равняться на людей, которые при жизни смогли стяжать благодать Духа Святого: на преподобного Сергия, преподобного Серафима Саровского, святителя Григория Паламу, преподобного Иоанна Лествичника, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Эти люди — для меня воистину гении.

— В самом начале нашей беседы вы сказали, что дальние межпланетные полеты психологически слишком тяжелы и совершенно непредсказуемо могут отразиться на человеческой психике. Можно ли предположить, что верующий человек выдержит эту нагрузку лучше?

— Думаю, да. Потому что когда человек верит в Бога, нашего Спасителя, в Матерь Божию, он знает, что весь мир создан Господом, и он до сих пор Им контролируется и управляется. А для Бога не существует миллионов световых лет — для него, что миллиметр, что миллион, что миллиард — одно и то же: Он всегда рядом с человеком.

Верующий понимает, что человек — центр мироздания, потому что он создан по образу и подобию Божьему. И для такого человека тяготы межпланетного перелета могут быть преодолимы. Потому что он летит с осознанием того, что Земля, эта колыбель жизни, рода человеческого — есть святыня, потому что на ней родился Господь — Творец рода человеческого, Творец Вселенной. По этой земле Он ходил ногами и всю ее освятил. Он взошел на Крест, омыл все грехи человеческие своими страданиями и воскрес.


МарсМарсИ эта планета уникальна не только тем, что на ней есть жизнь, мы с вами. Нет — она уникальна потому, что здесь жил Бог, Который стал человеком и жил среди нас. Творец, Который сотворил все мироздание: и Солнце, и Марс и Юпитер, — Он не жил на Марсе, Он пришел к людям сюда. Христос проповедовал Царствие Небесное и вечную жизнь грешному человечеству. Он захотел сделать людей Своими братьями, детьми.

Вот когда человек, который будет знать и помнить, что все сотворено Богом, полетит на Марс, то для него этот полет станет попыткой еще больше прославить Творца. И если с таким помыслами люди будут летать на другие планеты и в глубины мироздания, то, я думаю, они смогут путешествовать в космическом пространстве. Но, как мне кажется, люди пока к этому не готовы. Судя по тому, какие мысли и помыслы руководят людьми на всех континентах, они далеко отстоят от подлинного понимания того, что творится в мироздании. Я думаю, что человек до сих пор не понимает, что из себя представляет Вселенная на самом деле. Мы снова возвращаемся к вопросу о том, что знание это не дается человеку, потому что Творец приоткрывает тайны законов, по которым живет мироздание, только тем, кто помыслами своими уже прикоснулся к Горнему миру.

Есть четкий закон, который нельзя нарушать: «Ищите прежде царствие Божие, а все остальное приложится Вам». Прежде — Царствие Небесное!

Человеку, который нашел Царствие Небесное благодаря исполнению заповедей Творца Вселенной, Сотворившего все эти звезды, галактики, мироздания — ему Господь может приоткрыть и более второстепенное: как устроена эта материальная Вселенная — твердь.

— А может быть, Господь не открыл человеку доступ к другим планетам не потому, что мы духовно к этому не готовы, а потому что у них все же несколько иное предназначение? Ведь остальные планеты — не то что некомфортны для проживания, они смертельно опасны. Константин Эдуардович Циолковский — основоположник космонавтики — сделал интересное предположение на счет предназначения всех этих планет. Он разделял теорию космизма и считал, что человечество должно осваивать другие планеты, потому что когда после Второго Пришествия Христова мертвые восстанут, то всем этим людям надо будет где-то жить.

— Знаете, духовная Вселенная — бесконечна. Недаром говорят: «У Бога места много».

Я думаю, дело в другом: когда человек воскреснет из мертвых, эта материальная Вселенная, может быть, даже изменится. Плоть человека приобретет другие свойства. Мы знаем, что когда Господь Иисус Христос воскрес, Он ходил сквозь стены. Так что ни радиация, ни температура другой планеты, мне кажется, не будут иметь значения.

Когда человек находится во плоти, в таком греховном состоянии как сейчас мы с вами, ему надо кушать, дышать, а в духовной Вселенной, судя по всему, будет все по-другому. Нам это даже представить нельзя. Но человек создан не для того, чтобы заниматься материальным миром, как в данный момент. Он создан руководить Вселенной в дальнейшем. Но и эта миссия тоже второстепенна. Главное — Бог. Вся Вселенная и познание ее — второстепенны, потому что если бы это было не так, Бог сказал бы: «Изучайте, познавайте и Царство Небесное и мир». Но Он сказал: «Ищите прежде Царствие Божие». Прежде. Т.е. главное устремление должно быть направлено к Богу, к Горнему миру. А все остальное, познание Вселенной — приложится. Если это нужно будет.

А мы неправильно расставляем акценты в жизни. Если мы строим дом не на том фундаменте, неправильно сделали опору, то рано или поздно дом упадет. Поэтому Господь до сих пор не позволяет сделать серьезных принципиально новых открытий в области космонавтики. Люди недостойны изучать мир. Вместо пользы, изучая мир, они получают вред, начинают сходить с ума, говорить, что они — такие великие, хотя поднялись чуть выше от Земли, слетали еще к Луне, такой вот маленькой. А что это всё против Вселенной? Ничто. А люди считают себя чуть ли не богами.


