Эксперименты Содерберга и успех Айзенберга: 5 фильмов 40-го кинофестиваля «Сандэнс»

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Дмитрий Евстратов

28 января в штате Юта завершился 40-й фестиваль «Сандэнс» — крупнейший американский смотр независимого кино, лауреаты которого не только добираются до мирового проката, но и выстреливают на премиях. Так, например, победитель 2021 года, «CODA: Ребенок глухих родителей», стал обладателем «Оскара» за лучший фильм. Time Out изучил программу фестиваля этого года и выбрал пять лент, за которыми стоит следить.

«Летом», In the Summers

Режиссер: Алессандра Лакорацца

Награды: Гран-при жюри, Лучшая режиссура

Дебютный фильм постановщицы Алессандры Лакорацци, с ходу выигравшей главный приз «Сандэнса». «Летом» — личная драма о двух сестрах, которые пытаются наладить отношения с отцом. Картина охватывает сразу несколько периодов жизни семьи. Действие происходит в штате Нью-Мексико, где вдали от родных живет нерадивый отец Винсенте. Виолетта и Ева приезжают к нему на летние каникулы и всякий раз сталкиваются с разными его версиями: он любит, страдает от зависимостей и пытается исправить ошибки прошлого.

Зрители называют драму медленным и тихим slice of life фильмом, демонстрирующим влияние разрушенной семьи на жизни взрослеющих детей. Ближайшие аналоги — «Лунный свет» и «Солнце мое».

«Настоящая боль», A Real Pain

Режиссер: Джесси Айзенберг

Награды: Лучший сценарий

В своей второй режиссерской работе Джесси Айзенберг обращается к сложной теме в необычном жанре. «Настоящая боль» — драмеди о Холокосте. В центре сюжета два брата-еврея, которые отправляются на групповую экскурсию по Польше, чтобы познакомиться с печальной историей семьи и разобраться в себе. Братья очень разные: Дэвид (его играет сам Айзенберг), встревоженный невротик, тяжело переживает увиденное, тогда как Бенджи (звезда «Наследников» Киран Калкин), напротив, вечно болтает и встревает в диалоги с не слишком удачными шутками. 

Пресса и зрители едва ли не в один голос заявляют, что роуд-муви Айзенберга — один из самых эмоциональных и необычных фильмов «Сандэнса», который может стать чуть ли не главным открытием 2024 года.

«Диди», Didi

Режиссер: Шон Ван

Награды: Приз зрительских симпатий, Спецприз актерскому ансамблю

Еще одна картина о взрослении — теме, ставшей для «Сандэнса» за последние годы ключевой. Действие дебютной режиссерской работы Шона Вана происходит в 2008 году. В последний летний месяц перед старшей школой 13-летний подросток тайваньского происхождения познает прелести переходного возраста: пытается влиться в новую компанию, научиться кататься на скейтборде, флиртовать с девчонками и рассказывать кринжовые шуточки. Но самое сложное испытание для него — понять и полюбить собственную мать.

«Диди» — ностальгически теплое драмеди о детстве, особенно полюбившееся простым зрителям «Сандэнса», которые отмечают, что фильм несколько раз разбивает сердце и вновь собирает его по кусочкам, а также успешно отражает эпоху и чувствует нерв поколения рубежа 1990–2000-х.

«Присутствие», Presence

Режиссер: Стивен Содерберг

Стивен Содерберг, один из самых плодовитых современных режиссеров, представил на «Сандэнсе» мистический триллер «Присутствие». Фильм вновь оказался необычным экспериментом: он снят от лица призрака, который охотится за недавно приехавшей в загородный дом семьей. Содерберг выступил оператором и монтажером картины, и завершить съемки ему удалось всего за 11 дней. Рассуждая о концепции фильма, постановщик заявил:

«Был лишь один способ снять это кино — работать без оглядки. Второго плана у нас не было, поэтому мы знатно повеселились. Вот так, пан или пропал. Потом я думал, как бы я отреагировал на такое решение на месте зрителя. Стал бы я смотреть такое? Что бы почувствовал? Но я почувствовал, что иного пути попросту нет».

О других производственных экспериментах Стивена Содерберга мы писали в отдельном материале.

«Другой человек», A Different Man

Режиссер: Аарон Шимберг