Павел Пряников. Корни фашизма

На модерации Отложенный


Нацистские практики в Германии умерщвления «низших рас и категорий людей» (кроме евреев и цыган было также систематическое убийство геев, свидетелей Иеговы, журналистов, коммунистов и социал-демократов, психически больных, и т.д.) возникло не на пустом месте. Первая треть ХХ века – это время мечты высшей интеллигенции и учёных по селекции людей, евгенике. Понятно, откуда это взялось. Буквально в жизни 1-2 поколений города Центральной и Восточной Европы наполнились миллионами вчерашних крестьян. Это казармы, грязь, скученность, нищета, преступность и социальные болезни – от рахита до сифилиса.

Западная Европа – Англия, Голландия и Бельгия, Франция – прошли этот процесс ранее, и он был более плавным, на протяжении столетий. Хотя и там «прото-евгеники» вдоволь наупражнялись в истреблении городской бедноты – вчерашних крестьян: это и английские законы о бродяжничестве и работные дома, высылка бедноты за малейшие преступления в колонии (так, например, наполнялась Австралия), тюрьмы и казни.

А в Центральной и Восточной Европе это всё пришлось на век индустриализма, и, главное, произошло очень быстро. Например Пруссия в первой трети XIX века имела всего 10-12% городского населения (примерно как Россия в начале ХХ века), а уже в 1930-х – больше 50%.

Отсюда возникновение фашистских и нацистских (или близки к ним по духу), шире – корпоративистских режимов в 1920-30-е в Германии, Италии, Испании, Венгрии, Прибалтике, Польше, Румынии и т.д. И везде был применён механистический подход к «излишним массам».

Но интересно, что в Англии в то же время массовое умерщвление «низших и недостойных» тоже нормально воспринималось обществом. Например нобелевский лауреат и гуманист (по меркам своего времени) Бернард Шоу в 1910 году на лекции в Лондонском обществе евгенического просвещения вещал:

«Мы дoлжны пoсвятить сeбя убийству бoльшoгo кoличeствa нынe живущих людeй. Некоторые положения евгеники нeизбeжнo привeдут нaс к нeoбхoдимoсти использовать гaзoвые кaмeры. Большое число людeй дoлжнo быть умeрщвлeнo прoстo пoтoму, чтo этo пустaя пoтeря врeмeни зaбoтиться o них!»

Он же в 1934 году снова призывал учёных поскорее создать газы, которые массово убивали бы «недостойных»:

«Я oбрaщaюсь к химикaм с прoсьбoй сoздaть гумaнный гaз, кoтoрый будeт убивaть мгнoвeннo и бeзбoлeзнeннo – джентельменский газ!»

Немцы и воплотили призывы дедушки-гуманиста, и до 1945 года почти никого на Западе особо и не возмущали лагеря смерти немецких нацистов.

 

Кстати оттуда же растёт и поддержка западных интеллектуалов ГУЛАГа в СССР, а также процессов над врагами народа. Ими этот процесс воспринимался технократически, с одной стороны, как перевоспитание «зверских масс», с другой – дорога в технократический рай выложена жертвами. Те же французы за десятилетие после своей Великой революции истребили 10% населения, это больше, чем при Сталине. А потом и наполеоновскими войнами прошлись по генофонду. И ничего – никому кроме маргиналов и сегодня во Франции не приходит в голову каяться за дела дедов.

(Не говоря уже о колониальных выкрутасах: например, Франция за время правления Алжиром убила там 1,5 млн человек, а черепа 18 тыс. человек из них выварила и до сих пор с гордостью выставляет их в музеях как символ их «очеловечивания» туземцев).

В 1931 году гуманист Бернард Шоу посетил СССР и был в восторге от увиденного: как Сталин строил новую страну. Он писал тогда:

«Среди государственных деятелей Европы Сталин, бесспорно, является самым разумным и практичным правителем. Он разрешил сельскохозяйственную проблему, сочетав коллективное хозяйство с нашим старым идеалом – надел в три акра и корова. За жизнь поколения он цивилизует тёмную массу простого народа, на что у нас в Англии ушло три века».

В 1949 году Шоу добавлял:

«Я поддерживал Ленина задолго до того, как Черчилль признал и провозгласил его великим государственным деятелем. Теперь я пытаюсь заставить наших тупиц-дипломатов осознать тот очевидный факт, что Сталин является ещё более великим! Он на целую голову выше самого способного из них».