Преподобный Иоанн Лествичник


Преподобный Иоанн Лествичник«Тщеславие по виду своему есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который хоть и мал, однако расхищает всякий труд и плод» — вот как сказано про это в «Лествице». Все наши усилия — впустую. Пока не будем понимать, ради чего мы исследуем Вселенную.

Что, мы покорили законы, которые есть в вакууме и уже можем ими полностью пренебречь? Нет! Не дай тебе скафандра — от тебя пыль останется, условно говоря. Человек же, верящий и стремящийся к Богу, правильно понимает значимость этих открытий. Как например, Валерий Георгиевич Корзун высказался: «Мы робко изучаем мир. И говорим “Господи, помоги!”«.

Благодаря открытиям ученых с каждым годом поражаешься, насколько все премудро было сотворено. Уже давно известно, что когда наши ученые пытались математически подсчитать массу всей Вселенной, то оказалось, что весь видимый нами мир, все эти звезды, галактики, кометы и пр. — всего лишь примерно 6 процентов от веса Вселенной. А остальные 94 — это некая темная материя и темная энергия. И мы ее не видим. И вдруг оказывается, что Вселенная — конечна, а также, что существует некий «каркас», который является, если можно так выразиться, основой Вселенной. Ученые пытались найти «нити» этого каркаса, ищут и сейчас, уже долго, пытаются запечатлеть. Сейчас есть предположение, что видимая Вселенная — плоская, по форме ее можно сравнить с автомобильной покрышкой.

— Но ведь покрышка не плоская, у нее есть ширина?

— Да, я имею в виду, что по форме это не шар.

К сожалению, установить точные размеры этой Макровселенной ученые пока не в силах. Можно только предполагать, отталкиваясь от того, что видимый край находится от Земли на расстоянии 13,7 млрд. световых лет. Но какая часть от общего целого доступна нашему взгляду, сложно судить. Также ученые выдвигают гипотезу, что вся эта Макровселенная находится в некой шарообразной пустоте, которая имеет диаметр около 100 млрд. световых лет.

— В полом шаре?

— Да. Что еще интересно, сейчас ученые пришли к выводу, что Макровселенная имеет пористую структуру, точнее сказать — ячеистую. Знаете, как пчелиные соты. Этот вывод был сделан на основании исследований, которые показывают, что распределение скоплений Галактик в пространстве подчиняются каким-то пока не ведомым нам законам. И эта закономерность, запечатленная в сотовой макроструктуре Вселенной, указывает на наличие каких-то ограничивающих «соты-ячейки» каркасов. Жестких каркасов — «тверди», как написано в Библии. Эти каркасы поддерживают всю крупномасштабную структуру Вселенной.

— Из чего же они состоят?

— Ученые предполагают, что как раз из той самой темной материи, которой во Вселенной, оказывается, подавляющее большинство и которую мы не видим. О ее наличии мы можем судить только косвенным образом — с помощью приборов. И теперь ученые упорно пытаются «нащупать» нити темной материи, из которой соткан каркас Вселенной.

— Это можно, наверное, сравнить с попыткой поймать черную кошку в комнате, где выключен свет. О том, что кошка в комнате, свидетельствует шум, который она производит, но попробуй ее отыщи.

— Не совсем так: кошка передвигается в пространстве, а эти нити составляют некое целое, каркас огромной структуры, гигантских по человеческим меркам размеров. Но аналогия с ориентацией на косвенные свидетельства существования справедлива. Подобные поиски проводили в 2001 году в Эдинбургском астрономическом университете. И ученым удалось обнаружить «нити» каркаса в мощнейшем скоплении Галактик (если не ошибаюсь, оно называется Abell 901, в нем около 50 тысяч Галактик). Сотрудники института пытались установить размеры «ячеек-сот», но, пока, насколько мне известно, к каким-то точным выводам не пришли.

— Т.е. определить, какой конфигурации этот каркас, пока не удается?

— Да. Нащупывают только отдельные ниточки, видимо в таких местах, где это можно очень явно заметить — например, в таком плотном скоплении Галактик, как Abell, где эти ячейки достаточно плотно заполнены. Подумайте, неужели такая упорядоченность могла самопроизвольно появиться в течение каких-то миллиардов лет? Да нет, конечно.

Так вот, чтобы человек вообще мог понять, как Бог сотворил этот мир, Господь может открыть человеку любые тайны, но для этого надо любить Бога и знать, что полнота жизни — не на Земле, что мы уготованы для другой совсем жизни. И если мы будем стремиться к этой Горней, небесной жизни, то мы сможем узнать и все остальное. Еще раз вспомним: «Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам». Это Бог сказал. А значит, если мы это выполняем, то это открывает нам доступ ко всему.

Об этом нельзя забывать. Особенно в день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Его «Лествица» — фундаментальный труд. Если выражаться современным языком: инструкция для тех, кто хочет войти в Царствие Божие. Для этого людям надо стяжать смирение: «Смиренномудрие есть дверь Царствия Небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сей дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет и изыдет… без страха из сей жизни, и пажить обрящет (Ин.10,9), и злак в райских селениях».

С игуменом Иовом (Талацем)
беседовала Марина Лев