Чем был Большой террор

На модерации Отложенный

Крайне серьёзные объёмы документов перелопатил. И даже книжку написал про Большой террор. На меня сразу обрушились – как это, кто выдумал террор. Неужто не было массовых расстрелов. Даже оскорбительно как-то для памяти жертв «усатого злодея» Сталина.

К памяти ушедших мы всегда с уважением. И «враги народа» были, их ещё Юлий Цезарь придумал. Ничего необычного в истории.

А вот Большой террор и правда, очень похоже, выдумали. Первым – почти штатный сотрудник ЦРУ Роберт Конквест в 1968 году. По крайней мере, термин точно его авторства.

Значит ли это, что не было расстрелов? Как сказать. Хотите некоторую историографию вопроса? Я таких учёных слов побаиваюсь, потому расскажу как мне видится. Прочитано за эти годы и мемуаристики, и прессы, и архивных документов горы.

Начать надо от печки. Что такой 1937 год? Это двадцать лет Революции. И то очень громко, никаих двадцати лет молодой советской стране, в общем-то нет.

Святой царь рулил так замечательно, что в стране бахнули три Революции подряд. И страну натурально разорвало на куски.

Я даже не про Польшу и Финляндию. У нас в Архангельске английские оккупанты сидели, а во Владивостоке корпус американских полярных мишек.

Я уж молчу, что половина карты направо была под белополяками, белочехами и прочими Адмиралами с японским погоном. Добавим сюда ещё великолепный концерт четырнадцати держав, который к нам банально вторгся.

Страну пришлось собирать и собирать с боями. Насилу собрали. Так и Советский Союз очень долго мировые гегемоны не признавали.

Да никто не верил, что из Советского проекта что-то получится. Все ждали, что вот-вот большевики перегрызут друг дружку. Всё рухнет и станет как было.

Врагов у первого в мире государства рабочих и крестьян было хоть отбавляй. Понятно, хозяева заводов, газет и пароходов, как и всегда, сбежали на Запад. И вредили оттуда.

А вот многочисленные прихвостни бывших хозяев жизни вполне остались в России. Затаились, да, но никуда не делись.

И с большим удовольствием по заданию и на денежки старых хозяев как могли вредили. Сломаем станок тут, затопим шахту, взорвём электростанцию. Устроим в деревне голод, колхоз развалим.

А там, глядишь, пошатнётся совсем Советская власть. А ну как, выбежит доведённый до крайности народ свергать этих красных? В западных газетах ровно такое как цель санкций пишут. Кстати, санкции всего западного мира и в тридцатые против нас были в полный рост.

А ещё в Париже сидел Русский общевоинский союз на сто тысяч белогвардейцев. Которые вполне и шпионов засылали и денежки на диверсии.

Да и западные разведки не дремали. Потому как капиталисты очень хорошо поняли – ещё чуть-чуть и собственные рабочие тоже поднимутся. Слишком пример без дядюшки в шёлковом цилиндре на рабочей шее заразителен.

Скажете, всё выдумали злые чекисты? Вас не смущает, что сейчас у нас стали массово гореть релейные шкафы на железной дороги. А то и поезда под откос поехали?

Спасибо особым службам, они нам всего не рассказывают. Чтобы мы с ума не сошли раньше времени. Думаете, это само всё происходит? Нигде ушки соседей из одной южной республики не торчат?

Тогда горячо рекомендую приказ наркома Кагановича. Что в 1935 году у нас, при всех проблемах и разрухе, на железной дороге было меньше десяти тысяч происшествий, включая мелкие.

А в следующем, 1936-м году уже сразу шестьдесят тысяч. Врут, что Каганович хотел сначала написать 180 тысяч, но Сталин вычеркнул, с перепугу. А что случилось-то?

А случилось очень простое. На двадцатую годовщину Революции стало понятно – а большевики не собираются рушиться. Даже близко. Наоборот, страна поднялась и расцвела.

К этому годику мы про промышленному производству выше всей Европы. И вообще вторые в мире, нагоняем благополучные штаты.

В Париже на Всемирной выставке полный триумф. Лучшие в мире паровозы, автомобили, станки и научная школа. Всё наше. Заслуженное первое место выставки.

Там на один ледокол «Сталин» смотришь и обалдеваешь. Натурально космический корабль, полностью на электричестве. С возможностью радиосвязи чуть ли не по всему шарику. Он на себе три самолёта нёс!

Нильс Бор в 1937 году выступал в СССР. О том, что самая передовая ядерная наука у нас! В Ленинграде вот только что запустили крупнейший в мире ускоритель частиц, а институт Капицы какие-то чудеса со сверхтекучестью творит!

Это к вопросу, что никакой наукой большевики не занимались. И про атомную бомбу впервые вспомнили, якобы, когда над Хиросимой прогремело.

Там и во всём другом полный триумф наших. Рекордные перелёты через полюс аж в США. Зимовки на льдинах, выдающиеся подвиги спортсменов, учёных, людей искусства. Впору загрызть родной шёлковый цилиндр!

Оно и грянуло. В 1937 году разбудили всех «спящих». Пошли мутным потоком западные денежки и приказы.

