Тюбетейка — не признак ислама: вопреки расхожему мнению, татары массово исповедуют православие

На модерации Отложенный

Беседа с Динарой Бухаровой

26 января, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, в Москве состоится IX Православная татарская конференция «Православие и культура тюркских народов», а на следующий день — 27 января — в третий раз будет служиться Божественная литургия на татарском и других тюркских языках. Татары — второй народ в РФ по численности после русских. Зачастую их принято считать мусульманами, однако если вы видите восточное лицо, тюбетейку и слышите татарскую речь, то перед вами вовсе не обязательно приверженец ислама.

Оказывается, около 30% татар исповедуют Православие, а в Москве и других мегаполисах их число может доходить до 50%. О численности православных татар, об особенностях христианского просвещения среди представителей этого народа, а также о христианских элементах в его культуре рассказала председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Динара Бухарова.

Участники VII православной татарской конференции «Миссия среди тюркоязычных народов» в Москве. Фото: tatar.orthodoxy.ru

Участники VII православной татарской конференции «Миссия среди тюркоязычных народов» в Москве. Фото: tatar.orthodoxy.ru

Союз православных татар

— Расскажите о вашей организации. Когда она появилась, чем занимается?

— Союз православных татар — региональная общественная организация, зарегистрирована она 27 марта 2019 года на территории Москвы на базе другой нашей организации — Московской татарской православно-христианской общины. Её основал в 2003-м году близкий друг и духовный родственник нашей семьи, известный проповедник — отец Даниил Сысоев. Он сам был наполовину татарином — происходил из бардымских татар, которых до этого называли гайнинскими башкирами, а еще раньше — ногаями.

Организация ведет деятельность по всей России. Мы встречаемся, проводим ежегодные конференции, традиционные праздники: Сабантуй, Питрау байрам — День святых апостолов Петра и Павла, возрождаем почти забытый татарский праздник Джиен, который, по нашему мнению, есть не что иное, как День Пресвятой Троицы. Также проводим православно-татарские меджлисы, выставки православного татарского искусства — Шамаиль, развиваем татарскую иконопись.

Важнейшая часть просвещения татарского народа светом Христовой веры — это богослужения на татарском языке, которые мы развиваем. Когда говорят, что язык богослужений должен быть сакральным, это правильно. Но ведь язык не может являться сакральным сам по себе — сакральность приобретается именно за счет того, что язык становится языком самого высокого общения — общения человека с Богом.

Численность православных татар в России

— Как вы оцениваете численность православных татар в России?

Динара БухароваДинара Бухарова— Тут, конечно, никаких точных данных нет. При переписи не указывается вероисповедание, поэтому считать пытаются по, так сказать, этническим мусульманам. Очень многих татар, в реальности исповедующих Православие, могут причислить к мусульманам просто автоматически — по восточным ФИО. Но если где-то, скажем, в Чечне, действительно 99% населения — мусульмане, то у татар не так. В Татарстане и других регионах России проживает целый субэтнос православных татар — кряшены.

В широком смысле так называют всех православных татар, в более узком — этнических татар, которые поколениями исповедуют Православие, компактно проживают на определенной территории, говорят на татарском языке, сформировали свою особую уникальную культуру, свою литературную и богослужебную форму татарского языка — кряшенский язык.

Справка:

Кряшенами традиционно считают себя представители и других православных татарских общностей, например, нагайбаки, которые в настоящее время имеют статус коренного малочисленного народа России, а ранее учитывались в составе татар.

В последних Всероссийских переписях населения в 2002-м, 2010-м, 2020-м годах людям дали возможность указать себя кряшенами. Этой возможностью воспользовалось около 30 тысяч человек. В реальности их значительно больше, 30 тысяч — это только те, кто не хотел себя назвать татарами.

Например, в Апастовском и Кайбицком районах по переписи 2002 года кряшенами указано 5 человек, а по переписи 2010 года — 15 человек. В действительности же в этих двух районах насчитывается не менее 3000 молькеевских кряшен. Они себя указывают просто татарами или русскими, и все. То есть огромное количество кряшен просто не учтено, поэтому православные татары ведут собственную статистику. Если брать данные, которые рассчитывали сами кряшены, например, Максим Глухов-Ногайбек, то их число может составлять около 800 тысяч человек.

