Русофобские республики съехали в нищету: как Прибалтика превратилась в задворки и свалку Европы

На модерации Отложенный

   Как только Прибалтика вступила в ЕС, стала его задворками и свалкой отходов. GLOBAL LOOK PRESSКак только Прибалтика вступила в ЕС, стала его задворками и свалкой отходов.

Прибалтийские политики громче всех кричат, что их страны - форпост цивилизации, и они вправе указывать нищебродам из России, где солнце встает. А какова реальная картина? "КП" разбиралась в теме с экспертами, досконально знающими предмет.

ЭСТОНИЯ: ЭСКАЛАТОР ЕДЕТ ВНИЗ

- Эстония, наверное, быстрее всех республик перешла от плановой экономики к рыночной, — объясняет президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор Николай Межевич. - Хорошо уже понятный и узнаваемый рынок с более-менее стабильными ценами,, сократившейся уже безработицей – так Эстония встретила 1993 год.

А у нас тогда было плохо во всех отношениях. И эстонские соседи решили, что так будет вечно…

Помню период российско-эстонских государственных переговоров. Эстонцы нам с гордостью говорили: обратите внимание на наши магазины, дома, мы присваиваем класс энергоэффективности, поставили стеклопакеты в квартирах и даже на лестницах. И на том этапе это была заслуженная гордость. Земельную реформу очень быстро провернули, с приватизацией справились аккуратней нас. Но через тридцать лет все эти преимущества утеряны.

По выбору товаров, продуктов и Москва, и Петербург, и Казань, и многие другие наши города обгоняют Эстонию. Там платежеспособного населения чуть больше 800 тысяч человек. Из них порядка 600 – Таллин и Харьюмаа. Эстонский рынок такой маленький, что туда нет смысла привозить многие товары. Швейцарские часы классом от миллиона рублей в Эстонии могут позволить себе купить 250 человек, из которых 246 живут в Таллине.

Сравнивать бизнес вообще смешно. За хорошими специалистами в энергетической логистике кадровые службы «Газпрома», к примеру, бегают с фонарями. И не они предлагают цену, а кандидат назначает. Средняя зарплата московского дворника превысила 70 тысяч рублей. Эстонский дворник в пересчете на евро такие деньги не получает. Наш курьер, газосварщик богаче эстонского.

Да, Россия – страна большая, у нас есть места с весьма низкими зарплатами. Но на юге Эстонии на хуторах люди тоже живут натуральным хозяйством. Таллин, как гигантский упырь, высосал абсолютно все соки из страны. Сельская местность по плотности населения уступает временам Ливонской войны, когда Иван Грозный разбирался со шведами.

Представьте два эскалатора. Наш медленно идет вверх, эстонский – медленно идет вниз. У них шесть кварталов подряд падает ВВП. В магазинах Эстонии французский сахар, польская свинина и польская же картошка. Молоко из Литвы…

   Народ разоряется, все, кто мог, убежали из Даугавпилса хотя бы в Ригу, не говоря про Западную Европу. GLOBAL LOOK PRESSНарод разоряется, все, кто мог, убежали из Даугавпилса хотя бы в Ригу, не говоря про Западную Европу. 

ЛАТВИЯ: ГОРОДА ОПУСТЕЛИ

- Прибалтика – это хутор с кучей навоза посреди, с жужжащими мухами и приторным запахом квашеной капусты, — не скрывая эмоций, говорит известный латвийский журналист, бывший депутат Европарламента Андрей Мамыкин. - Европой Прибалтику сделал Советский Союз, который вкладывал бешеные деньги, построил там лучшую на тот момент промышленность – легкую, текстильную, оборонку…

Как только Прибалтика вступила в ЕС, стала его задворками и свалкой отходов. Многие россияне воспринимают Прибалтику через призму советской юности. Этого нет давно. Рига грязная, кишит крысами, народ бедный.

Возьмем Даугавпилс, номинально второй крупнейший город в Латвии. Я бы сказал, что он был очень русским. Но там давно уже нет, как и сейчас значится в госстатистике, 102 тысяч жителей. Хорошо, если реально 40-45 тысяч.

Народ разоряется, все, кто мог, убежали из Даугавпилса хотя бы в Ригу, не говоря про Западную Европу. Остаются пенсионеры, но многие приняли российское гражданство и сейчас попадают под депортацию. А молодые продают сигареты на автовокзале Даугавпилса или «бомбят», потому что общественный транспорт, железные дороги, загибаются.

