«Поздно в США поняли»…

На модерации Отложенный

Продолжаем цикл публикаций, основанных на беседах с одним из офицеров русской военной разведки, ныне уже глубоким отставником.

- Вы обещали еще занятных историй?

- Их есть у меня, как говорили в одном знаменитом южном русском городе. С которой начнем, прежде чем к главной теме сегодняшнего разговора подойдем?

- Знаете, где-то я слышал, что в ходе учений в 90-е годы прошлого уже века группой спецназа была захвачена дивизия Ракетных войск Стратегического назначения. Что-то знаете про это?

- Ну, так получилось, что именно наша группа эту операцию и проводила. Только вот давайте без этих залихватских «захватила», «взяла»… 

Это была серьезнейшая операция, которая осуществлялась на территории, не условно считавшейся враждебной: имеется в виду, что против нас объективно в полную силу работали все существовавшие тогда спецслужбы (кроме нашей, понятно) и силовые структуры.

 То есть, милиция, прокуратура, ФСК (ФСБ еще не было) и так далее по списку.

Предыдущий штурм)Такого оборота событий удалось избежатьПредыдущий штурм)

Достаточно сказать, что всего эта операция именно «в поле», после завершения разработки, заняла чуть более шести месяцев. 

А последствия аукались много дольше. Так, двоих бойцов пришлось потом почти два года разводить, поскольку в интересах операции им пришлось жениться на местных барышнях. 

Одна оказалась такой стервой… Впрочем, не о женщинах сейчас речь.

Сами понимаете, место и время я Вам не назову, хотя, насколько слышал, официально гриф секретности с тех событий почти готовы вот-вот снять. 

Впрочем, тут надо еще понять, в какой части и в какой степени этот гриф будет снят, поскольку многие материалы там — из категории, что называется, «только для глаз» и «после прочтения немедленно съесть» (смеется). 

Многие тогдашние наработки — и сейчас лакомейший кусок для большинства конкурентов, в том числе и внутри страны.

- Но все же: как это? Ну, в смысле, оказаться у пульта, с которого можно…

- (перебивает, улыбаясь) ...ага, «гуд бай, Америка, мне стали слишком малы твои тертые джинсы»? Это хотели спросить? Нормальное ощущение было, когда у пульта стоял, а рядом навытяжку — пара-тройка генералов (не только армейских), которые, пардон, облажались по полной.

 Ну, не совсем по полной, но о-очень сильно! И сразу отмечу, для Вашего и читателей понимания, что не было задачи — провести, там, учебный пуск и всю прочую подобную галиматью, которую журналисты-писатели любят выдумывать.

Мы люди военные. Нам была поставлена задача: взять под контроль штаб N-ской дивизии РВСН. Задача выполнена. А для пусков стратегических носителей в мирное время, пусть даже учебных, существуют другие позиционные районы. 

Иначе очень легко быть, мягко говоря, не понятыми или не совсем правильно понятыми противником. Что за этим могло бы последовать, рассказывать, надеюсь, не надо.

По крайней мере, нам удалось во вполне ральные и конкретные сроки — на реализацию отводилось 180 дней, мы потратили 192, — осуществить операцию, которую не проводила и (дай-то Б-г!) не проведет в обозримом будущем ни одна военная разведка в мире. 

Конечно, некоторые общие обстоятельства, общая обстановка в нашей стране в то время сыгралинам в известной мере на руку — во многих структурах бардак был просто редчайший. 

Плюс наложилось все на недавний вывод групп войск из Восточной Европы и Прибалтики. Но это — скорее, поиск некоего оправдания для проигравших. Мы не проиграли. Мы, наоборот, вышли из этого противостояния победителями.

Причем, подчеркну еще раз: против нас работали предельно по взрослому все спецслужбисты и силовики. Был допущен сознательный вброс определенной информации, где наша группа характеризовалась именно как команда со стороны потенциального противника (надеюсь, есть понимание, что ни в какую «дружбу» с САСШ и НАТО под пьяные сопли в настоящих войсках никто никогда не верил!), что, соответственно, надлежащее отношение к исполнению прямых служебных обязанностей внушало.

