Нас вступили, и мы вляпались...

На модерации Отложенный О потерях российских войск

Александр Русин

Министерство обороны России последний раз приводило официальные данные о потерях российских войск на Украине 25 марта и тогда сообщалось о 1351 погибшем и 3825 раненых.

Это было по итогам первого месяца спецоперации.

После этого прошло еще два с половиной месяца активных боевых действий, которые даже теоретически не могли обходиться без потерь, а на практике - тем более.

Ввиду отсутствия официальной информации по поводу потерь российских войск возникла масса слухов и версий, которые активно подпитываются мнениями скептиков и сообщениями с украинской стороны.

Каковы реальные потери российских войск на данный момент?

Точных данных, конечно не найти - они есть только у Министерства обороны и Генштаба, а там не спешат делиться данной информацией.

Это, кстати, само по себе провоцирует слухи о больших потерях, но отсутствие данных - не всегда означает, что там скрывают нечто страшное. Министерство обороны - ведомство крайне консервативное, в первые дни спецоперации там вообще старались не давать никакой информации, даже об успехах. Поначалу даже репортеров на передовую не пускали. Поэтому не всякое отсутствие информации о войне нужно рассматривать как попытку скрыть нечто страшное.

Можно ли хотя бы как-то понять, насколько велики потери?

Недавно свою оценку потерь российской и украинской сторон сделал в своих обзорах Юрий Подоляка. Безвозвратные потери российских войск он оценил как "не более 20 тысяч", уточнив, что это наверняка завышенная оценка и реальные потери должны быть меньше, возможно даже существенно меньше. И это не потери убитыми, а безвозвратные - то есть они включают раненых, которые не смогли вернуться в строй.

В общем, исходя из оценки Юрия Подоляка потери российских войск убитыми составляют то ли 5 тысяч, то ли 10 тысяч, то ли около того. И еще 10-15 тысяч ранеными, которые не вернулись в строй (максимум).

Как именно Юрий Подоляка пришел к этой оценке - пересказывать не буду, желающие могут посмотреть его обзор.

Попробую сделать свою оценку.

Украинская сторона сообщает о том, что российские войска потеряли 30 тысяч убитыми. Понятно, что эта оценка сильно завышена - это естественно, противники на войне всегда завышают чужие потери и занижают свои.

Но на сколько надо делить украинскую оценку? На число пи?
Или на гравитационную постоянную?

В конце марта, когда Министерство обороны публиковало данные о потерях, где сообщалось в 1351 убитом, своими версиями поделились США и министерство обороны Великобритании, оценив потери российских войск убитыми в 10 тысяч и 15 тысяч соответственно.

Исходя из этого видно, что, во-первых, Великобритания в полтора раза "добрее" в своих оценках, а во-вторых - видно, что оценки наших "дорогих партнеров" были завышены в 8-10 раз.

Отсюда можно сделать вывод, что украинские оценки потерь российских войск в 30 тысяч - тоже нужно делить на 8 или на 10.

Методика Киева, надо полагать, не сильно отличается от методики Лондона и Вашингтона, которые собственно и управляют данной войной на высшем уровне. И раз уж методика общая, то скорее всего и "множители потерь" примерно одинаковые.

Поэтому, поделив украинские 30 000 на 8-10 можно получить оценку от 3000 до 3750 убитых.

И мне кажется, что это уже гораздо ближе к действительности, чем оценка Юрия Подоляка в 20 тысяч безвозвратных потерь, среди которых то ли 5 тысяч убитых, то ли 10 тысяч, то ли неизвестно, сколько.

Оценка в 3000-3750 ближе к действительности еще и потому, что наибольшие потери российские войска понесли именно в первый месяц спецоперации, в ходе крайне неудачной (это думаю уже не секрет) попытки войти в Харьков, а также в боях под Киевом.

В конце марта и начале апреля Россия отвела войска от Киева и Чернигова и перешла к новому плану всей операции. Вместо попыток взятия Киева и Харькова перешли к освобождению Донбасса, при этом сама тактика действий принципиально изменилась.

В ходе освобождения Донбасса активные и продолжительные бои велись в основном за Волноваху, Мариуполь и Попасную. На всех остальных участках фронта российская армия уничтожала противника путем артиллерийских обстрелов, нанесением ракетных ударов (в том числе высокоточными системами) и авиацией.

Ясно, что при переходе на тактику уничтожения противника артиллерийскими, ракетными и авиаударами потери российской армии снизились многократно.

Если на артиллерийский удар украинская армия хотя бы теоретически может ответить своим артиллерийским контрударом, то на действия российской авиации и на удары Калибрами и Искандерами - украинской армии ответить просто нечем.

Украинские системы ПВО практически полностью подавлены, особенно в зоне активных боевых действий. Украинская авиация способна только взлетать, боевые задачи она почти не выполняет. Систем, подобных Калибру и Искандеру по дальности и точности ударов - у ВСУ просто нет.

Самая дальнобойная украинская система - это Точка-У, однако почти все "точки", которые ВСУ выпускали в ходе спецоперации, были сбиты.

Таким образом, исходя из того, что ВС РФ перешли от штурма таких больших городов как Киев и Харьков к уничтожению противника за счет подавляющего превосходства в артиллерии, ракетных системах и авиации - следует неизбежное снижение потерь.

Кроме этого, по ходу спеоцперации российские войска набирались опыта реальных боевых действий, а это тоже ведет к снижению потерь.