Похоронив Рижский вагоностроительный завод, министерство путей сообщения Латвии купило электрички от «Шкоды», и почти половина встала на морозе.

Чехи прислали сюда брак.

- А как сегодня с Юрмалой?

- Я был там прошлой весной, супруга была неделю назад. На улицах никого нет даже в два часа дня. Можно сказать, что сейчас не сезон. Но и в июне-июле людей немного. Банкротятся один за другим рестораны.

Это началось в 2014 году, когда «Новая волна» и «Голосящий КиВиН» решили уйти из Юрмалы из-за решения тогдашнего министра иностранных дел, а ныне президента Ринкевича внести в черные списки Кобзона, Валерию, Газманова...

Юрмала хиреет, превращается в гетто а-ля спальные районы Риги или Даугавпилса. На домах, где жили богатые люди из России, висят таблички «Продается». И не покупают, потому что других богатых людей, желающих купить недвижимость в Юрмале, нет. Даже беглые релоканты жаловались, что им трудно продать жилье, чтобы переехать в теплые страны.

- Кому же тогда в Латвии жить хорошо?

- Крупным чиновникам. Они получают 3-5 тысяч евро в месяц. А в частном секторе богатых людей практически не осталось. Крупный русский бизнес местная этнократия съела, и лишь потом поняла, что крупный бизнес чисто латышским быть не может.

Откуда госбюджет берет средства, чтобы чиновники жили хорошо? Каждый год страна одалживает примерно два миллиарда евро. А 10-11 млрд евро в год – общий бюджет республики.

Если учесть, что каждый третий-четвертый житель - госслужащий, 600 тысяч из 1,3 миллиона населения – пенсионеры, а молодая рабочая сила уехала на Запад, то картина ясная. Латвия клянчит деньги в долг, может, не так артистично, как Зеленский, но ей пока дают, одалживают, чиновники эти деньги проедают.

- И при этом латыши уверены, что в России живут хуже?

- Да. Но когда социологи задают вопрос, были ли они в России, отвечают: «Нет». Новости о России узнают на местных сайтах. Или «подружка сказала, она тоже не была, но точно знает, что в Москве голодные обмороки, все ездят на танках».

   Еврокомиссия год от года угрожает штрафами Литве, если санитарные нормы не приведут в соответствие с европейскими. ShutterstockЕврокомиссия год от года угрожает штрафами Литве, если санитарные нормы не приведут в соответствие с европейскими.

ЛИТВА: НЕЧИСТОТЫ НАСТУПАЮТ

В Литве, любящей упрекать Россию в отсталости, треть населения до сих пор ходит в туалеты во дворах без канализации и септика.

- Недавняя история: мэр Клайпеды опять предупредил, что город может затопить нечистотами, — рассказывает политолог, редактор аналитического сайта RuBaltic.Ru и издания «Евразия» Александр Носович. - Клайпеда стоит в низине, на берегу моря, туда стекаются сточные воды со всей Литвы. А канализацию с советских времен не модернизировали. До сих пор минимум у 50 тысяч литовцев нет водопровода, еще больше по нужде ходят в будку на дворе. При очень сильных ливнях все эти нечистоты могут хлынуть в Клайпеду.

Еврокомиссия год от года угрожает штрафами Литве, если санитарные нормы не приведут в соответствие с европейскими. В ответ лишь родилась инициатива: снять все советские канализационные люки, на которых выбит герб Литовской ССР!

- Еще недавно литовцы ездили в Калининградскую область за продуктами...

- Литовцы в приграничных районах предпочитают закупаться за рубежом. Литва перешла на евро, хотя ей советовали это не делать, предупреждали, что цены взлетят вдвое-втрое.

Польша на евро не перешла, там цены остались прежние. И литовцы стали ездить за покупками туда. Литовские политики возмущались, что самые массовые продуктовые туры в Польшу были на День независимости. Тем более, что этот День независимости, в том числе, и от Польши.

В 2019 году Калининградская область ввела электронные визы для литовцев. Туда за полгода приехало столько же граждан Литвы, сколько раньше за год. Продукты дешевле в полтора-два раза.

Лукашенко ввел безвизовый режим для стран ЕС. Литовцы теперь ездят еще и в Беларусь. Хотя на погранпереходах литовские пограничники пытаются пугать сограждан тем, что белорусы будут вербовать их в шпионы...

Все это рушит мифологию постсоветской Литвы, согласно которой она была самой успешной после распада Советского Союза. И это очень сильно раздражает Ландсбергиса и его наследников.