Любой финансовый кризис начинается со слова – ДОЛГ!
На модерации
Отложенный
События последних лет все чаще наводят на размышления о том, что частота финансовых кризисов начинает увеличиваться, и с каждым разом, очередной кризис приобретает все более масштабный характер. Сегодня, разве что ленивый не говорит о том, что мировая финансовая система больна и ее нужно срочно лечить. Но таким ли уж целесообразным будет лечение, если в ее основу положен изначально порочный принцип? Принцип настолько порочный, что сегодня уже давно забыты первоначальные мотивы его использования.
Весь, так называемый цивилизованный мир, сегодня стонет под тяжестью долгов. Подавляющее большинство людей считают свои долги неотъемлемой частью своей жизни. Долги настолько пронизали все стороны нашей жизни, что стали довольно серьезным инструментом контроля за должником, со стороны кредиторов. Но и большинство кредиторов тоже, в свою очередь, чьи то должники. Таким образом, мы имеем сложно переплетенную систему, где начальные ниточки кредитов сходятся где-то в неизвестном нам месте, но это не может продолжаться вечно и череда дефолтов когда-нибудь разрушит эту систему до основания.
Сама порочность принципа заемного капитала сводится к тому, что экономическая система живет одновременно в двух измерениях. С одной стороны существует бизнес, который занят производством товаров и услуг для потребителей, а с другой стороны есть банки, которые занимаются кредитованием, как бизнеса, так и потребителей. Разность же измерений заключена в том, что бизнес получает прибыль в результате события, коим является акт продажи, а банки ставят условия получения прибыли в зависимости от времени использования капитала. Как нам известно продажи никогда не были функцией времени, а попытки установления плана продаж приводят к тому что нас неоправданно насилуют агрессивной рекламой в стремлении всучить нам совершенно не нужный товар.
Таким образом, мы видим, что банкир и предприниматель живут в двух совершено разных измерениях. Причем банкиры, стремясь гарантировать получение прибыли, настаивают именно на временном принципе. Чего проще часы тикают, прибыль капает. Труднее всего предпринимателю, с одной стороны весь риск невостребованности произведенного товара-услуги, лежит на нем, плюс к этому еще и проценты набегают за кредит. То есть если не повезет, то не повезет в двойне. Именно в этом и заключена порочность нынешней финансовой системы. Финансы и бизнес имеют в своей основе РАЗНЫЙ знаменатель.
Нынешний уровень накопленных долгов уже начинает всерьез сотрясать мировую финансовую систему, и рано или поздно это выльется в полномасштабный кризис долгов. Но тогда встанет вопрос о том, какую финансовую систему выстраивать, чтобы не повторять в будущем ошибок прошлого?
На первый взгляд выход прост и изящен.
Нужно под бизнес и финансы подвести общую основу. То есть если мы берем за базис производство и реализацию товаров и услуг, необходимых населению, то все остальное должно подводится именно под этот базис. То есть финансовая система должна работать под тем же знаменателем, что и производитель товаров и услуг. Достигается это разделением финансовой системы на два основных сегмента. Первый сегмент банков должен заниматься только расчетным обслуживанием, хотя попутно мог бы оказывать и услуги по ведению out-source бухгалтерии для бизнеса. Второй сегмент банков логичнее было бы ориентировать на оказание услуг инвестиционного финансирования на условиях вхождения в капитал и принятия на себя солидарных рисков. И никаких кредитов под проценты!!!
Другими словами, чтобы исключить появление долгового кризиса, нужно убрать его первоисточник, а именно долги. Проектное финансирование с вхождением в капитал, создадут условия более жесткого отбора проектов и минимизации рисков. Учитывая, что инвестиционный капитал при этом будет распылен среди многих инвесторов, риск провала данного проекта не повлечет за собой таких же последствий как невозврат крупного кредита одним заемщиком одному банку.
Здесь также немаловажно вспомнить и о психологической нагрузке на бизнесмена. Не имея над головой бремени постоянно капающих процентов, он имеет возможность спокойно и качественно заниматься любимым делом, доводя его результаты до максимальных показателей по эффективности.
Сегодня как никогда остро встает вопрос о том, какую финансовую систему мы будем строить, когда нас накроет очередной финансовый кризис. Мы уже свыклись с мыслью о том, что кризис накроет всех и вряд ли останется кто-то, кого минует чаша сия. И именно сегодня нужно активнее обсуждать и реализовывать базовые принципы построения новой финансовой системы, тогда и выход из кризиса не будет через чур болезненным.
В современном мире уже есть примеры реализации принципов инвестиционного финансирования, но они, к сожалению, задавлены традиционными представлениями о том, как должна выглядеть мировая финансовая система, основанная на процентном капитале. Сегодня они доступны только крупным, состоявшимся компаниям выходящим на IPO. Что касается стартапов, то здесь все гораздо сложнее и малому бизнесу приходится прибиваться в условиях далеких от благоприятных.