И работать было реально сложно. Тогда по итогам операции мы даже пришли к выводу, что на чужой территории нам было бы по некоторым позициям намного легче. И дело тут не в киношных взрывах, стрельбе по-македонски и прочем руко-ного-дрыжестве. Ментально, во-первых, было бы легче. Но, впрочем, хватит, и так уже больше сказал, чем стоило.

- Говорят, что и награды за ту операцию были сказочные?

- Я как бы официально после этого через еще полгода увольнялся со службы, так не поверите: на «дембель» у меня даже «парадки» не было! Уходил в камуфляже потертом… Единственное, что могу отметить: командир группы получил персональное приглашение сдать экзамены в Академию Генерального штаба. 

Это был первый и, кажется, единственный случай в войсках, когда такой чести удостоили капитана. Всего лишь капитана и сразу в Академию ГШ! Пусть и с цензовым сроком службы в должности начштаба батальона. 

Но ничего дальше не сложилось, хотя офицер достойно уже на новом месте готовился к вступительным испытаниям, кучу информации в себя вогнал за четыре месяца, но… Уволился в итоге.

- Ладно, давайте, от тех скорбных времен перейдем в нынешние. Что вы имеете сообщить?

- Доложить голосом, молодой человек, а не «сообщить» (улыбается). Но сначала немного предыстории. Была уже в новом тысячелетии одна любопытная поездочка. Попросили нас, нескольких «отставников», скататься «туда, не знаю, куда» и привезти «то, не знаю, что». 

Дорога не близкая, но в средствах нас не ограничивали, как во времени, так что достаточно скоро на столах у руководства лежали крупные качественные фотоснимки (на пленочку снимали, не на эту вашу«цифру»!) ряда объектов, где размещены стратегические ракеты шахтного базирования «Минитмен-III». И, собственно, люков этих шахт. Со следами, мягко говоря,ржавчины и прочей разрухи.

Продолжаем цикл публикаций, основанных на беседах с одним из офицеров русской военной разведки, ныне уже глубоким отставником. - Вы обещали еще занятных историй?-2

Что самое смешное — какой вой поднялся совсем недавно, когда в сети Интернет появились похожие по смыслу фотографии какого-то китайского «туриста» (намеренно кавычу это слово). Все это мы снимали почти на двадцать лет раньше. Честно говоря, сами тогда одурели, это самое мягкое слово, которое могу подобрать, от увиденного. Как же — «витрина капитализма»! «Самая сильная армия»! «Самое развитое общество»!

Крышка шахты у них, как и у нас к праздникам красится, а окружающий газон их отцы-командиры силами залётчиков тоже зелёной краской подсвежаютА вот под крышкой всё гораздо печальнееКрышка шахты у них, как и у нас к праздникам красится, а окружающий газон их отцы-командиры силами залётчиков тоже зелёной краской подсвежают

Кое-кто из генералов из тех наших картинок даже фото-обои на дачу себе сделал: имел честь лично засвидетельствовать на одном из разборов потом. Ну и на внутриамериканскую жизнь тогда «полюбовались». Потому что военная разведка (улыбается) — «это не только ценный мех, а...», сами понимаете, и экономическая оценка тоже. Все признаки нынешнего супер-кризиса американского нынешнего уже тогда были налицо.

Чтобы не быть голословным и избежать обвинений в выдумывании цитат)Чтобы не быть голословным и избежать обвинений в выдумывании цитат)

Но кто мог представить себе, что в открытой печати в САСШ на рубеже 23-24 годов появятся вот такие откровения (достает распечатку файла), читаем внимательно:

«The aging Minuteman III intercontinental ballistic missiles that have formed the land-based leg of the nation’s nuclear defferent triad for half a century can no longer be upgraded and require costly replacements, Adm. Charles Richard, head of U.S. Strategic Command, said Tuesday. “Let me be a very clear: You cannot life-extend the Minuteman III [no longer],” he said of the 400 ICBMs that sit in underground silos across five states in the upper Midwest.

“We can’t do it at all. … That thing is so old that, in some cases, the drawings don’t exist anymore [to guide upgrades],” Richard said in a Zoom conference sponsored by the Defense Writers Group. “Where the drawings do exist, they’re like six generations behind the industry standard,” he said, adding that there are also no technicians who fully understand them. “They’re not alive anymore”.»

