Какой должна быть идеология России?

На модерации Отложенный

Эта небольшая статья является попыткой выстроить желаемую идеологию Русского государства. Эта идеология пока далека от реализации, но к ней мы, надеюсь, придём. И поскольку речь идет о России, то говоря об обществе, мы будем иметь в виду именно Россию.

Сейчас все и везде говорят об идеологии, отмечая, что у нас её нет, но её надо обязательно создать, хотя обычно и не указывается, какой эта идеология должна быть. Нашей же целью является выяснение основ создания идеологии и формулировка конкретных положений идеологии Российского государства. Причем автор не претендует на полноту и понимает, что какие-то аспекты Русской идеологии здесь упущены, но надеется, что основные положения новой идеологии всё же указаны.

I. Часто можно встретить такой взгляд – Русская идеология заключается в Православной вере. Я думаю, что это не совсем корректно. Православная вера представляет собой теорию и практику спасения, т.е. восхождения личности в Царство Небесное. Тут важно, что основная проблематика – спасение личности. Идеология же нечто совсем другое – это свод положений, которые указывают обществу (в нашем случае – России) нормы существования в земной истории. Здесь речь идёт о земной жизни общества. Другое дело, что христианская вера должна быть отражена в идеологии, но вера и идеология – все же разные вещи.
Тем более, что православная вера была по преимуществу создана монахами, которые как раз ушли из социума, дабы он не мешал им спасаться. Ими разработана замечательная теория грехов и добродетелей, а также учение о страстях и способах их избежать, что в совокупности с учением о Церкви Христовой выливалось в поразительный идеал жизни личности под Божиим водительством с последующим переходом в жизнь вечную. Ну а что же общество? Увы, о нём отцы-пустынники молчали, видя в нем «мир», который во зле лежит, и который настоящему христианину следует избегать.
Однако в IV веке христианство побеждает в Восточной Римской Империи, и проблема построения христианского социума встаёт перед христианами во весь рост. И что мы видим? А то, был принят господствовавший в Римской империи собственнический строй. Христианство лишь произвело его лёгкий косметический ремонт, но его языческая сущность осталась неизменной. Хотя хорошо известно, что перед этим чуть ли не три столетия христиане жили социальным строем, завещанным Иисусом Христом и реализованным апостолами в Иерусалимской общине. Суть этого строя – евхаристический коммунизм, т.е. жизнь в условиях частого причащения и общей собственности. Но в Византии было признано, что этот строй слишком высок для масс, и он применим только для общежительных монастырей.
Однако следует указать, что признание церковью частнособственнического строя произошло не в одночасье – был знаменитый IV век, совпавший с первым расцветом монашества. Тогда огромную известность стяжали святители Василий Великий, Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Они, и прежде всего Златоуст, неустанно говорили о преимуществах жизни с общей собственностью и обличали христиан, привязанных к имуществу, деньгам и роскоши. Но влияние мира победило. Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, где и умер, а позднее усилилось влияние лично-аскетического учения, так что христианское учение о социуме так и не было раскрыто. Что же касается России, то она в своем историческом развитии шла в фарватере Византии, стараясь копировать византийские образцы – как в христианской вере, так и в социальном строительстве.
Надо сказать, что это обстоятельство – отсутствие в Византии христианского социума – уже давно было отмечено нашей русской религиозной философией, в частности Алексеем Хомяковым и Владимиром Соловьевым. Заметим, правда, что за евхаристический коммунизм эти философы не ратуют – их воззрения были далеки от коммунизма. Но, тем не менее, Соловьев делает печальный вывод, что нежелание заниматься христианизацией общества явилась основной причиной упадка, а затем и падения Византии: «Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению – быть христианским царством, – Византия теряла внутреннюю причину своего существования» (Вл.Соловьев. «Византизм и Россия», 1896).
Судьба Византии, пренебрегшей правильной идеологией, должна воздвигнуть христианское богословие на осознание того, что «мир», социум не должен быть игнорируем христианами как скопище греха, а является грандиозным, величественным творением Божьим. Причин такого отношения к обществу несколько.
О важности социума говорит Священное Писание. Ветхий Завет заполнен судьбами государств и народов. Новый Завет социальную тему раскрывает в Апокалипсисе.
Общество состоит из личностей, и поэтому, в свою очередь, активно влияет на личности, в него входящие. Личность и социум связаны теснейшим образом.
Общество выполняет роль «скорлупы» для Церкви. И в самом деле, общество защищает Церковь от врагов, финансирует её и тем самым позволяет Церкви спокойно выполнять свое дело спасения.
II. Идеология любой страны включает в себя две части. Мы их условно назовем Идеологическая база и Идеологическая надстройка.
В Идеологическую базу входят положения, отражающие глубинный замысел Божий относительно данного народа. Сюда обязательно входит выбор религиозной веры и важнейшие архетипы народа. Идеологическая база – важнейшая часть идеологии, ее основа.


