Лопнувший мыльный пузырь советского коллективизма

На модерации Отложенный


Лопнувший мыльный пузырь советского коллективизма
Раз уж меня «Слово пацана» не отпускает, то кое-что отмечу в нём особо. Во второй серии моё внимание привлёк отличный, прямо-таки образцово-показательный эпизод, с участием лидера группировки «Универсам» Кощея, его помощника (и друга Андрея «Пальто») Марата и мамы Андрея (кстати, её совершенно блистательно сыграла моя любимая Юлия Александрова). Суть проста – Кощей в роли каталы двигает напёрстки по картонке, Марат подыгрывает для разогрева интереса толпы (имитирует выигрыш и счастье-радость во всё лицо), мама Андрея ведётся, проигрывает деньги, шапку и уже готова проиграть зимнее пальто – но тут у Марата внезапно просыпается совесть, он пытается полунамёками объяснить женщине – «уходи отсюда, остановись!» - она не понимает. И тогда Марат просто идёт на блеф, крича «шухер, милиция-я-я-я!!!» - Кощей убегает, вместе с шапкой и деньгами. Но пальто всё-таки остаётся у глупой мамы.

До
И после

Но мало кто задумался над тем, что помимо каталы, его подручного и их жертвы в том эпизоде было ещё очень много участников.
А именно – те самые простые советские труженики, воспитанные в традициях советского социалистического коллективизма:

И вот эти «лучшие люди страны», якобы жившие «ради общей цели, в дружбе и сотрудничестве, бескорыстной доброжелательности» etc, спокойно наблюдают за тем, как женщина на их глазах проигрывает каким-то жуликам всё самое сокровенное – отдаёт деньги, отдаёт шапку, расстёгивает пальто.
И никто не вмешивается. Стоят и смотрят.
Вопрос – как прикажете это понимать? Если столько людей стоят и не видят, что человека на их глазах элементарно разводят, то это не люди – это имбецилы с интеллектом либо на уровне амёбы, либо на уровне инфузории-туфельки.

Если эти люди просто «ловят шоу» с одинокой матери двоих детей, готовой расстаться с последним ради их увеселения – тогда это не люди, это подонки. Если же они просто боятся даже подсказать женщине хором – «да уходи же ты наконец, несчастная!» - то это «твари дрожащие» (по Достоевскому), которые не имеют никаких прав, даже права на помощь своему ближнему (не говоря уже про уважение человеческого достоинства). Вот и выходит, что во всей этой толпе наблюдателей и молчунов единственным, кто всё-таки сумел поступить по совести и принципу «социалистического коллективизма», был криминальный подросток Марат.
А ведь в те годы подобные вещи происходили повсеместно. Когда я переехал в Санкт-Петербург, мне рассказывали, как в 80-е лихо «крутили» на Некрасовском рынке, да много где ещё. Но вот парадокс – ещё никто не рассказал мне ни одной истории о том, как этих «катал» сторонние наблюдатели из числа «простых советских людей» толпой вынуждали отдать нечестно выигранное своей жертве. Как толпой ловили и били карманников в автобусах. Ни одного подобного случая лично мне (и не только мне) неизвестно.
Пожалуй, это всё, что нужно знать о «коллективизме» и «моральном единстве советского народа». И когда вы в следующий раз будете писать что-то огненно-феерическое про «мнение народа, которое власти обязаны учитывать» или про «народ как источник власти» - вспоминайте себя.
И да, не пытайтесь выводить меня на тему «ну давай, тогда сам возьми и расскажи-покажи, что нам делать». А ничего не делать. Потому, что рассуждать всерьёз на тему «что делать» с теми, кто терпел в 80-е вот такое и ничего не делал – просто терять своё время впустую.