Начальный свод. Часть VII

На модерации Отложенный

Все это время я полагала, что мне удастся отмолчаться до конца этого судебного разбирательства, чтобы все, кто привык измерять свои духовные потребности привычным куском моей прозы, – тоже мог спокойно поразмыслить, насколько ему это все нужно, да и нужно ли вовсе?.. Вокруг столько разнообразных предложений, что уж давно невозможно что-то почитать, посмотреть или послушать, не оскоромившись. Однако ведь это — на мой взгляд! А взгляд должен быть у каждого свой. Поэтому мне захотелось помолчать после всего сказанного, ведь, в принципе… сказано уже вполне достаточно.
Другое дело, что я-то говорю вовсе не потому, что мне лично так уж надо постоянно давить кому-то на совесть. И без меня таких желающих — пруд пруди. Как только пристроятся к бюджетному корыту, так у всех проявляется одна общественная потребность: пояснить окружающим, насколько они бессовестные, некультурные, нетолерантные… какие они фашисты-экстремисты, раз решили жить своей головой, а не продуктами чужого «мыслительного процесса».

Но… раз уж со дна Волги, не столь далеко от наших мест нынче достанут тела детей, запертых в трюме старого ржавого корыта, - понятно, что и мне отмолчаться уже не получится. Нет, я не собираюсь рассматривать истоки этой трагедии, ее причины… все это было уже мною рассмотрено не раз. Просто хочу поинтересоваться, а каково это?.. Каково стоять на берегу взрослым живым людям, когда из Волги вынимают тела детей, которых впервые в России никто не кинулся спасать?.. А что, эти взрослые люди, застывшие сейчас в оторопи на берегу, - не знали/не догадывались, что нельзя оставлять детям подобные проблемы?..

Все эти взрослые много лет спокойно наблюдали за тем, что приходится выносить мне, поднимавшей вопросы разрушения государственной инфраструктуры, прежде всего транспортной, государственного технического контроля и надзора. Можно ведь хотя бы себе не лгать и признаться, что большинство вокруг искренне считали, что это касается лишь меня лично. А, если уж совсем честно, то многих при этом не устраивала моя «личность» и все, что ее «касалось». Они считали вполне допустимым полагать, что все эти проблемы разрушения государственного управления их лично никогда не коснутся.

А тут выясняется, что лучше было бы заниматься этими проблемами, когда они с виду касались лишь меня лично, радуясь, что нашлась подобная (пусть не слишком презентабельная) личность, которой это все-таки не до фонаря. Надо было мысленно прикинуть свои личные резервы и возможности на тот случай, если эти «отвлеченные» проблемы вдруг коснутся лично.

Но… знать бы где, – так соломки б подстелить, верно? Десять июльских дней на берегу Волги стояли люди, не представлявшие, насколько может быть невыносимо больно, когда это все касается лишь тебя лично… нисколько не касаясь даже капитанов проплывавших мимо судов… И как эти несчастные люди с подобными «личными» проблемами дальше жить собираются… лично я тоже не представляю.

Чего ж в такой ситуации скрывать, что многих раньше раздражало, когда я упоминала о себе лично. А уж когда я просила мысленно прикинуть, во что обойдется всему обществу и каждому лично любой плевок в мой адрес – и вовсе иногда вызывало неприятие, верно? А теперь можно, наконец, начинать соображать головой, а не другим местом, – что я имела при этом в виду не «недотрах», не «обиду на жизнь», а несколько иные вещи?.. Какие могут быть у меня «обиды на жизнь», если я добровольно сделала ее инструментом , позволяющим заранее почувствовать непроходимые топи человеческой боли?

Теперь можно понять всю мою горечь бессилия, когда уже со своей стороны сделаешь все, чего ни один мужчина с роду не делал в русской литературе, – а вместо тебя суют никчемную шваль, которая себя-то ни от чего предостеречь и удержать не может, а не то что. И при этом ведь именно само существание большой прозы является подчас единственным доказательством существования нации, а вовсе не доблестная «отработка» ст. 282 УК РФ правоохранительныи органами в деле поддержки достоинства «двухсот наций».

