Отчего Милей милее? Первые шаги нового президента Аргентины
На модерации
Отложенный
Президент Аргентины Хавьер Милей. Фото: Getty Images
Аргентина пережила разные президентские эпохи. Это были и периоды военных диктатур, и расцвета либерализма. Страна до сих пор чтит память супруги генерала Перона — Эвиты Перон, вошедшей в историю как народная заступница, несмотря на ее любовь к роскоши и бурное прошлое. Знойную аргентинскую красавицу из династии Киршнеров — Кристину знают во всех странах мира. И что же теперь? Судя по итогам выборов, всех милей для аргентинцев оказался уже прошедший инаугурацию новый президент Хавьер Милей.
В выборной кампании Милей сделал ряд громких заявлений, от значительной части которых он уже успел откреститься или же существенно снизить их накал. Пожалуй наиболее сенсационно прозвучало намерение Милея перевести свою страну с национальной валюты песо на американский доллар. Зачем? И что это даст? В середине 1990-х, когда песо был практически равен доллару, а уровень жизни выше, никому и в голову такое не приходило. Времена изменились? Да, Аргентина утонула в кризисе по самую макушку, но почему Милей так уверен, что переход страны на доллар ее спасет? Впрочем, экономистам виднее. Но не надо забывать, что Китай сейчас один из основных инвесторов в Аргентине. И доля его влияния растет.
А вот что совсем не удивило, так это активное желание Милея выразить всяческую поддержку Украине и пиетет Зеленскому. А что надо было от него ожидать, если из т.н. 500 000 выходцев из бывшего СССР, которых почему-то долгое время в справках и отчетах именовали «российской диаспорой», больше 80% это этнические украинцы? Причем большая их часть из западных регионов Украины.
И в отличие от аморфной «российской диаспоры» Аргентины, украинские организации Аргентины создали реальную сеть, способную влиять и на внешнеполитические приоритеты страны. Впрочем об этом мы уже писали в статье «Не только гопак и цимбалы: об украинских посольствах и диаспоре в Латинской Америке». Кто бы ни пришел к власти в Аргентине, с мнением и влиянием украинской диаспоры будут считаться. Как и с мнением украинских дипломатов. Жаль, что выводов из этого в российских коридорах власти не делается.
Что касается внешней политики, то многих насторожили заявления Милея и его команды. Как сообщало EADaily, советник выигравшего президентские выборы в Аргентине Хавьера Милея Диана Мондино прокомментировала возможность вступления страны в организацию БРИКС, «возглавляемую Китаем».
Как сообщало Bloomberg, подобное развитие событий очень сомнительно, так как объединение противопоставляет себя политике США. Аргентинский дипломат также констатировала «значительные перемены во внешней политике государства». «Мы не пойдем в БРИКС», — написала Мондино в соцсетях. Внешняя политика Аргентины, по словам советника Милея, изменится, несмотря на то, что состоящие в БРИКС Китай и Бразилия являются крупнейшими торговыми партнерами страны.
Однако напомним, что когда в 2015 году к власти в Аргентине пришел Маурисио Макри, то он тоже выступил против излишнего уклона в сторону Китая и России. Но проблемы с проектами в Аргентине тогда возникли только у России. Китая это мало коснулось. Достаточно спокойно Китай отреагировал на «пугалки» Милея и сейчас. Ну а как должен реагировать инвестор на подобные заявления? В итоге, 12 декабря, как сообщила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, Аргентина официально заявила о готовности углублять сотрудничество с КНР и подтвердила приверженность принципу «одного Китая».
Очевидно, что приход такого оригинала как Милей, одним из любимых занятий которого является общение с собственной мертвой собакой, сулит еще много неожиданностей. В том числе международному сообществу. Пока эксперты отмечают, что сама победа Милея стала «большой неожиданностью». Единственный кандидат от политической коалиции «Свобода наступает» (La Libertad Avanza) занял первое место на августовских открытых праймериз, которые стали своего рода пробной гонкой в преддверии самих выборов. Но когда в октябре в первом туре победил министр экономики Масса, набрав 9,8 миллиона голосов против 8 миллионов голосов Милея, некоторые даже подумали, что, возможно, склонность аргентинцев к риску оказалась слабее, чем ожидалось.
Эксперт Алекс Пачули отмечает и то, что на институциональном уровне несомненно стоит ожидать тупика. Партия Милея занимает всего 38 из 257 мест в нижней палате парламента и всего 8 из 72 мест в сенате. Вопрос заключается в том, насколько правый истеблишмент готов работать с парнем, который, по его собственным словам, выступает «против всего, что здесь есть» и хочет «надрать политикам задницы»? И насколько он сам сможет с таким истеблишментом работать, задается вопросом издание Un Herd.
А чего ждут от Милея сами аргентинцы? Как ни странно, более 50% возлагают на его правительство большие надежды, сообщает венесуэльское La Radio del Sur. Но при этом не хотят, чтобы затеянная Милеем перестройка коснулась их лично.
Татьяна Полоскова
Комментарии