10 лучших сериалов 2023 года по версии Time Out
На модерации
Отложенный
Фото: кадры из сериалов
Дмитрий Евстратов
Продолжаем подводить итоги 2023-го и вспоминать лучшие проекты, выходившие на российских и зарубежных стриминговых платформах. Редакторы и авторы Time Out выбрали по два лучших сериала года — получился необычный список, в котором нашлось место и ожидаемым фаворитам, и темным лошадкам.
Вера Аленушкина, кинообозреватель Time Out
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
Конец 80-х, Казань. 14-летний тихоня Андрей, живущий в неполной семье, которая кормится хлебом, водой и лозунгами Ленина, неожиданно для себя попадает в уличную группировку, где проходит курс «начинающего пацана»: учится драться, не извиняться и стрясать копейки с не успевших удрать «чушпанов». Ничем хорошим такая «карьера» закончиться, конечно, не может.
Новый проект Жоры Крыжовникова — главное событие 2023 года в России, внезапно объединившее у мониторов «пацанов» с «чушпанами», а также с теми, кто про них никогда не слышал. О причинах такой объединяющей силы выдвинуто уже миллиард теорий, вот вам еще одна: судя по всему, сработал национальный культурный код, в основе которого неудержимое желание сбиваться в стаи во имя священной борьбы с несправедливостью, помноженное на любовь к бессмертным шедеврам «Ласкового мая» и «Миража».
«Фишер»
Комфортный 1986 год: период застоя еще не закончился, но уже близок к завершению, а лихие 90-е еще не начались. Но периодически система дает сбой. Недалеко от Москвы, в сотне метров от правительственных дач, находят трупы подростков. Чтобы быстрее найти убийцу и «замять вопрос», в столицу вызывают ростовского следователя Евгения Бокова, имеющего опыт поимки маньяков, а в напарники ему назначают необстрелянную Наталью Добровольскую и следователя-интеллигента Валерия Козырева.
«Фишер» интересен тем, что он вовсе не про конкретного убийцу. Это сериал о том, что «фишеры» — это порождение системы, на первый взгляд социально-ориентированной, но насквозь пропитанной фальшивыми лозунгами, слепой и бездушной. Именно поэтому система так могущественна по отношению к обычному человеку и так беспомощна перед теми, кто владеет ее же оружием — умением притворяться и никого не щадить.
Мария Ракитина, кинообозреватель Time Out
«Уроки химии»
Ретродрама «Уроки химии» рассказывает историю лаборантки Элизабет Зотт, которая в Америке 1950-х сталкивается с гендерной дискриминацией в научной среде. После увольнения она решает стать прогрессивной ведущей кулинарного шоу. Сериал основан на одноименном бестселлере писательницы Бонни Гармус.
У Apple TV+ получилась воодушевляющая история о реализации мечты вопреки гендерным стереотипам и чужим ожиданиям. Проект балансирует между личной драмой о кризисе идентичности, переживании утраты и трудностях материнства и сюжетом о борьбе женщин за эмансипацию в эпоху «идеальных домохозяек». Предчувствие перемен витает в воздухе, но не стоит приравнивать сериал к «Джулии», ведь для Элизабет готовка — всего лишь этап на пути к достижению цели.
«Уроки химии» — альтернатива «Миссис Америке», где плакатные лозунги превосходно вписываются в телеформат, а протест буквально зарождается на кухне. Главное достоинство проекта — феноменальная Бри Ларсон. Ее героиня сталкивается с несправедливостью, разочаровывается, сомневается, но все равно движется вперед.
«Ковбой из Копенгагена»
Сюжет мини-сериала сосредотачивается на истории девушки Миу, которая приносит людям удачу и мстит за многолетнюю эксплуатацию ее дара. В проекте Николаса Виндинга Рефна для Netflix эстетика и философия его «неоновой трилогии» смешиваются с супергероикой, фэнтези и социальной драмой. Датский визионер создает профеминистскую историю, вдохновленную женщинами его семьи.
Приключения Миу, чьи сверхъественные способности только множатся, завораживают и пугают. Под электронный саундтрек героиня блуждает по цветущим садам, замкам вампиров, борделям и логовам бандитов, преследуя две цели: расправиться с обидчиками и защитить женщин от зла.
«Ковбой из Копенгагена», второй сериал в карьере Рефна, — возвращение к датским корням в формате шестичасового артхаусного клипа. Визуальные образы бьют прямо в сердце, страшные сказки задевают за живое, а от настоящего искусства большего и не требуется.
Дмитрий Евстратов, редактор кино Time Out
«Укрытие»
«Укрытия», снятого по мотивам одноименного цикла романов Хью Хауи, стоило ждать долгие 11 лет, пока идея экранизации с боем превращалась в сериал и отходила к Apple TV+.