Идеологическая надстройка состоит из положений, призванных как-то согласовать положения Идеологической базы с текущим моментом, который переживает страна. Надстройка может содержать более частные нормы, характеризующие особенности настоящего момента мировой истории. Идеологическая надстройка должна по возможности как можно точнее отражать Базу.
III. После сделанных предварительных замечаний перейдем к формулированию идеологии Русского государства. Причем, мы приводим положения только Идеологической базы.
Бог превыше всего, Он – творец и личности, и социума. Бог – Творец каждой человеческой личности. Причём, при сотворении в личность была заложена тяга к образованию из личностей общества. То есть общества создавались не человеческими силами, а по воле Божией. Более того, Господь промышляет не только о каждой личности, но и о каждом обществе, осуществляя как помощь, так и суд. История движется под Божьим контролем. Поэтому вера в Бога является главным положением русской идеологии.
Для подавляющего числа населения России исторически обусловленным является православие. Поэтому вера во Христа и православная нравственность являются для России приоритетом.
Личный нравственный идеал: жертва ради ближнего. Каждая личность должна соблюдать положения как личной нравственности, так и общественного поведения. По сути дела, эти положения конкретизируют, что такое любовь к Богу и ближнему. Для христиан они сформулированы в Новом и Ветхом заветах. Для остальных, нехристианских народов России они формулируются согласно их религиозным верованиям.
Социальный идеал. Братское общежитие в условиях общей собственности. Это положение отражает общинный архетип русской нации. История России (как в дореволюционный, так и постперестроечный периоды) с очевидностью показала, что капитализм органически несовместим с Россией – он противоречит как христианству, так и общинному архетипу. Поэтому уже на уровне Идеологической базы следует навсегда отринуть эту эгоистичную, антихристианскую мерзость.
Государствообразующий русский народ. Русский народ является государствообразующим. Он создал русское государство и его населят по большей части. И он определяет, каким это государство должно быть. Он приглашает остальные народы присоединиться к этому государству, остальные народы, живущие по соседству, на добровольной основе.
Примат отечества. Это как в песне поется «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Помощь ближним, а ими являются все жители России, является первейшей обязанностью граждан. Элита должна служить не себе, а народу через служение отечеству: кто больше, будь всем слуга.
Справедливость как основной закон социального общежития. Справедливость рассматривается как осуществление правды Божией, которая определяет гармоничное функционирование общества. Особое значение в здоровом обществе имеет распределительная справедливость. Ее соблюдение выявляет первостепенное значение труда человека. Без социалистической собственности справедливость невозможна. Собственность на средства производства в России принадлежит государству. Частная собственность на средства производства допускается в отдельных случаях, когда отсутствует ее эксплуататорский характер.
Безусловно, эта идеология неполна. В частности, отсутствует раздел организации государственной власти. Надо сказать, что эта лакуна сделана специально. Ясно, что во главе Русского государства должен стоять непререкаемый лидер. Но конкретные механизмы выдвижения такого лидера мы не предлагаем.
У нас в православной среде необычайно популярна идея самодержавия. Но вот мнение нашего замечательного православного мыслителя Геннадия Шиманова: «Если бы я работал в ЦРУ и заведовал русскими делами, то не стал бы менять ничего в этой установке (ориентации на самодержавие). Более того, утвердил бы такую схему. Пусть марксисты не избавляются от разрушительных идей в своей идеологии, а, маскируя их, воспылают любовью к социально бессильному Православию. Русское же Православие, в свою очередь, пусть воспылает любовью к монархии, некогда сдавшей его вместе с русским народом их общим врагам. Пусть русские люди закрепят таким образом свое социальное безмыслие в культе российских царей. В этом случае огромная потенциальная энергия русского народа будет канализирована в «бесконечный тупик». (Г.Шиманов. «Нужен ли нам социализм? Ч. 1-я», 2003).
Если же посмотреть исторически на русских самодержцев, то окажется, что их деятельность не дотягивает до уровня нашей великой Родины – России. Особенно это относится к Романовым (не исключая и последнего императора Николая II). Всегда следуя Западной идеологии, Романовы, в конце концов, привели Россию к капитализму. И следовательно – к катастрофе. Так что на наш взгляд самодержавие не выдержало исторического (т.е. Божественного) экзамена.
По сути дела, представленная идеология – идеология православного социализма. Только она сформулирована более общо, чтобы остальные народы России были солидарны с ней. Что из этой идеологии перейдёт в Конституцию, а что останется на уровне общественного мнения – мы не предрешаем.
Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист