Многогранный «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Вспоминаем культовую повесть
На модерации
Отложенный
Как мне кажется, они вполне себе заслужили, чтобы про них можно было сказать «наше всё», ибо книги братьев, заслуженно считаются литературным достоянием России. Писали они хорошо, и писали они очень интересно. Кто не зачитывался их произведениями?
*** ***
Повесть «Пикник на обочине» братьев Стругацких является одним из самых значимых и знаменитых произведений в истории русской фантастики. Эта культовая научно-фантастическая повесть не только завораживает своей непредсказуемостью, но и проникает в самые глубины человеческой души. Каким образом братья Стругацкие смогли создать такой многогранный и запоминающийся мир «Пикника на обочине»? Давайте вместе раскроем эту тайну.
Братья Стругацкие мастерски использовали альтернативную реальность созданной ими Зоны, чтобы отразить и проанализировать социальные реалии своего времени. Местность, где все не так, становится не только пространством, где разворачивается история, но и мощным символом противоречий и опасностей в современном мире. Наполненная инопланетными артефактами и необъяснимыми явлениями, она создает множество препятствий на пути у Шухарта и других персонажей. Аркадий и Борис Стругацкие исследуют важные вопросы, такие как взаимосвязь человека с его окружением, смысл жизни, технологические прорывы и их последствия для человечества.
Авторы умело создают образы, которые проникают в самые глубины сознания читателя и становятся настоящими архетипами.
История Зоны и Шухарта разворачивается постепенно, с каждым шагом раскрывая все новые аспекты загадочной локации и внутреннего мира героя. Читатель погружается во вселенную повести через прекрасную и подробную детализацию, которая создает ощущение реальности. Описания природы, артефактов и эмоций Шухарта позволяют нам полностью погрузиться в их мир и прочувствовать на себе тревогу и переживания.
Характеры персонажей и их точки зрения позволяют читателю получить полную картину происходящего и глубже понять мотивацию героев. Различные жанровые элементы, такие как научная фантастика, детектив и философия, делают чтение увлекательным и разнообразным.
Стругацкие создают неповторимые образы природы, смешанной с аномальными отходами научно-технического прогресса из других миров. Использование языка сравнений и метафор позволяет передать прекрасное и в то же время загадочно-таинственное ощущение этого места и города, который существует вокруг него.
Братья Стругацкие умело создают остроумные диалоги, которые передают смысл, оживляют персонажей и привлекают внимание читателя.
Благодаря правдоподобным диалогам, мы лучше понимаем мнения и эмоции героев, а также вовлекаемся в их внутренний мир.
— Подлец ты всегда был, — сказал Рэдрик, не отрывая глаз от шоссе. — Стервятник.
— Подлец. Это верно. Без этого нельзя. Но ведь и все так. Фараон. Слизняк. А остался один я. Знаешь почему?
— Знаю, — сказал Рэдрик, чтобы отвязаться.
— Врешь. Не знаешь. Про Золотой шар слыхал?
— Слыхал.
— Думаешь, сказка?
— Ты бы молчал лучше, — посоветовал Рэдрик. — Силы ведь теряешь!
— Ничего, ты меня вынесешь. Мы с тобой столько ходили! Неужели бросишь? Я тебя вот такого... маленького знал. Отца твоего.
Рэдрик молчал. Очень хотелось курить, он вытащил сигарету, выкрошил табак на ладонь и стал нюхать. Не помогало.
Рэдрик Шухарт - главный герой книги
Финал повести «Пикник на обочине» порождает важные моральные вопросы. Стругацкие оставляют концовку открытой, позволяя читателю самому сделать выводы и задуматься над дальнейшими событиями в мире Зоны и его взаимодействии с реальностью. Это вызывает у читателя желание прочитать их произведения еще раз и заново погрузиться в этот неповторимый мир и оставляет нас с вопросами и мыслями, которые звучат в нашей голове еще долго после того, как мы закрываем его последнюю страницу.
«Пикник на обочине» в серии «Эксклюзивная классика» издательства АСТ
В кинематограф «Пикник на обочине» пытался пробраться несколько раз. Удалось только Андрею Тарковскому с его «Сталкером» (1979), фильму, не менее культовому, чем оригинальная повесть.