Поэтому, если в первый месяц, в период наиболее активных боевых действий при штурме больших городов (в том числе в ходе крайне неудачного входа в Харьков) - потери составили 1351 убитыми и 3825 ранеными, то уровень потерь в течение второго и третьего месяцев наверняка оказались существенно меньше.



Наименьшими наверное были потери в течение третьего месяца, потому что к началу мая уже было завершено освобождение жилой части Мариуполя, а попыток штурма завода Азовсталь не предпринималось, осуществлялось только блокирование и зачистка периметра.

Волноваха и Изюм к началу третьего месяца тоже были полностью освобождены.

Существенные потери могли быть в ходе освобождения Попасной и при переправе через Северский Донец, где было потеряно несколько десятков единиц боевой техники. Но вряд ли эти потери превышают потери первого месяца в Харькове и под Киевом - разный масштаб и численность задействованных подразделений.

Потери в Попасной и на реке Северский Донец могут идти на сотни, но никак не на тысячи.

Был еще эпизод с потерей РК Москва, но большая часть экипажа крейсера спасена, погибшим числится один и пропавшими без вести - 27 человек.

Поэтому сделаю предположение, что потери российских войск за второй и третий месяц спецоперации - суммарно примерно такие же, как потери за один первый.

Таким образом, для оценки потерь за три месяца можно умножить официальные потери первого месяца на два.

Если эти рассуждения верны - получается, что потери российских войск за 3 месяца спецоперации составляют около 2700 убитыми и 7600 ранеными.

И эта оценка вполне коррелирует с той, которая получается делением украинских "30 тысяч" на "британский множитель", в результате чего получается 3 000.

При делении на "американский множитель" получается 3 750.

Вероятнее всего, правда находится где-то между этими значениями - от 2700 до 3750.

Мне кажется, что правда ближе к значению 2700.

Почему, выше я уже объяснил - после отвода войск от Киева и Чернигова интенсивность боевых действий с участием пехоты в прямом огневом контакте с противником существенно сократилась, а значит должны были снизиться и потери российской армии.

И раз уж потери второго и третьего месяца стали ниже, чем в первый - значит общие потери тоже меньше, чем 4 тысячи (1351 х 3).

Поэтому я склоняюсь к оценке потерь российских войск по итогам 3-3,5 месяцев спецоперации в пределах 3 тысяч убитыми и 8-9 тысяч ранеными.

Много это или мало?

На первый взгляд может показаться, что много. Не так много, конечно, как 30 тысяч, которые насчитали в Киеве, и не так много как оценил Юрий Подоляка, но все равно значение внушительное.

Однако не нужно забывать о масштабе войны.

Идет крупнейшая война на территории Европы со времен Второй мировой, общая численность задействованных войск достигает миллиона (600-700 тысяч ВСУ/ВФУ с учетом теробороны и 300 тысяч ВС РФ и НМ ЛДНР).

Для трех месяцев активной войны, в которой участвуют армии общей численностью около миллиона бойцов - потери одной из сторон порядка 3 тысяч убитыми и 8-9 тысяч ранеными - это один из наименьших показателей в истории.

Если сравнивать это с битвами Второй мировой на территории той же Украины, в которых были задействованы сопоставимые по численности силы - тогда потери были выше в десятки раз.

При численности российских войск, задействованных в СВО около 200 тысяч - потери убитыми составляют около 1,5% и ранеными - в пределах 5%.

Для такой масштабной операции, как освобождение Донбасса, где российские войска вынуждены преодолевать глубоко эшелонированную оборону, строившуюся на протяжении 8 лет, воевать в городах с противником, которого обучали инструкторы НАТО (и что немаловажно - снабжают вооружением и разведданными) и который активно применяет террористическую тактику, прикрываясь мирными жителями, да еще и имеет двукратное численное превосходство - приведенный уровень потерь, если конечно он верен - является наверное лучшим показателем в истории всех современных войн.

Хотя, нельзя забывать и о том, что каждый погибший солдат и офицер - это невосполнимая потеря для его семьи и для страны в целом. Это так.

Поэтому конечно хотелось бы чтобы потери стремились к нулю. Но на войне так просто не бывает. Особенно на такой.

И смена плана / тактики спецоперации, отвод войск от Киева и переход к уничтожению ВСУ преимущественно артиллерийскими, ракетными и авиационными ударами - был продиктован в том числе и стремлением сократить потери.

Если бы российские войска продолжали биться с украинской армией под Киевом в прямом огневом контакте и штурмовали город - потери были бы в несколько раз выше. А если бы еще и отправили на Украину "срочников", как предлагали некоторые - потери были бы выше в десятки раз и стали бы примерно такими, как их хотели видеть в Киеве, Лондоне и Вашингтоне. И далеко не факт, что это помогло бы скорее закончить спецоперацию, возможно наоборот - привело бы к неприемлемым потерям и поражению, на которое как раз и рассчитывали противники России, когда втягивали ее в войну.

Поэтому я делаю вывод, что командование СВО и Генштаб при наличии отдельных ошибок (которые будут изучаться уже после войны, когда станут известны все обстоятельства и факты) - в целом принимают верные решения.

Напоследок подчеркну, что все приведенные выше значения (кроме самых первых) - это не официальные данные, а лишь оценки, мнения и рассуждения.

Насколько они верны и кто был прав в оценках потерь - узнаем, когда будут опубликованы официальные данные Министерства обороны.


15.06.2022