Контрнаступление ВСУ обошлось НАТО в полное истощение арсеналов
На модерации
Отложенный
Фото: Anatolii Stepanov/Zuma/TASS
Американцы давно создали и искусно поддерживают легенду о непобедимости своих вооруженных сил. Принято считать, что они являются самыми оснащенными, подготовленными и технически совершенными в мире. Однако обращение к истории войн XX-XXI вв., и фактическое, (хотя и непрямое) участие в украинском конфликте, показывает, что это далеко не так.
США больше не знают, как выигрывать войны
В 2015 году главное управление войск специального назначения США (US Army Special Operations Command, USASOC) проанализировало результаты зарубежных военных кампаний США за прошедшие 100 лет. Выяснилось, что США проиграли 10 раз, а 43 конфликта закончились вничью, при этом Вашингтон одержал только 12 побед. Похоже, что США больше не знают, как выигрывать войны. Это писал Дэвид Айзенберг в издании Asia Times еще в 2019 году.
С ним согласен профессор Университета национальной обороны США Шон Макфейт.
«Это происходит не только в Соединенных Штатах. Последние 70 лет прослеживается тревожная тенденция. Запад забыл, как выигрывать войны…» — считает Макфейт.
А вот что пишет доцент, кандидат военных наук, полковник А. Симаков в своей статье «Организация и вооружение перспективных дивизий сухопутных войск США» (Зарубежное военное обозрение. — 2023. — № 6. Стр. 35−44):
«В новых условиях стало понятно, что зацикленность на участии боевых бригад в борьбе с противником, военные возможности которого были ограничены, американские сухопутные войска разучились вести крупномасштабные боевые действия. В условиях борьбы с террористами и мятежниками в ближний бой вступают подразделения не больше роты, не встречаясь с противником, способным к ведению плотного огня или совершению маневра крупными силами».
Спустя 30 лет после окончания холодной войны США и ее европейские союзники обнаружили, что практически не готовы к ведению наземных военных действий высокой интенсивности. При закупках вооружений для своих армий предпочтение отдавалось высокотехнологичным комплексам, таким как самолеты, корабли в ущерб обычным вооружениям — артиллерийским, стрелковым и даже наземным системам ПВО. Избыточные производственные мощности были в значительной мере сокращены безвозвратно.
Изменились и сами типы вооруженных конфликтов. По мнению западных стратегов, крупномасштабные и интенсивные военные действия ушли в прошлое с окончанием противостояния Запада и СССР. Вооруженные силы привыкли вести войны низкой интенсивности против повстанцев и террористов. Военные доктрины НАТО отражали предположение о том, что силы блока будут контролировать пространство боевых действий, обладая повсеместно технологическим превосходством.
Поставили вооружение на свою голову
По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS, США) к февралю 2022 году Украина имела около 1150 гаубиц советского производства. Из них — 750 152-мм гаубиц и 350 122-мм гаубиц. Нехватка 122-мм и 152-мм боеприпасов советского стандарта постепенно снизила ценность советской артиллерии. Американские эмиссары в поисках снарядов объехали буквально весь мир и «наскребли по сусекам» 45 000 152-мм снарядов и 20 000 122-мм. Но учитывая то, что основные производители данных калибров это Россия и Китай, стало понятно, что перспектив у этих вооружений в этом конфликте нет.
Поставки западной буксируемой и самоходной артиллерии внесли разнообразие в типы орудий и в калибры применяемых снарядов, что не лучшим образом сказалось на боевой эффективности и техническом обслуживании для ВС Украины. Добавьте сюда еще проблемы с логистикой: перемещение боеприпасов из складов на линию огня — огромная задача, которая в Украине становится еще более сложной из-за количества используемых артиллерийских систем.
По официальным источникам Украине было поставлено только 155-мм систем в различных вариантах:
— M777 — буксируемая гаубица калибра 155 мм. США поставили 142 единицы, Канада и Австралия — 10 ед.
— M109 — самоходная гаубица калибра 155 мм. В разных модификациях поставила — 20 единиц Великобритания, 23 — Норвегия, 20 — Италия, 6 — Латвия
— CAESAR — французская самоходная артиллерийская установка (САУ).
Франция и Дания — 37 единиц.
