Откуда в соцстранах взялись мифы о хорошей жизни на Западе?

На модерации Отложенный

мОткуда в соцстранах взялись мифы о хорошей жизни на Западе?

Начать следует с того, что гражданин самой свободной страны в мире и принадлежащих ей на правах сервитута государств социалистического лагеря не мог посмотреть на жизнь в капстранах собственными глазами. Ему приходилось получать сведения из ограниченного перечня источников:

  • Телевизионные официальные репортажи и публикации в СМИ
  • Упаковка заграничных товаров широкого потребления, оказавшихся волей случая в СССР и приобретённых за бешеные деньги
  • Командировки и поездки в капиталистические страны
  • Телефильмы импортного производства
  • Слухи.

Других доступных каналов получения информации не было: граждане сравнивали своё житьё-бытье с импортным на основе этих данных и получали на основе этого опыта вывод.

Понятно, что с точки зрения жителя какой-нибудь Молдовы жизнь в СССР и Франции была одинаково прекрасна (с учётом электричества 4 часа в день, отсутствия автотранспорта и миллиона бомбоубежищ по всей стране). Поэтому соцстраны оставим за кадром, в особенности – отстающие. Сосредоточимся на особенностях мироощущения гражданами Советского Союза.

Вышеприведённые источники едва ли можно было назвать актуальными: телевидение служило пропагандистским инструментом, заграничный деликатес или ценная шмотка — предметом культа, командировки проводились под неусыпным надзором органов государственной безопасности. Слухи как источник ненадёжны, а кинофильмы в прокат выходили только те, что были одобрены Госкомкультом.

Остановимся чуть подробнее на каждом.

СМИ и кинофильмы

Во время «Клуба кинопутешественников», «Международного обозрения» или импортных кинофильмов люди прилипали к экранам. Но сюжеты фильмов или передач интересовали не всех — интереснее было устройство чужой жизни, её особенности. Мужчины искали на экране автомобили, различные технические новинки, особенности общественного и производственного процесса, женщины следили за новинками моды, кухонными мелочами, одеждой. Дети облизывались на неизвестные игрушки.

Могло ли это что-то дать в плане понимания жизни заграницей? Определённые крупицы – да. Делать на основе этих вещей далеко идущие выводы можно, но странно.

Товары ширпотреба

В Союзе смотрели на забугорные вещи, как индейцы на стеклянные бусы и зеркала. Определённую роль здесь играл промышленный дизайн, что на фоне дефицита и товарной однообразности в СССР казалось волшебством. Вопрос отсутствия аналогичной продукции в Союзе оставим за кадром.

Остановимся на качестве товаров народного потребления из-за границы. В стране они были страшно дорогими и редко продавались, что формировало особое – деликатное – отношение. Дорогую вещь не занашивали, берегли, надевали по праздникам, детям не разрешали таскать зарубежные портки во двор: то, что задумывалось в качестве рабочей одежды, служило парадно-выходной.

Так рождались мифы про неломающиеся игрушки, джинсы, не знающие сноса и способные в иной большой семье пережить полдюжины поп, волшебную электронику и бытовую технику. Безусловно, джинсы родом из США и Франции на порядок превосходили по качеству советскую, болгарскую и индийскую продукцию: деним там был толще, волокна – крупнее и плотнее.

Оставим в стороне также бытовую технику и электронику: в СССР равных американским товарам в принципе не было, что было связано с общей отсталостью советской радиоэлектронной и технической промышленности. Портативный калькулятор весил полтора килограмма, имел ДСП-шную накладку на корпусе и питался от розетки на 127 вольт. В 1990 году.

Плюс внешняя подача: красивая и блестящая упаковка, аккуратная фурнитура, манящая таинственность этикеток на иностранных языках – всё это делало импортные вещи лучшими. Парадоксально, но даже вещи из стран соцлагеря, вроде болгарских сигарет Ту-154, венгерских консервов или ГДР-овской железной дороги подтверждал эту аксиому.

В расчёт совершенно не брался тот факт, что официальная внешняя торговля СССР велась по закрытым и монополизированным каналам, а закупаемые товары проходили жесточайший контроль качества, предварительный отбор специалистами внешторга Союза ССР и прочие предэксплуатационные испытания. Покупать приходилось за золото.

При этом качество советских товаров действительно было паршивое. Нормальную детскую и женскую обувь не научились шить в принципе, мужскую делали с грехом пополам. Одна из причин сохранения в школах формы заключалась в необходимости обеспечивать заказами отечественную швейную промышленность. На изготовления разнообразных товаров она была непригодна, а вот типовые, вылетающие на рынок миллионными партиями вещи кое-как осваивала.

Туризм и командировка

Оказаться в капстране советский человек мог двумя способами: купив путёвку или по служебным делам, в командировке.

Туристов возят смотреть красоты, советских возили смотреть предварительно согласованные красоты. Можно ли судить по автобусному туру по Золотому кольцу, бесконечным матрёшкам, затонированным иномаркам попов на парковках возле храмов и другим показным красотам о жизни в близлежащих деревнях и даже городе?

С учётом того, что туристов сопровождали сотрудники государственной безопасности (штатные или внештатные, но всегда секретные), маршруты были выверены до миллиметра, а контакты с иностранцами были недопустимы. Россияне не видели ничего, кроме парадной витрины (смыслом её существования было обеспечить туристов удовольствиями, но жалкий размер разрешённой конвертации средств превращал турпоездку в изощрённую пытку).

Командировочным везло больше: они получали возможность покидать намоленные маршруты, а иногда работали в таких местах, куда туристов не подпустили бы на пушечный выстрел. По прибытии в родные порты они рассказывали родным, как на самом деле всё устроено. Справедливости ради следует заметить, что жизнь простого работяги отличалась не слишком радикально. Взять хотя бы фотографии Николаса Хеджа, запечатлевшего 70-е годы индустриального Бирмингема, сердца Средней Англии. Та же фигня была со станками, промышленным оборудованием (за исключением программируемых станков и компьютеров) и всего остального: иностранцы нередко охотно закупали промышленное оборудование в СССР – оно брало дешевизной.