Полностью можете перевести сами, вкратце доложу вам суть: глава Стратегического командования САСШ адмирал Чарльз Ричард на селекторной конференции открытым текстом сообщил, что как бы планируемой модернизации американских баллистических ракет Минитмен III не будет, потому что

а) чертежи утеряны
б) даже при наличии чертежей нет технических специалистов, способых их полностью прочитать (людиутрачены тоже, проще говоря, умерли).



То есть для перевооружения наземной части американской ядерной триады необходимо: во-первых, эти самые новые ракеты шахтного базирования спроектировать (напомню, что нормально стабильного двигателя для космических запусков в САСШ нет до сих пор). И во-вторых, их тупо построить взамен 400 штук действующих Минитменов III. И у меня есть очень большие сомнения в том, насколько способны нынешние САСШ на такой интеллектуально-технологический подвиг.

Про собственно техническое состояние текущее нынешних американских МБР надо ли что-то дополнительно что-то говорить? Еще раз — это что, и впрямь «сильнейшая армия планеты Земля»? Ага, а еще американцы на Луну, говорят, летали…

Что характерно — это сведения из открытой печати. Ранее соотношение добываемой развединформации из открытых и закрытых источников было примерно 4 к 1. Сейчас можно получать и 95, и 99 процентов, если уметь работать с открытыми источниками. Вот вам и всемирная информатизация и глобализация — вернее, их оборотная, не всеми понимаемая сторона!

- Я Вас даже заслушался… Скан публикации дадите?

- Да пожалуйста! Понимаете, но — говоря «казенным языком советской пропаганды» — все это существующее и по сию пору у некоторых «низкопоклонство» перед типа «западным преимуществом»… А в чем оно, это преимущество?

Прекрасно помню, сколько иронических выпадов было после знаменитого выступления нашего Верховного Главнокомандущего перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года (и как вовремя сразу же скандал со Скрипалями раздувать стали), «мультиками Путина» иллюстративный ряд окрестили. А наша гиперзвуковая ракета полетела — реально, в смысле полетела — еще в конце 2017-го. Потом кое-что мы рассказали китайцам, корейцам и персам, и у них тоже гиперзвук пошел.

А у американцев? «Технологическое преимущество Запада», говорите? А в чем оно, где оно? Если по уму, то только в области материаловедения русский гиперзвук тянет примерно на 15-20 «нобелевок»! Это только в области материаловедения. А там есть еще куча разных вкусных плюшек. И это только в отношении гиперзвуковых ракет. Не касаемся сейчас ни «Авангардов», ни «Посейдонов».

Продолжаем цикл публикаций, основанных на беседах с одним из офицеров русской военной разведки, ныне уже глубоким отставником. - Вы обещали еще занятных историй?-5Продолжаем цикл публикаций, основанных на беседах с одним из офицеров русской военной разведки, ныне уже глубоким отставником. - Вы обещали еще занятных историй?-5-2Продолжаем цикл публикаций, основанных на беседах с одним из офицеров русской военной разведки, ныне уже глубоким отставником. - Вы обещали еще занятных историй?-5-3

- Да, еще замкнутый ядерный цикл запустили, реактор на быстрых нейтронах БРЕСТ…

- Ошибаетесь, молодой человек! Какие такие «быстрые нейтроны»? Что, есть еше и «медленные»? БН в аббревиатуре — «быстрый натриевый», поскольку в качестве теплоносителя используется жидкий натрий*. К слову, еще одна популярная ошибка: расшифровка ОЯТ как «отходы ядерного топлива» или «отработанное ядерное топливо». Категорически нет! «Облученное ядерное топливо» — вот так правильно.

- Простите, перебью. Буквально на днях одно из известных федеральных СМИ сообщило как данность, что, дескать, американцы готовы поставить на Хмельницкую АЭС свои реакторы АР-1000 производства фирмы «Вестингауз», типа есть уже два готовых к отправке на Украину. Что сделка явно коррупционная, что на этих реакторах будет нарабатываться оружейный плутоний, который потом используют для создания нейтронной бомбы.

