Красные машины поседевшего Драйвера: рецензия на фильм «Феррари»
На модерации
Отложенный
Италия, 1957 год. Жизнь бывшего гонщика Энцо Феррари летит в тартарары: его пилоты погибают один за другим, машины продаются из рук вон плохо, да и собственный автоконцерн находится на грани банкротства. Более того, каждое утро он разрывает себе сердце, навещая могилу сына, умершего год назад, а жена, недавно узнавшая о существовании у Энцо любовницы, готова застрелить благоверного при первом же удобном случае.
Дабы выбраться из водоворота проблем, Феррари решает выиграть гонку «1000 миль» — тогда и заказов на спорткары прибавится, и семью получится сохранить. Однако гонка эта настолько опасна, что живыми с трассы вернутся не все.
Майкл Манн, ворвавшийся в элиту мирового кинематографа с брутальной «Схваткой» (1995), последние восемь лет ничего не снимал. За этот период он спродюсировал спортивную драму Джеймса Мэнголда «Ford против Ferrari». Финансовый успех ленты помог ему решиться на собственный фильм, напрямую связанный с гонками, о котором он начал задумываться еще 20 лет назад.
Чем же «Феррари» отличается от любой другой картины про гонки и гонщиков? Манн говорит, что для него одним из главных триггеров стала опасность этого вида спорта: в середине прошлого века каждый второй пилот, попадавший в аварию, погибал. Поэтому Энцо Феррари для него — не просто основатель культового бренда, а человек, чьи близкие люди постоянно находятся между жизнью и смертью.
Собственно, это и есть основная причина, по которой нужно смотреть «Феррари»: фильм не романтизирует жизнь пилотов, а максимально подробно, с документальной дотошностью показывает опасное течение гонки, последствия которого иногда могут быть трагическими.
Во всем остальном к «Феррари» возникает много вопросов.
Это не совсем традиционный байопик: режиссера интересовал только месяц жизни Энцо Феррари, оказавшийся для него самым тяжелым. Из-за этого в фильме нет жесткого драматического стержня — «Феррари» буквально разваливается на куски, проседая уже через 20 минут после начала.
Другая проблема в том, что главный герой до финальных титров остается «человеком в себе»: он не рефлексирует, не пытается разобраться в происходящем, хотя в семейном конфликте, кажется, виноват именно он, почти не реагирует на смерти друзей. В итоге контакта между Энцо и зрителем не возникает. Нам только приходится восхищаться мастерством Адама Драйвера, пытающегося разглядеть в этой «бездушной железяке» человека. Актер он замечательный, но от этого не становится яснее, зачем в проект нужно было приглашать исполнителя, который на 20 лет младше своего героя.
Еще менее понятен главный месседж фильма. Ради чего он снимался? Чтобы сказать, что крупная корпорация настолько бездушна, что легко проедет колесами по любому человеку (иногда — в прямом смысле) и даже не извинится? Что обязанность женщины — рожать наследников и не возражать, если муж заводит вторую семью? Или что любого журналиста можно легко купить, уговорив его написать нужный текст?
Помимо этого, «Феррари» банально скучен: он провален по темпоритму и слишком фокусируется на финансовых проблемах главных героев, бесконечно переливая из пустого в порожнее. Фильм не спасают ни рев машин, ни безупречно киногеничная меланхолия поседевшего Адама Драйвера, ни испанский темперамент Пенелопы Крус. Так что финансовые результаты «Феррари», скорее всего, будут довольно скромными, и в кассовой гонке «Ford против Ferrari» легко обойдет картину Манна на вираже.
Комментарии