И все же хочется верить, что придет время и востребованность таких принципов выйдет на первый план и на коне окажется тот, кто первым откажется от заемного капитала и перейдет на принципы инвестиционного финансирования. Эти принципы применимы не только к бизнесу, но и к проектам государственного масштаба. Не зря же говорят – счастлив тот, кто свободен, в том числе и от долгов...
Комментарии
Есть предложение: взыскать лично с Горячо Любимых Руководителей ВВП и ДАМ ВСЕ долги, которые они набрали, не получив на это согласие народа!
Хочешь поделиться с банком риском (и прибылями) - идешь к венчурному капиталисту. Он смотрит, и есть размер потенциальной рибыли его устраивает, и что немаловажно, способен покрыть хотя бы его расходы на оценку и контроль твоего бизнеса, то финансирование получишь.
Если не хочешь делиться с банком прибылью и готов взять все риски на себя - берешь деньги в обычном банке под фиксированный процент.
Венчурный капитал просто не нужен тем компаниям, которые уже выходят на IPO. Тут вы заблуждаетесь.
Но и, конечно, на шашлычную "У Ашота" венчурный капитал денег не даст. Не те масштабы.
Ну и последнее, люди, которые вкладывают деньги в банк, хотят ГАРАНТИЙ. И это еслтественно. Венчурные капиталисты же хотят большой прибыли. Для них нормально получить 300-400% годовых с успешного проекта. Соответственно и риски. Если такие игры проводить с вкладами населения, то обязательно получится большая буча. От больших прибылей люди, конечно, не откажутся, но если проект прогорит, то "обманутые вкладчики" выйдут на улицы. Поэтому вложения в такие рискованные проекты всем подряд запрещены законодательно.
Про экономическую науку, и про методики оценки рисков, я в курсе. Но всего лишь в курсе, т.е. знаю, что наука и методики существуют, а пользоваться этими методиками я не умею. Нет у меня для этого достаточного образования. А еще я в курсе, что 99% населения ни о науке ни о методиках оценки рисков вообще ничего не знают. Даже того, что они существуют. Более того, эти методики работают "в среднем", а чтобы оценить каждую конкретную инвестицию, кроме знания методик нужен еще и опыт, и, наверное, просто чутье какое-то, как у Баффета.
По поводу того что 99%...... отвечу как говорил Ленин учиться нужно - 3 раза..... и чутье свое развивать как Баффет...
На счет "учиться" - это не так просто. Учиться грамотному инвестированию можно всю жизнь и так и не научиться. К тому же пусть не 99%, а 95% населения просто не смогут научиться этому несмотря на все старание. Это как музыку писать. Не каждому дано. В развитых странах народ этому учится, но тем не менее, там ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАПРЕЩЕНО привлечение денег широких слоев населения к финансированию проектов, доходность и рискованность которых превышает некий порог. До этого допускают только "квалифицированных инвесторов", если вам о чем-то говорит это понятие. Человек сначала должен доказать, что он понимает на что идет, и только потом ему разрешат "разделять ответственность" за рискованные предприятия. Это своего рода противодействие МММам всяческим.
Как вы думаете почему не выгодно строить дома и сдавать их в аренду несмотря на огромный спрос в этом сегменте? Потому что доходность от сдачи квартиры в аренду применительно к ее рыночной стоимости составляет 7-8% годовых, а стоимость кредита - 15-18%, что в свою очередь и делает рыночную стоимость квартиры высокой, а доход с аренды низким. Поэтому девелоперам выгоднее держать построенное жилье пустым в надежде на продажу по двукратной к с/с цене, чем сдавать его в аренду.
На счет домов согласен. Но проблема тут не в процентной ставке. Точнее не только в ней. Цена на квадратные метры очень сильно задрана. Потому и доходность (как вы совершенно правимльно заметили, она считается от рыночной цены) мизерная. А цена задрана во-первых, потому что девелоперы очень жадные. Во-вторых, чиновники, которые дают разрешения на строительство очень жадные. Реальная цена квадратных метров раза 3 ниже той, по которой эти квадратные метры сейчас продают. А была бы цена ниже в 3 раза, доходность во столько же раз повысилась бы.
Стоимость кредита на жилье 15-18% исключительно потому, что у нас ставка рефинансирования 8.25% Ни один кредит НЕ МОЖЕТ быть дешевле ставки рефинансирования. Для сравнения в штатах сейчас ставка рефинансирования 0.25%, в Японии 0.1%, Европейскимй центробанк дает деньги под 1,25% годовых. Поэтому-то в этих странах кредит на жилье (то есть гарантированно обеспеченный залогом) стоит 2-3-4%.
