Сартр по-советски...
На модерации
Отложенный
..звучит как строчка из меню в ностальгическом ресторане.
Приютил у себя сборник пьес Сартра, советское издание 1967 года. У нас в подъезде периодически образуется такой «буккроссинг», но его так называть не надо, не только потому, что заимствований и так слишком много, а и потому, что это не книгообмен, а, скорее, «пристройство в добрые руки» (книжки, которых никто не пожалел, подозреваю, выбрасывают).
1967-й год, советская любовь к Сартру ещё на высоте, но впереди уже 1968-й год и всё прочее... В книге есть биографическая справка (напечатана на суперобложке) и предисловие за подписью народного артиста СССР Ю.А. Завадского. Тесты очень комплиментарные, «редкий ум и сильный талант», но не без ноток сов. марксистского высокомерия, ну, куда ж без этого. Повинуясь странному порыву, я эти тексты сфотографировал и пропустил через опознавалку; прочитайте, если интересно — примечательные документы, стиль эпохи чувствуется.
Кстати, Сартр и сейчас очень актуальный автор. Хотя так сразу и не скажешь, но раз судебные процессы по поводу его цитат идут, то, значит, актуальный. Один из процессов очень занятно шёл. Сторона обвинения доказывала, что Жан-Поль Сартр не писал «un anticommuniste cet un chien», а писал это Ален Бадью (и Бруно Шауа), а значит, перед нами разжигание, а не сокровище философской мысли. Бадью — это ж не Сартр. А защита доказывала, что старый маоист именно это и писал, а, значит — сокровище и научная цитата. Сартр — это ж не Бадью. Чувствуете уровень? Некоторые сетуют на какую-то деградацию, а у нас здесь Сады Академа и Сильванский клуб дебатов — прямо в суде и не только там...
Впрочем, самой лучшей моей находкой в тот день была другая книжка, настоящая советская производственная проза, но о ней как-нибудь потом.
А сейчас — 2 текста из 1967 года:
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Философ, публицист, прозаик и драматург, общественный деятель, Жан-Поль Сартр — одна из самых значительных фигур в духовной жизни сегодняшней Франции, и не только Франции. В глазах широких кругов мелкобуржуазной интеллигенции Запада он признанный «властитель дум», и оттого понять его творчество, его поиски, достижений, сомнения и срывы значит понять многие важные стороны зарубежной культуры последних двух-трех десятилетий.
Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Отец его, морской офицер, умер, когда сыну было два года, и мальчик воспитывался в доме деда, преподавателя немецкого языка Шарля Швейцера (знаменитый пацифист Альбер Швейцер— двоюродный брат Сартра). О своем детстве одаренного «кандидата в писатели», с ранних лет проглатывавшего груды книг и уже тогда пробовавшего сочинять приключенческие романы, Сартр позже рассказал в переведенной у нас автобиографической повести «Слова» (1964).
Блестящий выпускник парижского лицея Людовика великого Сартр в 1924 году поступил в одно из лучших высших учебных заведений Франции — Эколь Нормаль сюперьёр. Через пять лет он защитил диссертацию по философии и затем почти полтора десятилетия преподавал в различных лицеях Гавра, Лиона, Нейи, Парижа. Лето он проводил в путешествиях, успев побывать до войны почти во всех странах Европы, а после войны посетить Азию и Америку. В 1932—1933 годах Сартр имел возможность стажироваться во Французском институте в Берлине, где он изучил работы немецких идеалистов — Гуссерля и Хайдеггера, отправляясь от которых он создаст собственную философскую систему.
Философские сочинения Сартра начали выходить в свет в 1936 году («Трансцендентность Я», «Воображение»), за ими последовали: «Набросок теории чувств» (1939), «Воображаемое» (1940). Капитальный теоретический труд «Бытие и небытие» (1943). В популярной брошюре «Экзистенциализм— это гуманизм?» (1946) Сартр конспективно изложил основные положения французского «атеистического экзистенциализма», которые он лишь в 1960 году, в книге «Критика диалектического разума», частично пересмотрел и уточнил, стремясь сблизить свое идеалистическое учение о личности с материалистическим взглядом на историю.