Интересный факт: православных татарских священников, которые происходят из «этнических мусульман», насчитывается даже больше, чем священников из этнических кряшен.

Но и помимо этнических кряшен, многие татары исповедуют Православие. Так, например, в Казахстане, в отличие от РФ, при переписи 2009 года указывалось вероисповедание. Из числа тех, кто указал свою национальность как татарин, около 10% записались христианами. И это при том, что в республике активно продвигается ислам. В России процент татар, исповедующих христианство, конечно же, выше, чем в Казахстане, потому что здесь большинство населения — православные. Если даже в Казахстане татар-христиан насчитывается порядка 10%, то в России православных татар, без учёта этнических кряшен, должно насчитываться не менее 20%, или около 1,6 млн человек. Теперь прибавим к ним православных этнических кряшен — и увидим, что Православие исповедуют около 30% российских татар.

Христианские элементы в татарской культуре

— Существуют ли в традиционной татарской культуре христианские элементы?

— Даже у татар-мусульман в культуре много элементов христианства. Например, в исламе нет поминок, а у татар-мусульман есть — на третий, седьмой и сороковой день. Причем эта традиция воспринята не от русских, потому что день — седьмой, а не девятый. Это пришло от Ассирийской Церкви Востока, именно ее миссионеры проповедовали предкам татар — тюркам, монголам, ираноязычным народам. Например, татарское именование Бога — Алла — пришло от них к татарам задолго до появления ислама.

Ранее имамы очень сильно бранили татар за празднование Сабантуя, поскольку он тоже коренится в христианстве. В Российской Империи он проводился в период Пасхальной недели — Светлой Седмицы, причем Сабантуем этот праздник назывался только у казанских татар, другие татары называли Сабантуй Кызыл йомырка Байрам — Красный яичный Праздник. То есть это праздник, когда яйца красили в красный цвет, или попросту Пасха — Светлое Христово Воскресение.

Вообще, в Татарстане православные и мусульмане очень близки друг к другу. Редко татарин возьмёт себе жену, например, из Средней Азии, скорее, он женится на русской. И наоборот, татарки чаще выходят замуж за русских, чем, допустим, за представителей народов Северного Кавказа. И примерно 90% от смешанных браков выбирают для себя Православие.

Можно ли считать Татарстан мусульманским регионом

— Татарстан часто позиционируется как мусульманский регион и ставится чуть ли не в один ряд с республиками Северного Кавказа. Есть ли для этого основания?

— В период так называемого «парада суверенитетов» в Татарстане пыталась поднять голову прослойка, которая негативно относилась к Православию. Эти люди даже открыто призывали к тому, чтобы кряшены приняли ислам, им это было нужно для укрепления сепаратистских тенденций в регионе. Но «парад суверенитетов» сменился периодом укрепления вертикали власти, и теперь руководство региона стало гораздо более внимательно и даже трепетно относиться к проблемам православных татар.

По нашим оценкам, христианами являются больше половины населения региона — именно за счёт православной части татарского народа. Приблизительное соотношение — 55% христиан, 45% мусульман. 29 августа 2020 года в Казани на расширенном «Национальном собрании» Всемирного конгресса татар Православие признано исторически традиционной религией татар наряду с исламом, а татарский народ, по факту, — двухконфессиональным.

По сравнению с другими народами нашей страны, в той или иной степени испытавшими влияние ислама, мусульманская часть татарского народа численно превосходит любой другой этнос России по количеству мусульман. Вместе с тем православная часть татарского народа численно больше любого другого православного тюркского народа. Это даёт Татарстану основание представлять интересы православных тюрков во всем тюркском мире.

Такой возможностью, по нашему мнению, необходимо непременно воспользоваться и учредить Всемирный Курултай православных татар и тюрков, который будет открыт для участия православных представителей всех тюркских народов. Это укрепит позиции Русской Православной Церкви, как на канонической территории, так и за её пределами.

С Динарой Бухаровой беседовал Максим Стрелковский
22 января 2024 г.