Интересно, может капитаны проплывавших мимо судов решили, что в воде тонут люди неподходящей «нации»? Или они подумали, что уронят свое «национальное достоинство», поместив на палубу всех этих неудачников и лузеров?.. Вот мы и получили «олицетворение» многих государственных и общественных проблем, которые, по общему представлению, должны были касаться только меня лично. По причине «недотраха», конечно. И сообразить, как могут «дотрахнуть» эти проблемы каждого в отдельности… очевидно, было слабо.

А как вы считаете, насколько кому помогут в складывающейся ситуации – «Народный фронт» или «Народное ополчение»?.. Конечно, одно дело ведь делать заявления от себя лично, за такое ведь можно получить судилище, вроде моего нынешнего, верно? Но совершенно другой коленкор – разглагольствовать в телевизоре от имени «партии», «фронта» или «ополчения»…

Соглашусь, это редкое искушение – в очередной раз поверить, будто всех этих «фронтовиков» и «ополченцев» действительно лично волнуют сложные проблемы государственного управления, а не личные шкурные проблемы трудоустройства. Будто только сейчас и именно у этих людей есть шанс, наконец, решить все проблемы, накопившиеся за длительный период их торчания в телевизоре… будто у всех них действительно проснулась совесть.

Тут как раз опять хочется вставить свою так и «недотрахнутую» личность в качестве лакмусовой бумажки. Судя по происходящему нынче со мной, – совести в этих «фронтовиках» и «ополченцах» вполне поровну, что у тех – то и у других. И, на мой взгляд, не стоит при этом дожидаться, как может «всеобщее равенство» проявиться на ваших детях.

Но это ведь – на мой взгляд, а я, согласитесь, в этом раскладе – лицо заинтересованное. Я же считаю, что все эти господа не раз пытались заткнуть мне рот, да и сейчас вылезли в виде «фронтов» и «ополчений», чтобы не дать прислушаться к давно сказанному, в т.ч. в их отношении.

Расчет при этом делается на самых «простых людей», которые у нас – проще некуда. «Простого народу» у нас еще очень много в наличии, потому его никому не жалко. А некоторые представители нашего народа - простые, прям, как советская трешка. И будто бы у нас до сих пор продолжается День советского сурка, когда всем другим можно запросто на голову накласть, раз рядышком подобная «простота» уродилась – в виде «пролетариев всех стран», на которых родимого совка не хватило. И нынче этим самым «простым людям» представляется отличная возможность проверить, насколько лично я – «обижена на жизнь».

Отчего бы всем «простым людям» еще разок не проверить, как эти славные «фронтовики» и «ополченцы» смогут ответить за будущее их детей?.. Что, не хочется проверять подобное на себе и своих детях, да? В особенности этого не хочется делать, когда видишь, что у нас сегодня никто не отвечает и за элементарную безопасность детей на речном корыте посреди Волги, а с «фронтами/ополченьями» на ответственные должности пробиваются абсолютно аморальные личности с уголовной мотивацией, забывая на время выборов, что на подобных должностях человеку с личным достоинством – принято отвечать за все.

* * *

…Жили-были эти «простые люди» своей непростой жизнью, надеясь, что пронесет, если не высовываться, не слишком заботясь о том, кто и что говорит от их имени, пока они мудро помалкивают в тряпочку. Небось, некоторые «простые люди» еще и соображали про себя, что они лично смогут урвать от такой своей «премудрости». Так, если и доведется «урвать», то ведь не ради себя, а исключительно для детей… Урвали.

Теперь вот людям на волжском берегу – очень просто определить, во что им лично обошлось многолетнее издевательство надо мной лично. И здесь опять-таки не «обида на жизнь», а констатация полнейшего неумения делать выводы… хотя бы для себя лично. Я-то сообщаю вслух вовсе не «личные обиды», а выводы. А выслушивать верные выводы, согласитесь, всегда достаточно обидно.

Потому-то у нас сегодня и числятся совершенно другие личности – в писателях, в экономистах, в строителях… Потому вокруг полным-полно граждан разного достоинства, которые, нисколько не стесняясь, перекраивают нашу жизнь по собственному разумению, вовсе не планируя на ближайшее будущее – расплатиться за старые обещания, намереваясь взять новые кредиты под залог нашего общего будущего. А все почему? Потому, что у них самих… сроду не было никакого «будущего».