Признание Сартру-писателю принесли уже первые его произведения — роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена» (1939). Отвращение к застойному, механистическому прозябанию буржуазно-провинциальной Франции, горький трагизм каждодневной житейской рутины и попытки искать метафизические выходы из тупиков, в которые загоняет просвещенного обывателя история, самая атмосфера этих книг были созвучны смятению умов, охватившему многих интеллигентов его поколения перед угрозой фашизма и надвигавшейся военной катастрофы.
Призванный в армию в 1939 году, Сартр после разгрома Франции попал в немецкий лагерь для военнопленных. Он был освобожден по состоянию здоровья летом 1941 года, вернулся в Париж и вскоре примкнул к Сопротивлению, сотрудничая как публицист в патриотической подпольной печати. Слава Сартра растет по мере того, как в оккупированном Париже ставятся его пьесы, пронизанные духом протеста против гитлеровской диктатуры. А сразу же после Освобождения страны его имя приобретает международную известность: его книги переводятся на многие языки, его пьесы идут в различных странах, созданный им в 1945 году журнал «Тан модерн» оказывается рупором французской лево-радикальной интеллигенции, мучительно ищущей свою особую позицию в послевоенном мире. В многочисленных литературно-критических статьях, в своем программном эссе «Что такое литература?» (1946), а также в литературоведческих работах «Бодлер» (1947), «Святой Жене, комедиант и великомученик» (1952), отдельных главах незавершенной пока книги о Флобере (1966) Сартр отстаивает мысль об общественном предназначении художественного творчества, об ответственности писателя за все происходящее на земле. Сартр-публицист («Размышления по еврейскому вопросу», 1946; «Беседы о политике», 1949) выступает против расизма во всех его проявлениях, против фашизма и его пережитков, а с 1953 года, примкнув на Венском конгрессе к движению сторонников мира, своим пером и устными выступлениями ведет страстную борьбу за предотвращение войны, за ликвидацию колониализма и неоколониализма, за сохранение республиканской демократии во Франции: цикл статей «Коммунисты и мир» (1952/53); «Дело Анри Мартена» (1953); «Колониализм — это система» (1956); семь томов сборника «Ситуации» (1947—1935).
Публицистика отнюдь не мешает напряженной работе Сартра над художественными сочинениями. В незавершенной им тетралогии «Дороги свободы», куда входят романы «Возмужание» (1945), «Отсрочка» (1946), «Смерть в душе» (1949), история буржуазного интеллигента, мечущегося между желанием примкнуть к лагерю демократии и боязнью потерять свою духовную независимость, воссоздана на фоне исторических потрясений в Европе 1938—1942 годов. Но наиболее художественно значительная часть творчества Сартра — его театр. Советский читатель и зритель, лишь частично знакомый до сих пор с Сартром-драматургом, найдет в предлагаемой книге почти все лучшее, что создано для сцены этим самобытным мыслителем и талантливым мастером слова, внесшим значительный вклад в театральное искусство наших дней.
***
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЬЕСАХ САРТРА
Жан-Поль Сартр — философ, романист, новеллист, публицист. Драматургия — только одно из его многочисленных литературных занятий, только одна из сфер, в которой обнаруживает себя этот редкий ум и сильный талант. Тем не менее было бы ошибкой думать, что театр для Сартра—случайное увлечение. Напротив, вся биография этого разносторонне одаренного человека показывает, что, хотя он стоит во главе большой философской школы и является одним из виднейших адептов так называемой философии экзистенциализма, хотя его романы пользуются большой популярностью, а его политическая публицистика оказывает сильнейшее воздействие на умы многих тысяч читателей, все же именно в театре, в своих пьесах Жан-Поль Сартр доводит до образной простоты и общедоступности те мысли, которыми пронизаны его философские трактаты, романы, рассказы, статьи. Театр Сартра — это прежде всего театр интеллектуальный, подчас рационалистический, его драмы — это всегда проблемные драмы.
Какие свойства, какие особенности привлекают к пьесам Сартра внимание режиссеров всего мира? Чем объясняется успех, которым сопровождались постановки трагедий, драм и комедий Сартра?
