На шее у народа: о непомерных заработках артистов из бюджета и сможет ли культура жить на самоокупаемости
На модерации
Отложенный
Записки актера.
Здравствуйте!
А может ли выжить искусство на самоокупаемости? А если оно спорное и новаторское? Сможет ли кино собрать зрителя без бюджетных денег? Продолжат ли обогащаться наши «звёзды» без иждивения за счёт налогов? И самое главное - почему государство кормит и содержит такое большое количество создателей пошлых фильмов и спектаклей?
Филипп Киркоров, Сергей Гармаш, Константин Богомолов. О них чуть ниже
Дорогие мои читатели, каждый раз когда я пишу о каком-то фильме, спектакле, артисте или тв-шоу, которые, по моему личному мнению, пошлы, бессмысленны, оскорбительны и, порой, выходят за все рамки приличия и морали, многие из вас часто пишут в комментариях, мол, давно пора прекратить содержать шутов и лицедеев на наши налоги. Пора, мол, перевести все театры на самоокупаемость, перестать вбухивать бесконечные деньги в сомнительные фильмы и вообще, мол, уж слишком «откушались» наши деятели «культуры» за казенный счёт. Ну, то есть, за наши с вами налоги.
Я и на своём собственном опыте прекрасно знаю как сильно расхолаживают бюджетные выплаты и безграничная поддержка. Когда я после театрального института попал в труппу театра, я довольно долго не мог понять как вообще выживает и существует этот театр. (Он на окраине столицы). На многие спектакли ходила максимум четверть зала (в нашем театре было 250 посадочных мест), а частенько и вовсе спектакль смотрело человек тридцать. В голове не укладывалось как так - театр же работает в катастрофический убыток! Представьте: на премьеру, по словам нашего худрука, потратили около 8 миллионов рублей, так ещё заплатили гонорары приглашённым художнику, осветителю и балетмейстеру, да и выплатили всем нам - занятым артистам неплохие премии, а в зале было 50 человек. При этом, билет стоил до 1,5 тысяч рублей.
А телевидение - это просто «песня»! На его содержание уходит по 130 млрд. в год, и на заметную часть этих денег нам показывают грязное бельё и скандалы.
Но мне объяснили старшие товарищи, что бюджет - штука весьма волшебная! При наличии хороших связей, а у худрука они были, можно припеваючи жить, даже с пустыми залами, так ещё и недвижимость купить за границей и ездить с личным водителем с бензином за деньги театра. И такая ситуация почти во всей нашей культуре.
Артисты, режиссёры, кинематографисты, телевизионщики и другие давно прекрасно устроились на иждивении у народа - «кушают» из бюджета. И ладно бы ещё, выпускали хорошие спектакли, снимали неплохие фильмы и т.д., но ведь вы и без меня прекрасно знаете каков уровень 90 процентов того, что у нас называется «искусством». Иногда на очень скандальные, спорные, дурные и безвкусные проекты выделяют миллионы рублей, продвигают их и рекламируют из бюджета. Но и это не всё - почти вся наша эстрада сидит на бюджете.
Довольно многие «звёзды» нашей эстрады объективно не могут собрать полный зал на свой частный сольный концерт, да и зачем, если государство щедро снабжает гос.заказами
Если вы заглянете на сайт Госзакупок, то легко сможете увидеть госконтракты, например, Филиппа Киркорова или Николая Баскова, да и множества других артистов.
Контракты на участие в городских мероприятиях, концертах в гос. учреждениях, лекции и выступления. И эти контракты невероятны - они гораздо крупнее, чем другая «культурная» деятельность артистов. Тот же Киркоров за 30-ти минутное выступление на Дне города Санкт-Петербурга получил из бюджета 3,5 миллиона рублей. Ну а Сергей Гармаш за рекламные ролики государственного банка получил на госзакупках уже больше 100 миллионов. Впечатляет? Без бюджета таких денег не заработать, ну или пришлось бы трудиться годами!
Это я всё к тому, что меня беспокоит как государство избаловало артистов и деятелей «культуры». Зачем им создавать что-то действительно прекрасное, зачем рисковать и не спать если поток средств не иссякает? Зачем им напрягаться и выдавать максимум возможностей? Вот многие и не напрягаются. Даже при пустых залах, они уже получили из бюджета, а значит и ваше мнение - мнение зрителя их не очень-то интересует. Пусть вам не нравится постановка условного Константина Богомолова, в которой артисты, почему- то, голые и матерятся, как сапожники, говоря, при этом, великий текст Чехова. А режиссёр получает на такие постановки из бюджета и его совсем не волнует нравится вам его творчество или нет. В крайнем случае, если уж совсем негатив поднимается, то заявит, мол, это вы ничего не смыслите в искусстве и не доросли до его спектаклей. Но самое интересное, что почти вся наша «культура» и года не проживёт на самоокупаемости.
Есть у нас отличные частные театры, есть неплохие антрепризные спектакли, есть и авторское кино, которое всё чаще радует, есть интернет, в котором творят блогеры и режиссёры онлайн-сериалов и фильмов. А ещё не так давно появились (и в большом количестве) онлайн-кинотеатры, которые снимают кино и сериалы за счёт платных подписок, рекламы и частных средств. Причём, снимают очень хорошо! Они вот легко выживут, потому как не зависят от бюджета и существуют за счёт денег с подписок и продажи своего контента телеканалам. У них упор на качество, потому что ни один зритель не заплатит за халтуру. Так, кстати, работает культура во многих странах - государство лишь помогает, а не полностью содержит её. А почему же у нас всё так?
«Достойнейшая» трилогия за 500 млн. из бюджета
Я, почему-то, уверен, что такая бюджетная зависимость ещё и вызывает большой зрительский негатив. Снимая и ставя за гос.средства проходную чепуху, режиссёры и продюсеры несут ответственность перед народом страны. А главное - столько всего хорошего и настоящего можно было бы сделать на эти миллиарды, которые уходят на пошлое и безвкусное кино, не собирающее кассу и на спектакли, которые издеваются над классикой и полностью подменяют понятие искусства. Да, культуру нужно поддерживать, но полностью содержать её и кормить до отвала - это, по-моему, как-то не очень правильно. Могу, конечно, и ошибаться.
Комментарии
Вся эта сволота порядком надоела.
Власть полагала, что это все - её холопы.
А оказалось - остолопы.