Но ведь и те, кто сегодня застыл в немыслиом горе на береге Волги, – тоже искренне считали, что расплачиваться за прежние долги по взятым ранее кредитам – будет кто-то другой. Конечно, господ, умеющих лишь разводить ручонками в телевизоре, отвечать не заставить, но и их самих это ведь тоже коснуться не может. Разве не так? Таковы, извините, общечеловеческие представления о «справедливости». А после случившегося большинство сетует на Бога, забывая, какой ничтожной швали позволили разспорядиться будущим собственных детей. И кто же при этом помнил о Боге?..

И никакого другого «будущего» у этих деятелей в телевизоре для наших детей не предусмотрено, они и будущее собственных детей смогли обоспечить лишь за наш счет. Сами они ни за что ни отвечать, ни платить не собираются, им и платить-то нечем. Они бурно выступают и клеймят неких чиновников, «подмахнувших бумажки», капитанов проплывавших мимо судов, не оказавших помощи утопающим… и ни слова о том, кто весь этот грандиозный бардак «ради будущего наших детей» – раскрутил и спонсировал.

И как за все предыдущее их «реформаторство» за них уже расплачиваются совершенно посторонние люди — можно было наблюдать на берегу Волги, когда искали последние 15 трупов «пропавших без вести». Это впервые была такая «операция по спасению», что… чье-то спасение приносило только… ужас. Ведь каждый понимает, что сейчас таким «спасенным» страшнее всего глядеть в будущее, где уже нет места их погибшим детям.

Замечательное будущее расстилается перед ними! Не надо больше никому вытирать сопли, кормить, поить, одевать… не надо ломать голову, как же оставить своего ребенка с уродами, до основания разрушившими экономику страны… уж больше не придется просиживать задницу на родительских собраниях в школе, слушая пафосные речи о «воспитании подрастающего поколения в мулькультурных традициях». Вся эта «мультикультура» на наших глазах ушла на дно Волги.

Но разве они сами не отдали в залог будущее своих детей, полагая, что им можно где-то промолчать, где-то исхитриться, где-то солгать, где-то приспособиться?.. Делая вид, будто все эти «фронтовики» и «ополченцы» – могут решить те государственные проблемы, которые не под силу решать им самим в одиночку?

Говорю… говорю… особо не рассчитывая на понимание. Будто не говорила того же по поводу пожара в «Хромой лошади»… Все родители в такой момент полагают, что им все вокруг должны осталися, не понимая, что они просто первыми расплатились собственныи детьми - за чужие кредиты.

Расплатились будущим своих детей, поскольку позволили им приторговывать на каждых выборах, только и всего. Но окружающие, от которых они сейчас ожидают участия, сочувствия, сострадания… прикидывают их ношу на себя, понимая, что все эти «сочувствия» – лишь жалкая попытка взрослых – оправдаться перед погибшими детьми.

Вряд ли кто-то при этом способен понять, что его личная трагедия началась задолго, в те времена, когда взрослые люди сделали себе скидочку, полагая, будто вправе оставлять детям подобные нерешенные проблемы.

Что, кто-то из взрослых людей в Перми не понимал, что ничем хорошим это не могло закончиться, когда они просто отпускают своего ребенка в неурочный час тащиться через всю Пермь на шалман, который начинается в час ночи?.. Так, наверно, ведь и денежку давали, чтобы их чадо выглядело «не хуже остальных».

Разве все эти несчастные родители не желали, чтобы их ребенок сделал там «карьеру», нашел «свою судьбу», как ее ищут в телевизоре участники реалити-шоу «Дом-2»?.. Они с легкостью приняли куда раньше своих детей эти «современные правила игры», желая своему ребенку только добра… в ущерб остальным детям. Разве не так? Ведь это их дети должны были «найти свою судьбу» в ночном шикарном кабаке за столиком для вип-персон.

При этом и родители, и дети — отлично знали, как вообще-то положено делать свою в России, и что за «вип-персоны» сегодня торчат по ночам в каждом «клубе». Ой, или даже не догадывались?.. Пускай теперь про это врут самим себе, сколько влезет. Но пускай знают, что после сказанного мною — их оправдания и гроша ломанного не стоят. И при этом совершенно неважно, что вить они «ничего такого не читали».

