Какие правила были при посещении общих бань на Руси?


Сотню лет назад русский крестьянин не мог обойтись без бани, ведь она была неотъемлемой частью его жизни. Баня играла важную роль во всех ключевых событиях: рождении, браке и смерти. Ее мягкое тепло было особенно полезно труженику.

Несмотря на то, что историкам неизвестно точное время появления парилок, им удалось восстановить множество бытовых деталей.

В деревнях банный день приходился на субботу, чтобы воскресенье оставалось святым и предназначенным для посещения церкви. Никогда не допускалось, чтобы эти события происходили в один и тот же день. Перед входом в баню снимали пояс, который считался личным оберегом, а также крест. Париться ходили в первой половине дня, чтобы все успели до полуночи. Баню посещали в две смены: сначала мужчины, потом женщины с маленькими детьми. Мужчины шли первыми, чтобы взять на себя «первый удар» - они парились при самой высокой температуре. Застолий в бане славяне не проводили, поскольку считали, что с пищей они впустят в себя болезни. Запрещалось пить воду, даже чистую, если она была приготовлена для мытья.

После мытья старались покинуть баню как можно скорее, так как, по поверьям, после людей в нее приходили черти. Для низших демонов специально оставляли чистую воду, свежие веники и хлеб с солью в благодарность за пар.

Роды считались особым событием и требовали особых условий. В некоторых губерниях роженицу оставляли жить в бане на несколько дней после рождения ребенка, но, конечно, не в одиночестве.

Несмотря на свою важность, баня считалась нечистым местом с точки зрения религии. В нее не вносили икон, свечей и крестов, не посещали ее в праздники, а утварь не должна была покидать стены бани, чтобы не причинить вред людям.

Достоверно известно, что бани выполняли функцию лечебниц. Благодаря растопке по-черному, в таких помещениях было легко поддерживать гигиену. В банях оказывали разные «врачебные услуги»: пускали кровь, принимали роды и даже вырывали зубы. Информация о первых общественных банях появляется в указе епископа Ефрем – будущего Киевского митрополита, который приказал построить банное врачево при монастыре.

В городах общественные бани начали появляться с 17 века – во времена царствования Алексея Михайловича.

Такие бани унаследовали принцип совместного мытья.

Однако уже при Екатерине II прежний порядок был отменен – появились мужские и женские парилки. Существует точка зрения, что принятая мера была вынужденной. Екатерина II боролась с эпидемией сифилиса, который наступал с Европы.

“Небанными” считались только понедельник и вторник, когда в заведении можно было только купить напитки и перекусить при наличии буфета. По остальным же дням приходила вся обслуга и бралась за работу.

Для начала посетителю предлагалось купить мыло, веник и мочалку из нескольких сортов. Далее, следовало сдать одежду в “раздевальную” и получить жестяной номерок, нанять банщика. Люди этой изнурительной профессии жили исключительно чаевыми и не имели права требовать фиксированную плату.

Поддавать воды на каменку разрешалось только им, и вот почему: нередко, напустив побольше пара, злоумышленники воровали чужие номерки, так что любой, кто брался сам за воду, мог навлечь на себя подозрения.

Помимо банщика можно было воспользоваться услугами мальчишек, которые стригли ногти, срезали мозоли, стригли и брили. В раздевальной порой даже пускали кровь, ставили банки и вырывали зубы.

Нормальным считалось, если такое происходило и в мыльне. В заведениях попроще одежду и вовсе брали с собой в “горячее” отделение, то есть, в парилку.

Если общественная баня состояла из мужской и женской частей, то разделялись только парилки и мыльни, так что когда кто-то выбегал из них на холод, рисковал столкнуться с человеком противоположного пола, впрочем, это не осуждалось. Дети младше 7 лет и вовсе могли находиться где угодно.

Учёные полагают, что в глубокой древности любая изба служила одновременно и баней, и жилищем. Потом, когда времена стали не столь суровы, постройки разделились.

Баня напоминала людям о старом доме ушедших дней, о прародителях, о “золотом веке”, который всем нам свойственно искать где-то в прошлом, отсюда и трепетное отношение к ней. Можно ли поставить в один ряд городское заведение чисто гигиенического толка и деревенский сруб, где рожали, обмывали младенцев и покойников, оплакивали невест? Баня изменилась до неузнаваемости, но это позволило ей остаться в нашей повседневной жизни, иначе, её ждала бы участь полузабытой традиции.