Чтобы ответить на все эти вопросы, надо прежде всего понять духовную биографию писателя, надо понять, в каких условиях сложилось и развилось его искусство. Вместе со всеми своими соотечественниками Жан-Поль Сартр пережил великую боль национальной катастрофы, горечь поражения и трагедию гитлеровской оккупации в годы второй мировой войны. Такие его произведения, как «Мухи» и «Мертвые без погребения» («Победители»), воспроизводят, в первом случае — в иносказательной форме, в виде вариации античного сюжета, во втором случае — в совершенно откровенном и прямом изображении, трагедию оккупации, картину чужеземного нашествия, насилия, которому подвергнут народ. Очень важно оценить тот факт, что в трагедии «Мертвые без погребения» героем Сартра становится революционер Канорис. Только он один стойко и твердо выдерживает все ужасы фашисткого застенка, которые Сартр изображает с пугающей правдивостью, с наткралистической обстоятельностью.
Подвиг французских коммунистов, которые были героями противления, а также героизм многомиллионного советского народа, избавившего Европу от фашистской чумы, по-видимому, произвели сильнейшее впечатление на писателя и подсказали Сартру идейное решение пьесы, вызвавшей в свое время ожесточенные нападки буржуазных критиков.
Но позиция, занятая Сартром сразу после войны, вскоре измепилась. Как многие интеллигенты Запада, он долго и трудно искал себя, свой путь в послевоенном мире. В эту пору в творчестве его заметны были тягостные колебания, он переживал серьезный идейный кризис. Когда Сартр побывал в Соединенных Штатах и непосредственно познакомился с американским образом жизни, ему стало ясно, что в современном Западном мире подспудно идут процессы, вновь грозящие человечеству войной и кровью. Своего рода отчетом Сартра о его поездке за океан явилась пьеса «Почтительная потаскушка», сценический вариант которой шел у нас в театре им Моссовета под названием «Лиззи Мак-Вей». В этой пьесе Сартр объявил беспощадную войну американскому расизму.
Затем последовала комедия «Только правда» («Некрасов») в ней Сартр высмеял наглую и лживую антисоветскую пропаганду. Все более серьезное и пристальное внимание писателя к деятельности коммунистов в современном мире, их последовательной и твердой борьбе против угрозы новой войны побудило Сартра выступить с серией статей под общим названием «Коммунисты и мир». Сартр полным голосом заявил, что коммунисты — верные сторонники мира, носители высокого гуманизма в отношениях между народами, что коммунисты помогут человечеству спастись от новой вспышки фашизма.
Говоря словами самого Сартра, он после трудных колебаний сделал свой выбор. Сартр стал одним из самых активных деятелей движения сторонников мира, вошел в бюро Всемирного Совета Мира. В последние годы Жан-Поль Сартр неоднократно приезжал к нам, в Советский Союз. С огоромным интересов и живейшей симпатией относится он к развитию советской, культуры, возлагая большие надежды на советскую поэзию, советское киноискусство, на советский театр. Виднейший (французский писатель стал нашим искренним другом.
Советские люди со своей стороны с глубоким уважением оценили мужественное и стойкое поведение Жана-Поля Сартра в те дни, когда французские неофашисты, так называемые «ультра» травили писателя, призывавшего предоставить независимость алжирскому народу. В те дни «оасовцы» требовали: «Расстреляйте Сартра!» В его дом была брошена бомба. По Сартр твердо отстаивал идеи свободы и без колебаний боролся против возрождения фашизма.
Его пьеса «Затворники Альтоны», публикуемая в этом сборнике, посвящена проблеме реваншизма. Писатель выводит на сцену политических мертвецов, людей, жаждущих воскреснуть, заинтересованных в том, чтобы фашизм снова вышел на арену истории, чтобы мир вновь охватила чудовищная война. Голос писателя в этой пьесе звучит строго и гневно; как всегда у Сартра, неумолимо точный, близкий к научному анализ ситуации сочетается с темпераментом страстного публициста.
Знакомство с пьесами Сартра обещает нам более глубокое познание процессов, происходящих в умах передовых деятелей западной культуры, процессов сближения самых дальновидных художников Запада с идеями коммунизма, которым принадлежит будущее.
Я не говорю уже о том, что интереснейшие пьесы Сартра без сомнения взволнуют многих читателей, привлекут к себе внимание режиссеров, артистам дадут сложные, умные и содержательные роли. Сартр — один из тех писателей, творчество которых может обогатить репертуар советских театров.
Ю. Завадский
народный артист СССР.
Комментарии