Это уже совершенно не мои проблемы, если честно. Моя проблема в том, чтобы подойти к истине настолько близко, насколько никто из наших многочисленных добрых пап и мам разнообразных национальностей и «мультикультур» – все равно подойти не сможет. По ряду причин. А вторая моя проблема в том, чтобы изложить то, что удается вынести — так, чтобы никто не смог сделать вид, будто я сообщила что-то выше его понимания.

И при этом не стоит забывать, что, родив ребенка, – каждый отвечает за его будущее самостоятельно, решая общими усилиями лишь те проблемы, которые созданы на государственном уровне, не пытаясь от них уйти в частном порядке.

А то ведь некоторые полагают, что это у других родителей будут проблемы с летним отдыхом детей, их ночным досугом и обустройством в жизни. А у них, как у поросенка Наф-Нафа, который «на свете всех умней» – таких проблем не будет. Забывая концовку сказочки, повествующей о том, как владельцу каменного особняка пришлось спасаться вместе с другими свинскими братками.

И, согласитесь, это была бы уже совсем другая сказочка, если бы волк сожрал поочередно всех тех, кто не смог украсть из бюджета на коттедж, на отдых в турецком аквапарке, на круиз по Волге… И в самую последнюю очередь он пришел бы к Наф-Нафу и обломался бы о каменное ограждение.

Не кажется ли вам, что сидеть в особняке с волками, воющими под окнами, зная, что братьев уже не вернуть… что-то из того же флакона, как стоять в качестве «спасенного» на берегу Волги в ожидании трупа ребенка, «пропавшего без вести»… или сетовать на судьбу после пожара в «Хромой лошади»?.. Что-тотакому «остатья в живых» - радоваться не тянет, верно?

Простите за реализм, но я за свои «циничные» слова – уже заплатила кровью. Кстати, особо никому не казалось незаконным начать разборки со мной - именно с моих детей, требуя на допрос и восьмимесячную внучку. Это ведь некоторым даже показалось забавным. По крайней мере, никто не видел ничего предосудительного, когда мою несовершеннолетнюю дочь допрашивали по четыре часа, шантажируя тем, что изберут для матери «другую меру пресечения». И некоторые, наверно, даже ловили себя на мысли, что действительно «такое» надо бы и «пресечь», раз они себе этого «не могут позволить».

* * *

Задолго до нынешнего уголовного преследования меня-любимой выяснилось, что у нас ведь вполне довольно писателей, публицистов, строителей, экономистов, аналитиков… да всякой твари по паре полно и без меня. До этого, кстати, долго доказывали, что без меня полно драматургов и сценаристов.

Только по этой причине и у меня нынче - твердое алиби. К тому, что сейчас творится в театрах страны, и к тому, какое дерьмо льется с экранов – лично я никакого отношения не имею. Правда, и в этом вопиюще случае… виноватых нет. Опять все просто хотели работать только на себя, желали счастья только своим детям, пытаясь прорваться в будущее в одинночку — как в форточку в сортире.



И действительно, это вовсе не их вина, что все вокруг смотрят на их частные прорывы… вполне безучастно. Возможно, у подавляющего числа зрителей тоже нет каких-то отдельных высоких мыслей о государственном устройстве. Но они и без того легко понимают, что от нашего нынешнего «высокого искусства» – их отделяет вовсе не рампа, не экран телевизора, монитора или кинотеатра, а… сама жизнь.

В театре, кино, на телевидении мы сегодня любуемся на жуков в банке, причудливо окрашенных в ходе природной мимикрии. Они пищат нам о любви, о смысле жизни, спекулируют на нашей истории… на классике, которую сами так и не удосужились понять… Некоторые даже пробуют сложить на все общество те проблемы, которые находятся в исключительной прерогативе государства.

И вот у нас уже заурядная актриска пытается «заглянуть в душу», собирая деньги на лечение детей, когда каждый миг ее широкомасштабного пиара — уносит жизни маленьких пациентов.

Сыграла ли сама эта актриса хоть одну роль, которая бы действительно наполнила ее современников желание жить и бороться за собственное достоинство? Нет, за ее плечиками из «серьезных ролей» – лишь низкопробная политическая конъюнктура вроде «Доктора Живаго». Тем не менее, она считает, что вправе прочесть «нравственную проповедь всему обществу», что именно она достойна спасать детей, предавая таким образом общественные интересы.