И да, у японцев вроде как снова очередная радиоактивная гадость где-то там пролилась…

- Где Вы только этот бред берете? Как говорил профессор Преображенский, «не читайте перед обедом советских газет». Но давайте по порядку. Сначала про американцев. Они не всегда тупые, и проект реактора АР-1000, заявленный в «нулевые», был очень неплох, говорили тогда о нем со специалистами из РосАтома. Он сделан по стандарту безопасности 3+ (наши ВВЭР-1200, которые уже работают на АЭС Аккую в Турции, созданы в соответствии с тем же стандартом).

АР-1000 — тоже водо-водяной, как ВВЭР. Всего в Штатах построено два таких реактора, два строится. Работы начались в 2009, кажется, году со сроком окончания строительства в 2017-м. Первый реактор тем не менее был запущен только весной 2023 года, второй — обещают в этом. Оружейный плутоний на АР-1000 произвести технологически невозможно. Не рассчитан он на это.

Отработанное топливо, полученное после кампании в AP1000, хранится как минимум 5-10 лет в пристанционном бассейне выдержки на территории АЭС. Затем оно может быть перемещено в надземные сухие контейнеры для хранения так же, как это делают в настоящее время при эксплуатации других американских ядерных реакторовОтработанное топливо, полученное после кампании в AP1000, хранится как минимум 5-10 лет в пристанционном бассейне выдержки на территории АЭС. Затем оно может быть перемещено в надземные сухие контейнеры для хранения так же, как это делают в настоящее время при эксплуатации других американских ядерных реакторов

Далее. Что значит — перевезти готовые реакторы? А они есть, готовые? Есть два, вернее, один построенный. Который вообще-то не спичечный коробок, который в карман сунул и принес, куда надо. То есть надо строить заново. Замечу — без проекта привязки к конкретной площадке и достаточно сложного согласования с национальным сертифицирующим органом начать стройку невозможно.

Короче, вся эта канитель лет на пять, не меньше. Ну, пусть даже в 2028-м начнут — сколько времени будут строить? Восемь лет, как планировалось изначально на территории САСШ? Так у них «дома» вышло аж тринадцать! Ну хорошо, пусть даже к 2040 году построят первый реактор — а чья это будет территория? Кто ее будет контролировать? И захочет ли этот кто-то иметь эту конкретную АЭС?

Что там дальше — нейтронная бомба? А вы знаете, как она устроена?

- Ну-у… Что-то слышал.

- Понятно. Вкратце: там нужен достаточно небольшой плутониевый заряд. Основная «фишка» - специальный обвес из бериллия, который и дает «нужный» для нейтронной бомбы эффект. Но тут куча нюансов. Начиная с того, что изотопы, которые возникают при взрыве и являются главным поражающим фактором такого боеприпаса, короткоживущие и «слабенькие». То есть, даже кирпичная или бетонная стена становится для проникающей радиации серьезным препятствием. Получается, что по сути это чисто тактический спецбоеприпас с ограниченными и очень специфическими возможностями применения. И для его создания никакие реакторы ни из каких САСШ везти не надо.

Что же касается коррупции и Украины — так тут, кажется, все давно всем ясно и без атомных реакторов.

Теперь про Японию. Вся эта радиофобия после аварии в Фукусиме… Вот уверен, например, не все из Ваших читателей знают, что памятный многим Борис Немцов был относительно неплохим радиофизиком, а в политику пошел на волне протестов против строительства рядом с городом Горьким (ныне вновь Нижний Новгород) атомной станции теплоснабжения, там целый палаточный городок, своеобразный «майдан» на центральной площади еще в 1989 году образовался. Неглупый парень был, но популизм — болезнь крайне заразная.

Беда в том, что об узкоспециальных и достаточно сложных технически темах рассказывают чаще всего люди, не способные тот же атомный реактор от кофеварки отличить. А популисты этой неполнотой общественного знания умело пользуются.

И — возвращаясь все-таки к русским реакторам из потенциальной линейки БРЕСТ — это очень интересное и перспективное направление. Достаточно сказать, что с окончательным освоением этой технологии Россия становится по электричеству полностью энергонезависимой. Лет эдак примерно тысячи на три-четыре.

- Вот на этой оптимистической ноте надо бы и закончить…

- Хотелось бы, но… Не все так радужно и у нас, как может показаться из нашего разговора. Проблем много, но о них — давайте как-нибудь в другой раз.

-Договорились, спасибо!

уточню слова автора относительно БН-300 - теплоноситель свинец.

Аркадий СПИЧКА