Недалекое будущее, 144-этажный бункер: наверху — те, кто побогаче, снизу — рабочие, мечтающие о лучшей жизни. Что за стенами бункера — неизвестно, камера все время показывает одно и то же апокалиптическое изображение.
Сериал смотрится взахлеб. В нем интересна не столько детективная интрига — злодеи, хоть и скрываются, но вычисляются моментально, — сколько устройство здешнего необычного мира: политические интриги, присущее человеку рвение к знанию, жестоко ограниченное имплицитной и эксплицитной властью, а также герои, у каждого из которых за пазухой немало тайн. Клиффхэнгер в финале намекает на то, что «Укрытие» явно не ограничится одним или двумя сезонами — слишком уж много вопросов задано и мало ответов получено.
«Объяснялкины»
Взрослая анимация — российский кот Шредингера. Она существует на маленьких площадках, имеет крохотную, но сплоченную фанбазу. Однако в глазах массового обывателя мультсериалы для взрослых начались и закончились на «Масяне». Оттого и поддержанные «Кинопоиском» «Объяснялкины» Егора Лоскутова и Дмитрия Сыендука кажутся манной небесной — свежим и гомерически смешным взглядом на окружающую действительность.
Мультсериал вдохновлен всеми подряд зарубежными анимационными проектами для взрослых, но при этом в кадре легко узнаются знакомые российским зрителям локации и образы. А дежурные для adult-анимации насмешки над поп-культурой — вообще лучшее, что есть в сериале: некоторым из них посвящены отдельные серии, как шуткам про плагиат и Тарантино или видеоигры, а некоторые укалывают в крошечных эпизодах. Но и те, и другие бьют точно в цель.
Анастасия Лабурец, кинообозреватель Time Out
«Грызня»
«Грызня» стала настоящей находкой в 2023-м. В центре сюжета сериала студии A24 — перебивающийся случайными заработками Дэнни Чо и владелица цветочного магазина Эми Лау, которые никак не могут обрести внутреннюю гармонию. Она страдает от изжившего себя брака и трудностей с бизнесом, он не может наладить контакт с младшим братом и выполнить обещанное родителям. Оба переживают сложный период, но не решаются в этом признаться. И только случайное столкновение героев заставляет их перестать притворяться и выплеснуть, наконец, накопившиеся злость, обиду и разочарование.
Сериал, как и многие проекты студии, получился изобретательным, динамичным, а персонажи в нем — интересными. Но главное — мысль, которую он пытается донести до зрителя: не прячьте собственные чувства. Решитесь на разговор — и вам обязательно станет легче.
«Волшебный участок»
Если «Грызня» обладает терапевтическим эффектом, то «Волшебный участок» возвращает детское ощущение предновогоднего чуда, когда начинаешь верить, что все хорошее обязательно сбудется. Сериал Степана Гордеева вышел в начале ноября и уже успел собрать много теплых отзывов.
Он рассказывает о бывшем снайпере Лехе, который устраивается в отдел по борьбе с преступлениями сказочных персонажей. Действие в «Волшебном участке» происходит в XXI веке, поэтому и любимые герои в нем осовременены. Кощей оказался заперт в Сети, Яга сидит под домашним арестом и подрабатывает вебкамом, гномик сквернословит и ставит окружающих в неловкое положение. Особый колорит проекту придают аллюзии на окружающую действительность, хотя похожее мы уже видели и в «Сергии против нечисти», и в «Вампирах средней полосы». Забавный и беззлобный сериал вышел в правильное время — в преддверии праздников всем ненадолго хочется поверить в сказку.
Клара Хоменко, шеф-редактор Time Out Петербург
«Король и Шут»
Двое пятнадцатилетних мальчишек в канун развала СССР встретились в реставрационном училище, и это изменило миллионы жизней. Сериал о панк-рок-группе, которая собирала стадионы, не просто пополнил армию поклонников «Короля и Шута» — он заставил огромное количество людей вспомнить или узнать, каким был Михаил Горшенев за своим сценическим образом. Это трибьют абсолютной, чистейшей любви и веры в то, что сказка никогда не кончается, потому что есть такие края, где смерть не имеет власти.
«Падение дома Ашеров»
Режиссер Майк Флэнаган вырос в глубоко религиозной семье. Как и все в этом мире, он не может дотянуться до горла семьи Саклер, подсадившей всю Америку на опиоидные обезболивающие. Зато Флэнаган может снять жуткий и очень красивый сериал по мотивам книг Эдгара По, где семейство Ашеров, нажившее миллиарды, отправляется в ад всем составом. Сочетание ветхозаветной жестокости, христианского сострадания и антуража на тонкой грани между готикой и пародией на нее делают сериал обязательным к просмотру — особенно любителям хорроров.
Комментарии
Щас всё больше сериалов не от слова "серия",а совсем от другого слова...
все это хрень неимоверная. Х..я короче.