Немой свидетель прорыва блокады

На модерации Отложенный

Весна, приехали с товарищем на Синявинские карьеры, побродить в поисках мест для засидки на уток. 

Сходим с шоссе Кировск - Мга, проходим лесок и вот они, карьеры, бывшие торфоразработки. 

Здесь можно встретить не только охотников, рыбаков и грибников, облюбовавших эти места. 

Каждый раз бывая здесь, встречаем мы и "эхо войны". 

Ведь именно в этих местах когда-то произошел один из переломных моментов давно минувшей войны - прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года.

Проходим по узенькому перешейку между залитыми водой "окнами" торфяных выработок и, совсем рядом с тропинкой: "Смотри, кто-то нож потерял". 

Наклоняюсь и поднимаю находку - деревянные ножны со вспучившейся и облезающей краской, потертая рукоять и покрытый ржавчиной клинок. 

На клинке клеймо ЗиК и цифры ..42.  

Находка на фоне торфяного озера

Идем дальше по насыпи бывшей узкоколейки, под ногами то и дело попадается "эхо войны"

Бывшие торфоразработки, превратившиеся в озераСоветский 76 мм снаряд

Если посмотреть на современную карту, то село Синявино на ней отсутствует. Сейчас там просто поле, где установлен памятный знак. Одноименный городской поселок Синявино расположен возле Мурманского шоссе (М-18).

Место находки ножа обозначено крестикомПамятный знак ("железное дерево")

Надпись на табличке: "Здесь на высотах находилось село Синявино (203 двора). Уничтожено фашистами в годы войны". 

Последнее - не совсем точно: оно погибло в ходе ожесточенных боев, так как село Синявино и часть синявинской гряды, где находились хорошо укрепленные позиции германских войск, были взяты нашими войсками только в начале 1944 г.

Карта-схема прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г.Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка № 5 во время операции по прорыву блокады ЛенинградаНемецкая схема позиций сторон в конце января - феврале 1943 г.


Мемориал "Синявинские высоты" - объект довольно хорошо известный и часто посещаемый. 

"Вспомним мы тех, кто командовал ротами,

Кто умирал на снегу,

Кто в Ленинград прорывался болотами,

Горло сжимая врагу.

Будут веками на веки прославлены

Под пулеметной пургой

Наши штыки на высотах Синявино,

Наши полки подо Мгой..."

Памятник у братской могилы, установленный в 1966 г.

Рядом с памятником ряды братских могил и памятных знаков с именами бойцов и названиями воинских соединений. Каждый год поисковики находят и предают земле останки погибших.

Вид с высот, где находились укрепленные позиции немцев, а сейчас располагается мемориал, в сторону Ладожского озера

Можно только представить, каких нечеловеческих усилий стоили советским войскам бои в труднопроходимой болотистой местности, лежащей как на ладони перед противником, занимавшим Синявинские высоты (50 метров над уровнем моря).

Дома еще раз осматриваю находку. Теперь дело за керосином и маслом, надо аккуратно очистить металл от ржавчины и пропитать дерево, для сохранности.

 И вот перед нами легендарный "нож армейский образца 1940 г." (НА-40), который иногда ошибочно называют "нож разведчика" (НР-40). 

Нож был принят на вооружение в 1940 году и предназначался для разведывательных подразделений и стрелков, вооруженных автоматическим оружием, не имевшим штыков. 

Выпускался Златоустовским инструментальным комбинатом (ЗиК), заводом "Труд" в пос.

Вача, предприятиями потребкооперации, в том числе в блокадном Ленинграде. О масштабах производства ножей данного типа можно судить по тому, что только комбинат в Златоусте в период с 1942 по 1944 год выпустил их в количестве 835 000 штук. 

И в заключение песня "Волховская застольная", на стихи поэта и фронтового корреспондента Павла Шубина, участвовавшего в боях у Синявино в начале 1943 года. Исполняет хор Волховского фронта 

Застольная Волховского фронта (1943)