— PzH 2000 (Panzerhaubitze) — немецкая САУ. 22 единицы от Германии и Нидерландов
— TRF1 — французская самоходная гаубица. 15 ед. — Франция
— AHS Krab — польская самоходная гаубица. Польша — 18 ед.
— FH-70 — буксируемая гаубица. Италия и Эстония — 2+ ед.
— Zuzana 2 — словацкая САУ. 8 ед. — Словакия.
— AS-90 — британская САУ класса самоходных гаубиц. 30 ед. от Великобритании.
Итого НАТО и Европа «набрали» для Украины 352+ единицы только 155-мм орудий девяти различных видов. Точное число, вероятно, немного выше, поскольку некоторые страны не раскрывают информацию о своих поставках. В настоящее время избыточные запасы гаубиц М777 у НАТО исчерпаны и в связи с этим рассматривают вопрос о замене M777 на буксируемую гаубицу старого образца M198. Ими вполне можно заменить достаточно капризные в обслуживании «три топора». Например, для М777 недопустим перегрев ствола и механизмов от слишком частой стрельбы. Смену изношенного ствола следует производить после выполнения 1500−2500 выстрелов, а после транспортировки и разворачивания в боевое положение требуется сложная тонкая настройка.
С M777, как признается сам производитель — британская BAE Systems — есть еще одна серьезная проблема, это нехватка стволов для замены. Вот что пишет все тот же американский Центр исследований CSIS — BAE Systems больше не может производить стволы крупнокалиберных орудий. Великобритании, возможно, придется разбирать хранящиеся танки Challenger и гаубицы AS90, чтобы получить запасные стволы, поскольку в настоящее время производственных мощностей уже не существует.
Война на выживание. Кто кого?
Ну и наконец, самое главное — это проблемы с поставками снарядов для всей этой разношерстной артиллерийской техники на Украине. И в первую очередь снарядов калибра 155-мм. Их запасы исчерпаны, а производственные мощности не дают возможности обеспечивать растущие аппетиты ВСУ.
В течение так называемого «контрнаступления» ВСУ, по разным оценкам в сутки расходовалось уже 7000−8000 снарядов. А производство 155-мм снарядов в США способно выдать (с весны 2023 года) в месяц 20 000 снарядов (240 000 в год), то есть на 3−4 суток активных боевых действий ВСУ.
Вот что писала The EurAsian Times 11 августа 2023 года:
«Европейские запасы вооружений тоже сокращаются. Старшим руководителем, согласившимся с этим, был генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. В сообщении CNN от 14 февраля процитированы слова Столтенберга на конференции: «Текущие темпы расходов боеприпасов в Украине во много раз превышают наши нынешние темпы производства. Сейчас это становится жестокой войной на истощение. А война на истощение — это война логистики».
Он добавил, что «время ожидания» поставок увеличилось с 12 до 24 месяцев, а это означает, что заказы на оружие, полученные сейчас, будут доставлены только через два года.
Речь в данных высказываниях идет только о поставках снарядов в зону конфликта. А ведь есть еще и внутренние потребности и у США и в Европе — нужны боеприпасы для обучения собственного личного состава армий, нужны стратегические запасы на складах, нужны поставки странам, у которых сейчас эти боеприпасы «реквизируются» в пользу Украины.
В США остро встал вопрос о разворачивании производства не только снарядов, но и тактических ракет для РСЗО, переносных ПТУР, стрелкового вооружения. Но необходимые объемы по выпуску требуемого количества боеприпасов датируются 2025, 2028 и даже 2030-м годами. Перевод ВПК на военные рельсы — дело небыстрое. Например, для мобилизации общества и промышленности США в годы Второй мировой войны понадобилось около 2−3 лет. И у бизнеса в ВПК встает вполне закономерный вопрос: а понадобится ли такое количество выпускаемых боеприпасов, скажем, лет так через 5? И это еще одна из причин, по которой частные компании не торопятся вкладываться в производство боеприпасов, не имея твердых контрактов на 10−15 лет.
Руководство НАТО и Евросоюза ищет выход из сложившейся ситуации. Отсюда и поставки кассетных боеприпасов, и увеличение поставок ракет для РСЗО. Но это все временные меры, которые не смогут кардинально изменить ситуацию в российско украинском конфликте.
Валерий Смирнов
Комментарии