Должна ли Россия уважать территориальную целостность Украины?

На модерации Отложенный

   Несколько дней назад была годовщина референдумов по вопросу о присоединении к России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Начиная с 2014 года наша страна расширилась на шесть новых субъектов Федерации, и весьма высокопоставленные государевы мужи дразнят возможностью присоединения к РФ еще нескольких новых регионов бывшей Незалежной. Возникает вопрос, а что будет тогда с остальными?

      Территориальная целостность VS Самоопределение

  Напомним, что Крым и Севастополь в 2014 году, а Донбасс и Приазовье – в 2022-м самоопределились, воспользовавшись соответствующим правом, предусмотренным в Уставе ООН, где сказано, что «любая нация может самостоятельно решать вопросы своего государственного устройства, выбирать пути экономического, культурного и социального развития, определять свой политический статус». Однако там же, в этом же самом основополагающем документе, предусмотрен и принцип территориальной целостности государств, дающий право суверенным странам защищать свои границы и всю территорию в них от другого государства, а насильственное навязывание изменения границы объявляется актом агрессии.

  Почему в Уставе ООН оказались одновременно две взаимоисключающие нормы, удивляться не стоит. Это было сделано для того, чтобы сильные мира сего могли крутить-вертеть им по своему усмотрению, применяя удобный им принцип в каждой отдельно взятой ситуации. Добровольно позволить кому-то там самоопределиться могут либо те, кто сознательно разваливает страну, как СССР в 1991 году, либо когда неудачный результат плебисцита известен заранее, как это было с референдумом о независимости Шотландии. Но вернемся к украинским делам.

    Как уже было неоднократно сказано, присоединение к РФ бывших частей Украины без согласия официального Киева автоматически создает территориальный конфликт между нашими странами, который, увы, не имеет иного решения, кроме военного. Вопрос стоит так – или они, или мы, и война в горячей стадии закончится тогда, когда либо Украина капитулирует и выполнит все условия России, либо же нас военным путем выбьют обратно к границам 1991 года и принудят отказаться от новых регионов юридически. Последнее означает крах «долгого государства Путина» и всех его геополитических достижений.

   Собственно говоря, именно в этом ключе и находится вся вменяемая политическая риторика с обеих сторон конфликта.

      Призываем и уважаем

   Формула так называемого мира, высказанная президентом Зеленским на недавнем заседании Совбеза ООН, выглядит следующим образом: полный вывод Вооруженных сил РФ за границы 1991 года и возвращение Украине контроля в «исключительной экономической зоне» в Черном и Азовском морях. Точнее, это лишь минимальные необходимые условия для дальнейших переговоров о мире, а далее, по всей видимости, будет поставлен вопрос о репарациях и контрибуциях.

  Вполне здраво прозвучала в ответ формула возвращения Украины к границам 1991 года от главы запорожского общественного движения «Мы вместе с Россией» Владимира Рогова:

  Зеленский говорит о границах 1991 года. Согласен, Украине пора вернуться к тем границам, но только тогда, когда она была в составе Советского Союза. С учетом новых реалий федеральный округ в составе Российской Федерации вполне может появиться после освобождения всего постукраинского пространства от власти нацистов.

  И полное присоединение к России действительно могло бы стать реальным разрешением украинской проблемы. Однако поверить в то, что в Кремле действительно решатся на полную ликвидацию украинской государственности, юридическое исчезновение одной из стран – основательниц ООН, пока не получается. 

   Все, что мы слышим в течение последних полтора с лишним лет от высшего военно-политического руководства, – это постоянные призывы к мирным переговорам. Не дают основания полагать наличие решительных целей и информационные утечки о деталях Стамбульского соглашения, которое чуть было не подписали в прошлом году.

   Также довольно двусмысленно прозвучало заявление главы российского МИД Сергея Лаврова на пресс-конференции по итогам 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по поводу того, уважает ли Россия территориальную целостность Украины:

  Безусловно, мы еще в 1991 году признали суверенитет Украины на основе Декларации о независимости, которую Украина приняла, выходя из Советского Союза. В декларации много что записано хорошего, в том числе что они будут уважать права национальных меньшинств, будут уважать права русского языка и других языков, русский там прямо упомянут. Потом все это вошло в Конституцию Украины. Но в Декларации независимости одним из главных для нас моментов было то, что Украина будет внеблоковой страной, не будет вступать ни в какие военные альянсы. В той редакции, при тех условиях мы территориальную целостность Украины поддерживаем.

У нас никаких проблем нет с территориальной целостностью Украины, она была разрушена теми, кто осуществил и поддержал переворот, лидеры которого объявили войну против собственного народа и стали бомбить свой собственный народ.

   Интересно, а что будет с территориальной целостностью Украины и самой России в рамках этой логики, если Киев все-таки согласится на внеблоковый статус и пообещает уважать права русских и денацифицироваться? Или этот сценарий вообще не рассматривается? Надо бы нашим дипломатам быть аккуратнее с формулировками.

  О возможных сценариях решения данной геополитической проблемы мы подробнее поговорим отдельно.

  • Автор: Сергей Маржецкий