Простите, но люди объединяются в государство, чтобы дети, больные онкологией, оперировались неедленно, не ожидая, когда их придет «спасать» актриса, так и не состоявшаяся в собственной профессии.

Отчего бы Чулпан Хаматовой сейчас не пойти и не оживить всех, кого вынимают сегодня на неприветливом волжском берегу? Так сказать, «подарить жизнь». Ой, спасать этих детей в ее планы тоже не входило?.. Но ведь в спасительницы больных детей Хаматова подалась… так и не дождавшись отклика от всего общества в своей профессии, чего только не сыграв, как только не покривлявшись.

Конечно, можо сказать, что все общество пока еще не доросло до ее высокого творчества. Это же проще заявить, чем самой подумать головой о том, чем же она занимается на самом деле ради денег. А еще проще и приятнее — в нашем нынешнем воровском бедламе доставать все общество отрытыми моралями о больных детях.

О том, как детскую медицину обворовывали много лет супруги Зурабовы, а теперь — супруги Христенко, – от Чулпан и полслова не вытянешь. Разве она может сказать такое? Она такое сказать стесняется, ей ведь только не стыдно с голой задницей «любовь» изображать на экранах страны в низкопробном пойле. А сама она – такая вся трепетная, такая непосредственная и… тупая, как пробка. Какой-то… подловатой тупостью. Той самой, о которой в «простом народе» говорят: «Простота – хуже воровства!»

Но даже эта тупица замечательно сообразила, как лучше бабло в России сшибать. И при этом прослыть паинькой не методами своей продажной профессии «норки нараспашку» (с. Курт Воннегут), а тем, что только Чулпан, оказывается, страстно хочет помочь больным детям, совершенно случайно перепутав при выборе профессии - медицинский институт с борделем.

А разве она не могла бы помочь всему обществу средствами своей профессии? Ой, только не надо соплей про то, как очередное совковое ничтожество, решившее «самовыражаться», раз уж Господь не дал умишка усвоить физику и математику для нормальной профессии, – «не встретило своего режиссера».

Со своими «режиссерами» встречается каждый, не надо ля-ля. И каждый из нас встречается по жизни далеко ведь не с одним «своим режиссером», верно? Как правило, режиссеров каждому предоставляется с избытком, чтобы всегда был… выбор, верно? Ну, что мы можем потребовать с тех, кто по желанию режиссера готов за деньги снять исподнее и вывернуться наизнанку, лишь бы лопухи в зале поверили в его «любовь». Эти люди давным-давно предали интересы общества… взгромоздив на них свои собственные.

Но, как и всем, в ком еще чуть жива их собственная душа, им нужны ведь не психоз зомбированных «поклонников», не оплаченные их продюссерами рецензии, не «устроенные» по знакомству премии, – им нужно то самое искреннее ответное движение души… нечто, сотканное из тонких эфиров, как воздух, как душа ребенка… Что-то такое… неподвластное нашему прагматическому существованию в «реальном мире».

Как мало мы ценим такого рода вещи в текучке, полагая себя вечными, считая «бреднями» любое упоминание о совести и чести. Но вот вынуто из Волги чистенькое тельце ребенка, еще не подернутое тлением… Просто глазки закрыты, а личико — спокойное, будто малыш просто заснул. Но в нем уже нет того, что всем на давалось совершенно бесплатно — души, этого настоящего чуда, которое мы были обязаны сохранить.

Ах, давайте-ка, заклеймим в очередной раз меня – за мой личный «цинизм», момент весьма подходящий. Только потом придется свои глупости зачеркивать так же, как их пришлось срочно вырезать из записи пермской передачи.

И посмотрите, что же было смонтировано в результате. Ага, как раз то место про обрушение комплексной нормативной системы, что не может не коснуться каждого — причем, в тот момент, когда этого меньше всего ждешь. Но большинство на совковый манер полагало, что это мне – «больше всех надо».

Это ведь мне «выгодно» личное участие окружающих – пиар и все такое. При этом от наглого требования «личного участия» в судьбе обобранных на государственном уровне умирающих детей актриски Чулпан — никто брезгливо не отворачивается, предпочитая не задумывается, кому и на какие цели экономит «государственные средства», стараясь не принюхиваться к стойкому запашку мертвечины.

