Очень старые шутки для воскресного утра
На модерации
Отложенный
Гузель Немирова (вдова Мирослава Немирова) выложила замечательный текст, который давно имеет хождение в разных версиях с названиями типа «Интеллигентский дискурс» или «Азбука хорошего тона». Автор у текста, конечно, когда-то был, но в глубине веков потерялся, так что теперь это фольклор (а значит «в каждой деревне эту песню поют по-своему»). Судя по упомянутым реалиям, время составления базовой версии где-то между 1975-м и 1980-м годами (потом разные сказители дополняли).
Что бы дать описание этого артефакта тем, кто давние реалии не застал и не изучал, можно сказать, что текст этот отчасти напоминает всякие «FAQ Москва», которые широко гуляли по Сети лет 20 назад (здесь хорошая подборка таких текстов), а так же известное «Дзайбатцу-до. Путь офис-самурая» (но тут подобие условное).
С одной стороны — читать приятно: тонко, смешно, безжалостно, но не зло. А то часто всё это «неподцензурное творчество» по качеству бывало грустнее даже современного ему «кондового официоза». Да и вообще жанр «высмеивания умничающего/важничающего/модничающего простака» имеет столь древнюю историю, что любое годное к нему обращение уже выглядит неплохо.
Краев Александр Игнатьевич, «Мои друзья», 1983 г.
А с другой стороны это чтение вызывает некоторое количество унылых мыслей:
Жуть в том, что это не только пародия на гуманитарное мышление пижонствующих «инженеров». Судя по последующим событиям, где-то в этой точке «Ах, Антониони, Антониони… эти намёки, полунамёки...» и крутилась «творческая» гуманитарная мысль (где была в это время «нетворческая», «официозная» — тема отдельная, но тоже печальная). При том, что в рамках условного лермонтоведения (или в подобных краях интеллектуального пространства) некоторые темы могли успешно разрабатываться; успешно, но столь незримо, воздушно и ни на что невлиятельно, что их как бы и не...
Ну, и зарницы никем вроде бы не чаемой Перестройки уже бросают отблески на лица: «они миллионеры им всё можно», «телепатия и телекинез на самом деле существуют, остров Пасхи построили пришельцы...» Впрочем, и до «Горби» многое цвело и пахло, другой вопрос в масштабах. Кстати, на такие вещи глядя, понимаешь, что дело не в том, что кто-то прогуливал школьную физику, зато не пропускал ни одной передачи «Очевидное-невероятное» и впитывал все статьи про инкских инопланетян в «Технике-молодёжи». Тут что-то другое... Скажем так: прошитые в культуре антропологические представления оказались в определённой ситуации источниками уязвимости...
Евменов А.В., Евменова Г.И., Триптих «Метаморфозы», левая часть «В кресле», 1981 г.
А впрочем, не не стоит о печальном, это весёлый перепост.
Перепост, «для атмосферы эпохи», дополню репродукциями советских художников конца 1970-х — начала 1980-х, а то я этих картинок, относящихся к «застойной» живописи, уже 2500 насобирал (и это я ещё разборчивый!) и всё остановиться ни как не могу.
А теперь собственно «азбука»:
Пишет Гузель Немирова:
Нашла у Немирова в его «Немиропедии» прекрасное — «Интеллигентский дискурс»:
Чтобы не опростоволоситься, не попасть впросак и не закомплексовать на тот случай если Вы вдруг окажетесь в компании людей из высшего общества, Вам следует вести себя следующим образом и знать следующие вещи:
1. Рильке и Лорка — поэты.
2. Кафка и Кендке — прозаики. (Кендке — это, вероятно, Хандке, гыгы — Мирослав Немиров)
3. Макс Фриш все еще жив, а лучшая его книга «Hазову себя Гантенбайн».
4. Слово кофе — мужского рода, в слове Пикассо ударение на второй слог, а в слове Бальмонт — на первом.
Хабаров Валерий Иосифович, «Антиквары», 1976 г.
5. Достоевский, Тарковский и Кобо Абэ — амбивалентны и полифоничны.
Значение этих слов следует посмотреть в БСЭ. Там же можно посмотреть значения слов: инфантилизм, катарсис, лесбиянка, летальный, летаргический, мазохизм, медитация, паранойя, сионизм, сублимация, трансцендентализм.
6. Андрей Платонов работал одно время дворником.
7. Заратустра, который так говорил, — это иранский пророк, который давно умер и никогда не был мусульманином.
8. Китайская поэзия намного тоньше и глубже японской.
9. Проявляя восторг, следует говорить Сю-у-у-р (это от иностранного слова сюрреалистический, что означает очень хороший ).
10. Сахар в чай не ложут, а кладут.
Например:— Кладите, пожалуйста, сахар.
Ответ: — Спасибо, я уже наклал.
11. Телепатия и телекинез на самом деле существуют.
12. Летающую тарелку Вы видели прошлым летом в 2 часа ночи на улице 8 Марта. Вместе с Вами её видели ещё 6 человек, в том числе Ваш дядя по маме, который нес со стройки украденную им дверь.
13. Сальвадор Дали — это сю-у-у-р.
14. Винсент Ван-Гог отрезал себе ухо, жена у него была проститутка, он был нервнобольной и застрелился.
15. Алла Пугачева и Аркадий Райкин — точно миллионеры.
Им всё можно.
16. Высоцкому нужно поставить памятник.
17. Фрейд — это психиатр, который учил, что секс — это всему голова.
18. Артур Шопенгауэр — был женоненавистником и философом, который учил, что воля всему голова.
19. Фрейда зовут Зигмунд.
