Пронзительная правда о войне — на сцене Театра Российской Армии спектакль «Третья ракета»
На модерации
Отложенный
Это не просто реалистичная постановка о Великой Отечественной. Пронзительная и беспощадная правда о войне. Кровь, грязь, нечеловеческое эмоциональное напряжение и простые человеческие эмоции, обостренные чувства, героизм и трусость — все переплелось настолько, что действие на сцене не отличишь от реальности.
Спектакль «Третья ракета» по повести Василя Быкова, поставленный в Театре российской Армии режиссером, народным артистом России Николаем Лазаревым — это понизительное, не оставляющее равнодушным никого в зале повествование об одном из боев 1944 года, когда Советская армия освобождала Румынию.
По сюжету, в разгаре Ясско-Кишиневской наступательной операции артиллеристы одной батареи оказываются отрезанными от основных сил Красной армии, на острие контрнаступления фашистов и в одиночку ведут неравный бой. Всего один день показан из жизни тех, кто положил ее на Алтарь Победы. Но в этом дне есть все. И любовь, и ненависть, и боль потери. Помните, у Высоцкого: «потому, что убили его, не тебя!». Они стали героями. Но не все. Опять же вспомним Высоцкого: «если друг оказался вдруг» ... Как часто бывает — за нарочитой бравадой и балагурством прячутся трусость и предательство. Так в жизни. И так в этом бою.
Кстати, на всем протяжении спектакля не покидало ощущение именно нахождения на поле боя. Пронзительная игра актеров настолько увлекла за собой, что потерялось ощущение реальности нахождения в зрительном зале. Ты весь там, с бойцами, проживающими свой последний день, свой последний бой. И слезы навернулись на глаза у многих, когда эта военная драма подошла к концу. Настолько сильны были переживания за бойцов...
«Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. Вокруг тихо — ни взрыва, ни выстрела, все спят. Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот захрапит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Помалу спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозема, обессиленно свисает в окоп», — этими словами из повести Василя Быкова начинается спектакль.
А дальше — мы уже переживаем за тех, кто на наших глазах, не задумываясь о том, напрасно или нет он гибнет, совершает свой подвиг. «Приказ есть приказ. Значит надо», — спокойно рассуждает один из героев. И может быть, об этом никто и никогда не узнает. Но иначе они не могут, иначе им не позволила бы совесть. «От героев былых времен не осталось порой имен», поется в известной песне. И это так. Но мы не должны их забывать. Именно поэтому такие спектакли, как «Третья ракета» необходимы и востребованы зрителем. Особенно сегодня, когда идет специальная военная операция. Ведь война — это всегда война. И во Время Великой Отечественной, и сегодня — от ее правды не уйти. А правда эта жестока — кровь, грязь, нечеловеческое напряжение нервов и чувства, эмоции, от которых никуда не деться.
Зрителю предстоит узнать: кто струсит и предаст, кто отомстит предателю, кто погибнет в первые минуты танковой атаки, кто выживет под огнем, кто будет бороться за свою первую в жизни любовь и останется верным Присяге. А действие разворачивается так, что в зале стоит мертвая тишина. Никто даже не шелохнётся, напряженно всматриваясь в происходящее на сцене. И переживая всей глубиной души. Совсем молодые, некоторые совсем юные — они уже вошли в бессмертие. «Хоть вам нет двадцати пяти, трудный путь вам пришлось пройти» ... А смогли бы мы пройти, если понадобится, такой путь?
На протяжении всего спектакля игра актеров идет словно на натянутом нерве.
Они не играют — они проживают тот последний день героев. И делают это так, что ты воспринимаешь финал так, словно бы потерял частичку чего-то светлого, близкого и родного...
«„Третья ракета“ по повести Василя Быкова — моя первая режиссёрская работа, мой дебют на профессиональной сцене. Мне очень хотелось воссоздать на сцене нашего театра именно ту войну, о которой пишет Василь Быков — войну не плакатную, без идеологического пафоса, без какого-либо „ура-патриотизма“! Вызвать сопереживание зрителя не через лозунги и красивые фразы, а через самые простые, личные, семейные проблемы, через понятные каждому живому человеку его болевые точки! Любовь, ревность, страх смерти, чувство дома, сожаление об ушедшем детстве, потеря близких, ненависть к врагу — всегда будут волновать человеческое сердце, бередить память! Только этот путь может в итоге сформировать понятия нравственности, совести, греха, исповедальности, веры, Родины! Может из этого и складывается наша национальная идея?! Как это не странно звучит, но сегодня этот путь — уже вполне внятная альтернатива лжи, переписыванию истории нашей страны, бездуховному, бесовскому! Дай нам Бог сил устоять на этом пути и продолжать быть!», — говорит режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Николай Лазарев.
И ему это, несомненно, удалось. А помогли ему в этом буквально вжившиеся в своих героев артисты театра: Денис Кутузов (командир орудийного расчета Маркел Желтых), Максим Чиков (подающий снаряды Василий Лозняк), Александр Рожковский (снарядный Лукьянов), Сергей Иванюк (великолепно сыгравший Алексея Задорожного), Ярослав Бережнов (буквально перевоплотившийся в наводчика якута Попова), Константин Днепровский (характерно сыгравший пулеметчика Пашку Кривенка), Карина Балашова (с надрывом исполнившая роль санинструктора Люси), Алексей Захаров (командир батальона капитан Процкий).
Особая благодарность художнику-постановщику Анастасии Глебовой, композитору Ларисе Казаковой, художнику по свету Михаилу Лобынцеву за образ спектакля, за пронзительное решение пространства и звука.
Первый показ спектакля «Третья ракета» был приурочен к К 75-летию Великой Победы. За несколько лет, что он идет на сцене Театра Российской Армии, спектакль заслуженно стал обладателем главного приза Международного театрального форума «Золотой витязь».
«Это жесткий, мужской спектакль о тех, кто защищал нашу Родину в тяжелейшие годы Великой Отечественной Войны! Пока мы помним прошлое, мы остаемся людьми, до глубины души потрясен! Такого реализма на театральной сцене я еще не видел!»;
«У многих „глаза на мокром месте“. Невозможно не переживать на то, как актеры буквально проживают за наших бойцов этот бой. Как будто сам переносишься туда, настолько актерская игра и постановка захватывают»;
«За час с небольшим режиссеру прекрасно удалось не только живо показать события, описанные в книге, но и показать абсолютно разных героев: интеллигентный Лукьянов, который до самой смерти не может простить себе, что когда-то добровольно сдался немцам плен только, чтобы остаться в живых; чистая, отважная и искренняя Люся, способная в самую трудную минуту согреть своей улыбкой и поддержать, трусливый и эгоистичный Лешка Задорожный, думающий только о своей выгоде, якут Попов, с виду совсем недалекий, но удивительно мудрый и проницательный. Мы видим, как каждый из них проявляется в экстремальных условиях. Думаю, что на грани опасности человек становится именно таким, каким он есть. Близость смерти буквально вымывает все наносное. И это отлично показано в спектакле», — отмечают зрители, посмотревшие «Третью ракету».
источник Аргументы недели
Комментарии
Спасибо за газпром, пацаны !
Помню фильм 60х с молодым Любшиным. Пронзительный фильм. Это по повести В.Быкова.