Для ученых остается загадкой зачем акулы ныряют на большую глубину

На модерации Отложенный

Крупные морские хищники, включая больших белых акул, регулярно проводят время в сумеречной зоне океана, намного ниже глубин где они питаются. Это открытие озадачило ученых.

В новом исследовании данные по 12 видам крупных хищных рыб, включая акул, рыб-клювов и тунцов, показали, что они регулярно проводят время в мезопелагической зоне, также известной как сумеречная зона, которая простирается между глубинами от 200 до 1000 метров. Их также видели в полуночной зоне, на глубине 1000-3000 м под поверхностью океана.

"Похоже, что глубокие воды океана являются для них важной средой обитания, - говорит Кэмрин Браун, руководитель исследования и ассистент Океанографического института Вудс-Хоул (WHOI). - Очевидно, что у этих рыб есть веские причины нырять глубоко, иначе зачем бы им всем это делать?

В рамках исследования, опубликованного 6 ноября в журнале PNAS, исследователи сравнили схемы погружения 344 хищных рыб с электронными метками, включая больших белых акул (Carcharodon carcharias), тигровых акул (Galeocerdo cuvier), китовых акул (Rhincodon typus), желтоперого тунца (Thunnus albacares) и рыбы-меч (Xiphias gladius) с помощью корабельного гидролокатора в течение периода в 46 659 дней, чтобы определить, какие виды регулярно погружаются на глубину в сумеречную и полуночную зоны.

Их результаты показали корреляцию между погружениями и расположением глубокого рассеивающего слоя (DSL). Этот слой океана настолько плотно заполнен мелкой рыбой и другими морскими организмами, что его иногда ошибочно принимают за морское дно. Существа DSL поднимаются на поверхность ночью, чтобы покормиться, а днем опускаются обратно в сумеречную зону.

Это наводит на мысль, что морские хищники питаются животными в DSL. Однако команда также обнаружила, что многие по неизвестным причинам ныряют гораздо глубже, чем простирается DSL. Большие белые акулы ныряют на глубину до 1128 м, китовые акулы - до 1912 м, а рыбы-меч - до 2000 м.

"Мы можем предположить, что океанские глубины используются не для кормления. Но, если это так, то там имеется таинственный ресурс добычи", - отметила Браун.

Многие виды, обитающие в сумеречной зоне, добываются промышленным промыслом, и необходимо предпринять шаги для защиты этой потенциально критической экосистемы.

"Если окажется, что в сумеречной зоне действительно больше биомассы, чем во всех современных морских промыслах вместе взятых, то можно представить себе своего рода мезопелагическую "золотую лихорадку" по отлову и использованию этой биомассы", - заключает Браун.