Хотя, казалось бы, давно уж все могли понять, что я-то могу справиться со всем и в полном одиночестве. А на сколько мне «необходимо» нечто вроде «признания» от «моего народа»… так это тоже «отдельная пестня». Я ведь не Иисус и даже не поп, чтоб паству собирать для очередной проповеди. И нисколько не претендую на званье «современного писателя», чтобы «заклеймить все общество». Мне и по мозгам прилетает, поскольку я всегда говорю о конкретных людях, называя вещи своими именами.

* * *

«Кто бы говорил», верно? Нет-нет, я отлично помню, что говорю это в тот момент, когда в завершающую стадию входит судебный процесс, где я, в качестве подсудимой, обвиняюсь в «унижении человеческого достоинства неопределенного круга лиц». И, как только суд пытается немного сузить круг этих «неопределенных лиц», так все эти «лица» немедленно берут справки о тяжких заболеваниях и необходимости срочного выезда за границу.

Как видите, никому изначально было неинтересно ни мое личное достоинство, ни то, чего я там сама себе подумаю о происходящем. Некоторые искренне считают, что подобным образом могут обрести весьма ощутимые личные достоинства. Впрочем, если уж речь заходит о том, за что следует сражаться взрослому человеку, – на самом деле она всегда идет… именно о достоинстве.

Скажите, а много ли «достоинств» кому-то удалось сохранить возле «Хромой лошади» или на волжском берегу? Или много «достоинства» возникает, когда актриса Хаматова собирает с нас деньги, делая вид, что без нее – никому в России нет дела до гибнущих детей?.. Полагаю, что все это наносит сокрушительный удар по всем нашим «достоинствам». Как вообще стало возможным… такое?..

И разве каждого взрослого человека не посещает оторопь от отчаяния спасенных родителей, которым лишь на берегу Волги довелось узнать, что никто их детей — никто никогда не спасал и спасать не собирается? Что людям из телевизора плевать на их будущее, которым они с легкостью расплатились по кредитам, давно растраченным в куршевелях… и это наяву происходит с нами дома, на Волге, посередке России, вовсе не «где-то в Турции». А на нас пристально смотрят наши дети, желающие только одного — чтобы их родители всегда сохраняли… достоинство. Они примут нас гонимыми, бедными, больными… но без достоинства они нас не примут никогда.

Ларошфуко говорил: «Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.» Мало говорить о достоинстве, а еще меньше – отстаивать достоинство «неопределенного круга лиц», не умея при этом сохранить свое собственное.

На государственном уровне (в теории, конечно) нам всем помогают сохранить достоинство конституционные положения о правах человека. Но ведь как толковать это самое «достоинство» – выбор самого гражданина. Так ли уж необходимо сие «достоинство» – большинству окружающих нас «простых людей»? Многие ведь до сих пор считают, что достоинство им и вовсе ни к чему, а многие даже могут вслух подсчитать, во что им лично будет обходиться это самое достоинство.

Статья 21 Конституции РФ

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Но под достоинством личности понимается, прежде всего, осознание самим человеком (и лишь потом – окружающими) факта личного обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами.

Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.), хотя достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности, поскольку каждый человек имеет право на уважение окружающих, и никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.

Заметим, однако, что национальность при этом вовсе не входит в совокупность качеств, определяющих достоинство личности. Т.е. уважать только за национальность – неконституционно. Да и по-человечески некрасиво, неприлично. При это сама национальность конкретной личности – не может быть обстоятельством, оправдывающим личное неуважение к кому-то, только и всего.

Но при этом лицу, испытывающему нынешний безнравственный «рост национального самосознания», подразумевающий на деле развал страны, изменение государственного конституционного строя, – следует вообще-то доказать, что чье-то высказывание в отношении группы лиц его национальности – касается его достоинства лично.

Хотя бы так, как это доказывали евреи, желающие получить грин-карту в американском посольстве на почве «антисемитизма». Они как раз доказывали, что получили лично недостаточный уровень образования, недостаточно достойно снабжались и обеспечивались, лично достойны куда большего и т.д. Правда, как клерки аериканского посольства воспринимали их личное «достоинство» после оплевывания Родины… другой разговор.

Но как прикажете мне воспринимать положения Ст.150 ГК РФ, гарантирующей охрану достоинства личности, – путем защиты чести и доброго имени, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, как и иных личных неимущественных прав, принадлежащих гражданам от рождения? Ну, которые у нас «в силу закона» типа… неотчуждаемы?.. Ага, в особенности после явления господина Сахабутдинова и его сотоварищи.

