Режиссер Александр Ильин: С молодежью надо не бояться разговаривать
На модерации
Отложенный
Сегодня документальное кино — востребованный жанр, но еще не всегда креативный и современный. И поэтому зачастую оно не вызывает так необходимого, особенно сейчас, интереса российской молодежи. И чтобы документалистика стала более привлекательным инструментом патриотического воспитания, способствовала объективной оценке современной истории нашего государства, необходимо научиться разговаривать с молодежью языком документального кино, затрагивая интересующие ее темы, используя смысловые, технические и визуальные возможности современного кинематографа, которые более понятны и доступны молодежи.
Александр Ильин — режиссер, основатель и генеральный продюсер кинофестиваля «Свидание с Россией. Территория народного единства». Фестиваль прошел третий год подряд на площадках Архангельской области. Фестиваль тематически привязан к дню народного единства, а в этом году еще и Году педагога и наставника. В связи с этим на фестивале были представлены кинофильмы, отражающие современные тенденции и вызовы по заявленным тематикам года.
— Александр Васильевич, как президент фестиваля довольны ли вы итогами работы и какие выводы сделаны?
— Фестивальное событие — это как автомобиль, постепенно набирающий разгон и необходимо время, чтобы он показал свои реальные возможности, свою мощь и свою востребованность. А что касается выводов, то за годы работы я понял, насколько важна, злободневна и актуальна тема межнациональных отношений. С одной стороны, — Архангельск город, где никогда не было особых проблем в межнациональных отношениях, и можно успокоится, но эта тишина обманчива. Всегда есть силы желающие раскачать и обострить отношения между различными народами, зачастую используя для этого, в том числе, и инструмент кино. Вот, например, национальные отношения современной России с соседними братскими народами. Разве можно было еще совсем недавно предполагать, что может вспыхнуть военный конфликт с Украиной, Грузией, Молдавией и т.д.
Но это произошло, и одной из причин был провал в информационной, идеологической, воспитательной работе в первую очередь с молодежью, чем умело воспользовались, те кого мы долго называли нашими западными «партнерами». Все отношения сводились в основном только к решению коммерческих вопросов крупного бизнеса России с крупным бизнесом этих стран. Похожие проблемы сейчас периодически вспыхивают и внутри страны с так называемыми «гастарбайтерами». И если мы опять ограничимся только коммерческими интересами российского бизнеса полыхнет и здесь. И это не единственная межнациональная проблема и что возмущает, — масло в огонь зачастую подливают своими фильмами некоторые современные кинематографисты.
— Какие в этом году фильмы вошли в программу на межнациональные темы?
— Во-первых, у нас жюри документальных фильмов было сугубо межнациональное — это представители из Карачаево-Черкессии, Белоруссии, Москвы. В программу игровых фильмов на эту тему вошли картины «Золотая бронза» и «Плакать нельзя», они не только на межнациональные темы, но и на межгосударственные. Не буду пересказывать их содержание, просто посоветую посмотреть.
— На просмотре документальных фильмов было очень много молодежи и молодые ребята смотрели кино с большим интересом, а после показов было обсуждение. Неужели вам интересно знать, о чем думает молодежь?
А как же иначе? Как мы узнаем их мнение если мы их не послушаем? Мы должны понимать, о чем они думают, говорят, мечтают. Недавно показывали мой фильм «Победившее детство» в Доме офицеров воздушно-космических сил. На показе были ребята из кадетских корпусов, солдаты срочники, в том числе и из Луганска.
Нам было очень интересно узнать их мнение. О чем заставляет задуматься фильм, рассказывающий о детях, у которых военный конфликт на Донбассе отнял детство, а у некоторых и жизнь. Мы их внимательно выслушали. У меня большая семья — пятеро детей, и я все время особенно со своими сыновьями беседую и пытаюсь узнать их мнение, разговорить подсказать, подправить. Вот так должны поступать и кинематографисты получающие на свои фильмы государственные субсидии.
Ведь у молодежи сегодня много информации, приходящей из разных источников и им необходимо сделать правильный выбор на что ориентироваться в своей жизни. Для этого надо ознакомиться с информацией из разных источников, проанализировать, что-то учесть, что-то отбросить, чтобы сформировать правильный взгляд на то или иное событие.