20. Гегелю приходили в голову абсолютные идеи, когда он стоял в луже на одной ноге.
21. Иммануил Кант жил в Калининграде, но очень давно, когда Калининграда ещё не было. До 70 лет он был девственником, и ЭТО случилось только в 70 лет. Он сделал это ради науки. Категорический императив — это его.
22. Чюрленис болел шизофренией. Он синтезировал музыку и живопись.
23. Иисус Христос был на самом деле.
24. Данте — это итальянец. Он написал Божественную комедию. Дантес — это француз, который стрелял в Пушкина.
25. Пушкин в Михайловском одной рукой писал шедевры Анне Керн, а другой занимался любовью с крепостной девушкой, которая родила ему не то сына, не то дочь.
26. Лермонтов был женоненавистник.
27. Hатали Саррот была француженка и русская одновременно.
28. Выучив наизусть какое-нибудь стихотворение Мандельштама, прочтите его в удобный момент с выражением, глядя вверх под углом 45°.
29. Элтон Джон очень любит бриллианты.
Назаренко Татьяна Григорьевна, «Танец» 1980 г.
30. Ударение в слове катарсис падает на первый слог.
31. На досуге набейте рот морскими камушками и, как это делал древний грек Демосфен, тренируйте дикцию, повторяя много раз: Эк-зи-стен-ци-а-лизм.
32. Вы очень любите джаз. Потому что там синкопа.
33. Бах — великий композитор, но к сожалению его очень любят дилетанты. Бах и орган — совсем не одно и то же.
34. Все дело в нюансах!
35. Герман Гессе написал Игру в бисер, Гесс — нацистский преступник, сидит в тюрьме в Великобритании. Согласно Юлиану Семенову, был рукоблудом.
Новикова Галина Евгеньевна, «Портрет искусвоведа Е. Павловой», 1978 г.
36. Роман «Альтист Данилов» — это Булгаков для бедных, но забавно.
37. Энн Ветемаа — эстонский писатель—интеллектуал. Тоже забавно.
38. Индийские йоги могут умирать на время. Они среди нас, но мы их знаем только в лицо.
39. Чингиз Айтматов — матерый человечище. Данелия — кинорежиссер. «Осенний марафон» — это его.
40. Более всего избегайте в своей речи таких слов как пистон, ништяк, балдею, тащусь, не фонтан. Говорить надо изящно. Например: я без ума от… прелестненько, забавно, стоит, ничтоже сумнящеся, однако, мне это импонирует.
41. Психоделический рок мы впервые встречаем уже у Битлзов.
42. «Аббы» — все миллионеры. Им все можно.
43. Художник Тулуз-Лотрек был карлик, Бетховен — глухой, а лорд Байрон — хромой.
44. Кандинский — отец абстракционизма. Кандинский — это надо видеть.
45. Казимир Малевич написал картину «Черный квадрат» еще до революции. Малевич — один из отцов абстракционизма. Это надо видеть.
46. Хлебников — поэт для поэтов . Он синтезировал музыку и поэзию, он почти никогда не умывался. Был пророком. Его боялся даже Маяковский.
47. Омар Хайям писал рубайи. Шекспир — сонеты. Басё — хокку. Исикава Такубоку — танки.
48. Hирвану придумал Будда, который жил на самом деле. Hирвана — это то же, что и сю-у-у-р.
49. Вы читали в газете, что в Латинской Америке у себя на вилле все еще живут Гитлер и Ева Браун.
50. Классической и популярной музыки нет — есть только хорошая и плохая музыка. Вы любите как Рахманинова, так и «Пинк Флойд». Вам также импонирует Стравинский и Вивальди.
51. «Машина времени» — уже не та. «Литературная газета» — уже не та. Никита Михалков уже не тот.
52. Истина внутри нас, вас и их.
53. Курить следует «Космос», «Стюардессу», «Интер». Курить «Беломор» — это сю-у-у-р!
54. Антониони лучше Феллини, а Куросава лучше Антониони. Японцы вообще себе на уме.
55. Газеты все врут. В кино нечего смотреть, телевизор надоел.
56. Без умных и эрудированных людей скучно было бы жить. Интеллигенты — всему голова.
57. Все мы немножко гуманоиды, каждый из нас помаленьку гений, всякий чуть-чуть сумасшедший.
58. Гомосексулисты — такие же люди, как и мы, только больные.
59. При помощи йоговских упражнений можно перейти в астральный мир и летать на другие планеты.
60. Зомби — это когда мертвые ходят. Почти тоже самое что и нирвана.
61. Свет идет с востока. Икэабавнэ — букет цветов, сакэ — рисовая водка. А Мао любил говорить: «Чтобы плавать, надо плавать».
Федорова Татьяна Сергеевна, «Вечер в Петергофе», 1981 г.
62. Вилку надо держать в левой руке, а нож в правой. Вино надо наливать сначала себе, а потом другим. Блюдо с салатом передается к тарелке, а не наоборот.
63. Слово маразм пишется с одной р , в отличие от слова сюрреализм. Слово маразм уже не модно, вместо него надо говорить Это меня не устраивает.
64. Айрис Мердок — представительница экзистенциализма.
65. Каратэ — это тот же дзэн, дзен — та же йога, йога — это нирвана. Hирвана — это сю-у-у-р.
66. Олимпийский мишка — дебилен.
67. Акутагава Рюноске, Кэндзабуро Оэ, Кобо Абэ — три кита, на которых стоит современная японская литература.
68. Китайцы спят с открытыми глазами, остров Пасхи построили пришельцы, в Тибете есть люди, которым исполнилось по 500—600 лет.
Васильев Александр Павлович, «Мода», 1979 г.
Комментарии