Как видите, проблемы чужих достоинств «неопределенного круга лиц» отнюдь не случайно подняли для меня российские правоохранительные органы под ощутимыми пинками ФСБ. Но разве кто-то из этого «неопределенного круга» не догадывается, что всем нашим органам глубоко плевать на чье-либо достоинство, включая свое собственное?

А неслучайны подобные вещи потому, что… лишь русская литература может воспитать, защитить и поднять в человеке чувство собственного достоинства. И в данный момент происходит нечто вроде моей «прописки» на ваших книжных полках, вовсе не в качестве очередной «обиды на жизнь».

Если я смогу в предлагаемых обстоятельствах защитить собственное достоинство, если созданные мною «нематериальные блага» действительно обладают объективной ценностью, если моя репутация вполне соответствует тому, что я пытаюсь донести до читателя – только в этом случае я действительно могу защитить чье-то достоинство. Литературныи методами, разумеется. В противном случае… я вам не нужна.

Сама наша жизнь, как говорил Марсель Пруст, есть усилие во времени. Поэтому достоинство человека – это проявление его духовной силы, противостоящей всем стихиям мира, включая бюджетных воров, правоохранительные органы и ФСБ. Вот-вот, не благодаря им, а вопреки. И все эти чудеса моего личного противостояния меня нисколько не разочаровали в жизни. Более того, я считаю, что все эти гадости – вполне преодолимы. А в самом конце наступает момент, когда можно сказать защитникам чужих достоинств в погонах. что хорошо бы им обзавестись для начала своим собственным.

Но, согласитесь, невозможно защитить достоинство человека, если он сам для себя решил, что в этой жизни ему достоинство ни к чему. Некоторые это решают, вполне сознательно делая опрометчивый выбор, а другие могут отказаться от достоинства по малодушию. Многие вообще не видят путей, каким образом в складывающихся обстоятельствах можно легитимно напомнить о своем человеческом достоинстве власть имущим. Однако жить с достоинством или отказаться от него – суть нравственного выбора, поскольку достоинство – это нравственная категория.

Как раз для того, чтобы приободрить людей, потерявших веру в самих себя, добраться до каждого со спасательным кругом и помочь сделать правильный выбор в нормальных условиях, не на своих непоправимых ошибках, а в ходе анализа большой прозы – и нужна человеку литература.

То, что скажет каждому настоящая русская литература – не скажет никто. Она пройдет в разведку за линию фронта – и отыщет единственный проход по минному полю, она найдет единственный выход в любых обстоятельствах – и сообщит его читателю. Не в виде нотаций или «вопросов всему обществу» – но на литературных образах, давая ответы на все внутренние сомнения.

…Сейчас я закончу «дозволенные речи». Но, чтобы доказать последний тезис, который я считаю очень важным, – приведу пример с вводимым нынче налогом на недвижимость. Вокруг многие будут кричать о «справедливости», предлагая ради нее поступиться собственным достоинством. Но, с точки зрения русской литературы, человек с чувством собственного достоинства – не должен кормить прорву тунеядцев ЖКХ, понимая, что все отчисления пойдут в оффшорные зоны.

Но ведь при этом, господа, надо обсуждать не процент от рыночной стоимости, не пресловутую «справедливость», а заканчивать все обсуждения одним простым тезисом, выявляющим степень уголовного мировоззрения людей, которые нам такое навязывают. Сейчас я вам этот тезис скажу, поскольку только здесь мы обсуждали все его априори. Хотя писателей, фронтовиков/ополченцев, экономистов и строителей сегодня хватает с избытко и помимо меня. Но… как русский писатель я не могу солгать своему читателю, а вот за всех прочих поручиться тоже не могу.

Итак, налог взимается лишь… с приносящей доход недвижимости. И только в виде процента с самого дохода, за вычетом стоимости содержания этой недвижимости.

Вот эти азы – и есть действительная стоимость наших депутатов, правительства, экономистов, публицистов и прочих. Вот это черта, подводящая итоги их непрерывному уголовному «законотворчеству», после которого в жару уже нельзя выехать с ребенком на Волгу.

Сохраняйте достоинство, господа!