На нефтяном рынке все в руках Москвы и Эр-Рияда. Вашингтону нечем ответить

На модерации Отложенный

Нефтяные вышки в Татарстане - ИноСМИ, 1920, 04.10.2023

Решение ОПЕК+ сократить добычу нефти стало основной причиной роста цен на это топливо, пишет OilPrice. У Вашингтона не осталось средств для того, чтобы сдерживать это подорожание. Так что если Москва и Эр-Рияд захотят, то у них есть все шансы взвинтить цены выше ста долларов за баррель.

— Пандемия коронавируса и боевые действия на Украине подорвали работу нефтяных рынков, и США пришлось высвободить запасы из Стратегического нефтяного резерва.
— В ответ ОПЕК+ сократила добычу вплоть до конца 2023 года, а недавние события, включая наводнение в Ливии, еще больше осложнили поставки.
— Несмотря на рост добычи в США и начало сезона пониженного спроса, возможности администрации Байдена противодействовать скачку цен на нефть, которым чревато решение ОПЕК+, ограниченны.

Упав в начале лета ниже 70 долларов за баррель, нефть марки West Texas Intermediate (WTI) неуклонно дорожает. На прошлой неделе цена впервые за год перевалила за 90 долларов за баррель, и ничто не предвещает замедления роста.

Дальнейшее повышение больно ударит по потребителям — особенно это скажется на бензине и транспортных расходах. Хотя повышение ставок Федеральной резервной системы помогло обуздать инфляцию, такие факторы, как динамика нефтяных потоков, ей неподвластны. Рост цен на нефть поставил под угрозу попытки ФРС обеспечить экономике "мягкую посадку".

Почему так происходит? Вернемся ли мы к цене в сто долларов за баррель?

Пандемия подорвала нефтяные рынки

До пандемии коронавируса нефть марки West Texas Intermediate в течение года торговалась преимущественно в диапазоне 50-60 долларов за баррель. Когда в начале 2020 года разразилась пандемия, карантины и закрытия производств обрушили спрос на это сырье, и цены упали.

В ответ нефтедобыча в США сократилась на три миллиона баррелей в день. Однако спрос восстановился быстрее, чем ожидалось, а предложение, наоборот, запаздывало. Это расхождение и спровоцировало скачок цен на нефть, который длится уже два года.

Российская спецоперация сократила поставки еще больше

Многие страны запретили импорт российской нефти после начала конфликта на Украине в феврале 2022 года. Отсутствие этого источника поставок усугубило напряженность на рынках, и в результате весной и летом 2022 года черное золото перешагнуло отметку в сто долларов за баррель.

В ответ США "откупорили" Стратегический резерв, выпустив на рынок рекордное количество нефти и временно упрочив предложение. С начала боевых действий по настоящее время из Стратегического резерва поступило в общей сложности 235 миллионов баррелей нефти — или 40% его общего объема.

Это, несомненно, помогло нарастить предложение на рынке и сбить цены значительно ниже стодолларовой отметки. Впоследствии, к концу весны 2023 года, нефть стоила меньше 70 долларов за баррель.

Но открытие Стратегического резерва оказалось рискованным шагом: страны ОПЕК могли в ответ сократить добычу, дабы компенсировать незапланированный приток сырья.

Именно это они и сделали.

Сокращение добычи ОПЕК+ и новый дефицит на рынке

Хотя открытие Стратегического резерва несколько сбило цены, ОПЕК+ в ответ сократила добычу. Россия и Саудовская Аравия прикрутили вентиль, постепенно сокращая поставки.

Их недавнее решение продлить сокращения до конца 2023 года ошеломило рынки и привело к росту цен. Но крупные страны-экспортеры нефти всегда действуют в своих интересах. Как правило, они повышают цены до максимума, избегая при этом рецессии.

Продление сокращений стало "бычьим" сигналом (речь идет о тенденции к повышению, — прим. ИноСМИ) для рынка нефти и увеличило число спекулянтов. Вдобавок ко всему, предложение на мировых рынках пострадало еще и из-за разрушительных наводнений в Ливии — которая входит в двадцатку крупнейших производителей нефти в мире.

Сдерживающие факторы

Что касается предложения, то добыча в США продолжает расти и почти наверняка установит в этом году новый рекорд. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы опередить растущий мировой спрос в сочетании с сокращением добычи ОПЕК+.

Другим препятствием оказался надвигающийся сезон сниженного спроса в США. В сочетании с ростом американской добычи это наверняка обеспечит внутреннему рынку хорошее снабжение. Это отчасти смягчит рост цен в Соединенных Штатах, однако цена на нефть марки Brent, мировой эталон, наверняка будет расти еще быстрее.

Мало возможностей сдержать цены

Поскольку Стратегический резерв сильно истощен после рекордных займов, возможности реагировать на дальнейшие скачки цен на нефть у администрации Байдена значительно ограничены.

Если Россия и Саудовская Аравия захотят взвинтить цены выше ста долларов за баррель — а это наверняка нанесет ущерб президенту Байдену в преддверии года выборов, — у них есть все шансы этого добиться. А поскольку обе эти страны предпочтут, чтобы в Белый дом вернулся Дональд Трамп, я предвижу, что своей возможности они не упустят.

Заключение

Таким образом, сокращение поставок ОПЕК+ — основной фактор возобновившегося роста цен на нефть, которые снова приближаются к отметке в сто долларов за баррель. Если позиция этих государств не изменится, то сырье продолжит дорожать, а это, в свою очередь, чревато бесконтрольной инфляцией и угрожает экономической стабильности в преддверии года президентских выборов в США.

Автор статьи: Роберт Рапир (Robert Rapier) — инженер-химик, специалист по энергетике. 25 лет проработал в области нефтегазовой и возобновляемой энергетики, владелец нескольких патентов. Работал в сферах нефтедобычи и переработки, синтетического топлива, производства энергии из биомассы и производства алкоголя. Автор ряда книгпубликовался в The Wall Street Journal, The Washington Post, The Christian Science Monitor, The Economist и других изданиях.