Поехали агенты и шпионы.

Если не сейчас – не сдюжить. Последний шанс – навалиться всем миром на проклятых большевиков. Оно и понеслось.

Про число аварий на железных дорогах уже говорили. Но ровно такая же картина была с саботажем на фабриках, с поджогами воинских частей и зернохранилищ. На нас натуральным образом напали и напали самым подлым образом, изнутри.

Больше того, оказалось, что главные враги – сплошь люди приличные. Заседают в штабах обкомах, вредят и радостно ждут прихода новой власти. Опять оклеветали?

Обратите внимание, главные процессы над врагами были открытыми. Главных троцкистов допрашивали на публике. Перед глазами иностранных дипломатов и журналистов.

Вот все эти Радеки и Пятаковы, не говоря уже о Бухариных. Все ногти, зубы на месте. Никто не хромает с отбитыми почками. Зато перед лицом доказательств внятно повествуют как готовили буржуазный переворот. И заведомо проигрышную войнушку.

Как готовились платить новым хозяевам Кавказом, южными республиками. Примерно как в девяностые и произошло.

Да они даже красные флаги оставить были готовы. Под их лозунгами к нашей цели – помните? Капитализм на дымящихся руинах страны. Зато у тёплой кормушечки.

Вот этих заговорщиков и пошли чистить. Как ни посмотришь реальные дела – сплошь большие начальники. Наркомы, первые секретари обкомов, начальники областных управлений НКВД, большие армейские командиры.

Когда Судоплатов возмущался, что приходили разнарядки на арест по должностям, а не фамилиям… так а что не так? Во-первых, не к стенке всех ставить, а на арест и следствие.

Во-вторых, есть должности, где просто невозможно быть не в курсе заговора. Там и опера все догадывались, сомнений нет. Но уж начальники управлений не знать не могли. Чего же молчали? Или сами в деле были?

Вот эти процессы, большей частью открытые, крупные партийные начальники до сих пор не могут без содрогания вспоминать. До сих пор под одним местом свербит. Уж и партии той нет, а начальники остались.

Потому как прекрасно и свои собственные грешки знают. Подойди к иным со Сталинской меркой, глядишь, встречай чудная планета Колыма!

Вот в этом смысле, Большой террор, конечно, был. Да и расстреляли заговорщиков из высоких кабинетов и их пособников пожиже не так, чтобы мало. Но это десятки приговоров в каждой области, а не сотни тысяч.

Собственно, значительную часть таких приговоров мы и читаем в справках Ульриха или Вышинского. Совершенно не поражают воображение масштабы.

Да и дела там, большей частью, вполне конкретные. Тут мост раздолбали, тут шахту затопили. Там рабочие потравлены. Здесь нефтекачку вредительски спалили. Трудновато такое на допросах выбить. Или чекисты сами ради такого нефтекачки жгли?

Нам-то про террор другое рассказывают. Что в полное нарушение всех законов расстреляли без счёту простого народа. Полностью невиновного.

Прямо вот то ли двадцать миллионов, то ли 650 тысяч. Всё одно кровопийство жутчайшее. И всех прям списками, не разбираясь. Исключительно по вредности характера товарища Сталина.

Нет, друзья, ничего подобного нам в истории не известно. Никаких достоверных документов про такое у нас нет. Воспринимать за них газетки из кошачьего лотка конца восьмидесятых – ну как-то странно.

Там и с жертвами проблема, как сообщает полковник Балаев. Потому как достоверно исследованных учёными мест массовых расстрелов науке неизвестно. Нет, каменные памятники стоят, а вот учёных, чтобы посчитать, провести экспертизы как-то не пустили.

Такая вот, простите за слово, историография. Расстрелы были. В рамках закона и спасения родной страны от развала.

Террора не было. Очень полезно на эту тему письма в газеты тех лет почитать. От рабочих коллективов. Я уверяю, их не в редакции газеты «Правда» сочиняли.

Там после публикации иных показаний вопрос ровно один. А чего их ещё всех не расстреляли? И почему советский суд к иным гражданам проявляет преступную гуманность.

Просто потому, что люди прекрасно понимали к чему эти граждане стремились. Это для нас девяностые стали шоком и неожиданностью. А люди тридцать седьмого из этих самых царских «девяностых» родом. И назад не хотели категорически.

Ровно в этом смысле Большой террор и выдумали. С одной единственной целью – развалить, уничтожить Советский Союз. Сработало, к сожалению, на отлично.

И ещё одно скажу, когда сегодня нам рассказывают об ужасах Сталинских репрессий, например, в Татарстане. Или на Дальнем Востоке. О злодейских репрессиях по национальному признаку…

Речь ровно о том же. О продолжении развала родной страны. Никаких ведь сомнений, какие-то злодеи из Москвы угнетали гордых эстонцев, поволжских немцев, крымских татар, советских корейцев… Список можно продолжать до обалдения.

Так нельзя на такое поддаваться. Не было никакого террора в этом смысле. Страна была общая и за благо честных людей боролись. Да, иногда самыми жестокими мерами. Но против врагов. Народных врагов, как у Цезаря.