И от умения отделить главное от второстепенного будет зависеть успех, и как итог удовлетворение жизнью, работой семьей.
Мы живем в современном мире, где отсутствуют многие ограничительные преграды — не из-за национальности, не из-за вероисповедания, иди и учись, работай, живи по законам своей страны, а если не нравится, то ты вправе поменять страну.
— Может быть у вас есть желание провести мастер-класс для молодежи и высказаться?
— Мастер-классы, где передается жизненный опыт и знание — это прекрасно, но молодежь надо обязательно готовить к серьезному разговору, сначала разговорить, растормошить, и даже немного спровоцировать, чтобы они раскрылись, разрядились, встрепенулись, услышали вас и сделали нужный вам вывод. С молодежью надо постоянно разговаривать, и если она не всегда хочет слышать, то надо найти иную форму подачи. Это сложно, но необходимо. Иначе мы можем потерять друг друга.
— Некоторые зрители говорили по поводу ребят, которые были на фестивальных просмотрах, что их буквально привели за руку на показы.
— И что в этом плохого? Вспоминая свой школьный период жизни, у нас были уроки истории, литературы, когда нас преподаватели водили в театры, в кинотеатры, где нам демонстрировали различные фильмы, которые помимо художественного смысла несли в себе еще и познавательное, и воспитательное начало. Я думаю, что специально подобранные документальные фильмы нужно обязательно включать в школьные программы. А приводить молодежь на показы просто необходимо, сами они в интернете эти фильмы вряд ли найдут и посмотрят и это тоже инструмент популяризации документального кино.
— На внеконкурсном показе был ваш документальный фильм «Победившее детство». Вы сами ездили на Донбасс его снимать?
— Ездили на Донбасс в прошлом году всей съемочной группой, а когда началось контрнаступление, пришлось связаться с операторами на Донбассе, отправили им задание. Они снимали и передавали нам отснятые материалы. В следующем году планируем сделать фильм о людях в Донецке, которые воевали, и как война изменила их взгляды в жизнь.
— А вы не боитесь, что после таких тем вас не пустят в Европу?
Ничего страшного, в территорию России можно вписать как минимум десяток Европ и здесь тоже есть что посмотреть. Да и чем не привлекательней Европы другие пять континентов?
— А есть желание пригласить к себе на фестиваль кинематографистов из других стран?
— Безусловно есть, но они сейчас все очень осторожны и некоторые побаиваются ехать в Россию, и это вполне обосновано, не стоит их осуждать. Но есть и независимые кинематографисты, кинематографисты из дружественных стран. Их мы всегда ждем на наших фестивалях.
— У вас следующий фестиваль планируется с совершенно неожиданной концепцией. Можно несколько слов об этом?
— Сейчас планируем сделать фестиваль в Омске. Тема заявлена «Фронт и тыл». В городе двенадцать оборонных предприятий и мы хотим привести туда ряд серьезных фильмов, рассказывающих о военных событиях для того, чтобы омичи поняли, почему они трудятся в три смены, и почему так важен их труд для победы над врагом. А также планируем пригласить из Донбасса участников СВО. В этом направлении мы видим огромный фронт работы.
Помимо этого, работаем над темой промышленного туризма для того, чтобы молодежь шла работать в реальнее отрасли экономики, а не только всевозможными менеджерами. И здесь большое поле деятельности для наших кинематографистов.
— В преддверии Нового года в рамках фестиваля «Свидание с Россией» вы сделали Архангельску замечательный подарок. И это кажется уже не в первый раз?
— Архангельск уже трижды принимает наш фестиваль и каждый раз мы считаем своим долгом сделать подарок жителям. На этот раз мы представили выставку, приуроченную к 440-летию столицы Поморья, которое будет отмечаться в 2024 году. Это экспозиция содержит снимки 1927-1969 годов. Это своеобразный взгляд в прошлое Архангельска, которое помогает всем нам лучше понять его настоящее и будущее. Основу выставки составили копии фотографий из коллекции Российского архива кинофотодокументов. Из десятков тысяч снимков были отобраны самые качественные и наиболее точно отражающие жизнь Архангельска. Работа выставки продлится до конца января 2024 года.
Анжела Якубовская специально для «Аргументов недели»
Комментарии