Теперь вам понятнее, откуда такие проценты по кредитам? Это не "свойство системы". Это всего-лишь воля нашего правительства. У низкой ставки рефинансирования тоже есть свои минусы. Просто в данный момент наше привительство решило, что сделать кредиты дорогими - выгодно.
Как определяют ставку рефинансирования и на что она влияет, это долгая дискуссия, к тому же я в этом предмете не слишком хорошо разбираюсь. Но одно могу сказать точно, не бывает кредитов, ставка по которым была бы НИЖЕ ставки рефинансирования. Только если "по блату" (фактически подарок/взятка в виде таких условий кредита), или какие-то криминальны...
У нас возникает кризис на ровном и рямом месте, всё остаётся также, только возникает кризис доверия как Богу так и друг к другу и всё начинает рушиться - вся политика и экономика.
Мы все нуждаемся в познании Бога и посланного Им Иисуса Христа, в котором сокрыта как эта жизнь, так и жизнь будущая.
Стихотворение, найденное в кармане шинели
советского солдата Андрея Зацепы, убитого в 1942 году.
Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя…
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня я смотрел
Из кратера, что выбила граната
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман…
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно. Ты на нас глядишь…
Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог. Иду и вряд уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!
В это утро мы все здоровы. Вчера вечером нас позвали к себе г-н и г-жа А. И мы имели хорошее общение. Разговор шел о банковском фонде, о том, что многие обогащаются, вкладывая свои средства, некоторые же терпят потери. Так г-н и г-жа А. и сестра Бэнд С. обсуждали вопрос о потерях и приобретениях.
«А теперь, - произнес г-н А., - г-жа Уайт нам должна что-то сказать. Пусть она поделится своим мнением, ведь она еще не произнесла ни слова».
«Хороню, - тихо сказала я. - Я много лет вкладываю свои средства в банк и никогда не переживала потерь. Мне возвращались обратно и основная сумма, и большие проценты».
Все переглянулись с удивлением. Улыбнувшись, г-жа А. спросила: «Куда же ты вкладываешь свои средства?»
«В небесный банк. Я посылаю свои деньги на небо. Владелец этого небесного банка предостерег меня: „Не собирайте себе сокровищ на земле" и предупредил об опасности больших потерь, которые я могу навлечь на себя, а также посо...
Г-жа А. заметила: «И она оплачивается каждый день, пока ты живешь. Тебе не приходится ждать роста и падения фонда. Небесный банк безусловно платежеспособен; нет опасности потерь».
Мы пожелали им спокойной ночи и оставили их поразмышлять над этим. Славьте имя Господа за ежедневное доказательство о наличии наших сокровищ, положенных на небесах, - о драгоценной инвестиции. Я каждый день нуждаюсь в уверенности, что я принадлежу Иисусу, а Он - мне (Письмо 20, 1 мая 1876 г.).
«Богатых в настоящем веке увещевай... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19). Здесь представлено, как надо мудро и совершенно безопасно вкладывать средства, указаны добрые дела, рекомендуемые для нашей повседневной жизни, для твоей жизни, показана очень большая прибыль - и никакой опасности, никакого убытка (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 693).
Основной причиной долговой экономики - это порочная система хозяйствования. Но не только в ней проблема. В нынешний финансовый кризис огромную лепту внес К.Маркс. Это он приравнял деньги к товару, чем и дискредитировал саму идею денег. Этим самым он знаменатель (деньги) поставил в числитель простой дороби, лишил деньги своей основной функции - регулировать рынок. Это вторая фатальная ошибка, приведшая нынешнюю экономику к кризису.
"Отче наш" там где деньги не поможет
А во-вторых, система без процентного кредита уже есть. Это исламский банкинк, т.е. когда кредитор входит своим капиталом в дело и имеет свою долю прибыли. Но едва ли это спасет капиталистическую систему, так как жадность человеческая не имеет границ и способна разрушить любую систему.
Я, конечно, не изучал специально исламский или какой иной банкинк, так как я рядовой геофизик. Однако, в газетах иногда читаю умные статьи и из них черпаю эти не специальные знания. Так в этих статьях пишут, что именно ислам запрещает получать прибыль за счет кредита, т.е. запрещено ростовщичество. Поэтому банкиры, исповедующие ислам входят своим капиталом в дело (тем самым кредитуя его), но получают не процент с вложения, а прибыль от этого производства. Аналогичный случай мы имеем и у евреев, ведь священная книга евреев Тора запрещает брать процент еврейскому банкиру у своих единоверцев. Насколько это соблюдается на практике я не знаю. Судить не берусь, но я думаю банкир себя не обидит.
Комментарий удален модератором