Кадр из фильма Тарковского «Сталкер» 1979 года
Также, повесть оказала большое влияние на писателей. Ее стиль и идеи вдохновили многих авторов, как в России, так и за рубежом. Анджей Сапковский, автор серии книг «Ведьмак», называл «Пикник на обочине» одним из своих основных литературных вдохновителей. Также ее влияние можно увидеть во множестве произведений самых разных жанров, от кино до видеоигр.
P.S. На мой взгляд: Автор так и не сказал, в чем состоит посыл повести. А я думаю так: люди издавна уповают на научно-технический прогресс, ожидая от него "счастья для всех", и чтоб "никто не ушел обиженный", но на самом деле этот прогресс несет в себе страшные угрозы существованию человечества. Сам по себе этот прогресс не способен дать людям благополучие, безопасность и счастье. Дело не в нем, а в самих людях : как они распорядятся плодами научно-технического прогресса, такова и будет их судьба -- к высотам совершенства либо в ядерный (или экологический) апокалипсис.
Комментарии
Это фейк. У краинцы - не братья.
на миротворец
Ну о каком прогрессе вы говорите! Прилетели инопланетяне, нагадили, разбросали свой мусор. При чем тут прогресс?
Нет, это книга об искушении. Для русского ученого это нестерпимое любопытство. Понять, что же там за логика во всех этих штуках. Но логика инопланетная. Все это сделано не для людей. Люди могут кое-что использовать, но не могут понять.
Для Редрика искушение деньгами. Это самое страшное. Он раз за разом падает все ниже. Если сначала для него существуют какие-то запреты, то в трудных ситуациях он через них переступает. Он приносит в мир ведьмин студень когда понимает, что перед посадкой в тюрьму ему надо обеспечить семью. А потом и совсем подставляет под гибель Артура.
Любовь, Никакого искушения . Не делайте открытия! Люба, читайте мой постскриптум. Не забывайте это фантастика, многослойная вещь. Вам Стругацкие просто непонятны, не под силу. А меня поражает их умение показать ТОТ! предел развития человечества (в техническом плане), за которым кончается прогресс и начинается регресс , в этом их ВЕЛИКОЕ мастерство умения!!!
Тома, Да не писали они о техническом прогрессе. Они писали о людях. О том, до каких высот может подняться человек. И о том, до какого падения дойти.
Вы читали "Второе нашествие марсиан"? А ведь там о суверенитете. Или "Хищные вещи века"? Это об опасности пресыщения. А техника, заброшенная инопланетянами, это и в "Попытке к бегству". Только ведь и там не о технике. А о фашизме. И о том, что перед фашизмом нормальный человек с любой техникой может оказаться беспомощным.
Стругацкие предупреждали людей о том, к чему нас может привести моральное падение.
Может ли суслик осознать социум муравьев? А человек? Ни тот - ни другой. Следовательно, человек это суслик.
Может ли человек оперировать ресурсом в пятимерном пространстве? Нет. Только в формулах. Что есть формула? Рисунок на чем-то. Следовательно, художник равен физику, они оба производят рисунки, которые не есть реальность.
В Пикнике есть на эту тему некоторые изречения, к примеру - о "Черных брызгах" - "суть некие объемы иного пространства, принявшее такую форму под воздействием нашего"
Счастье человеческое не претерпело изменений с палеолита. Меняется только "гарнир"
привело
Либер Полли, Соглашусь! "Счастье человеческое не претерпело изменений с палеолита. Меняется только "гарнир" !!!
Любовь, только с последней строчкой согласна "Стругацкие предупреждали людей о том, к чему нас может привести моральное падение".... остальное вздор (даже говорить не хочется! о таком винегрете )
Тома, "Люба, читайте мой постскриптум."
Как молитву. Распечатаю вашу аватарку и буду перед ней по вечерам перечитывать. И по утрам.
Либер Полли, Валерий БрюсовМир электрона
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но всё та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
1922 г.
Тома, Обиделись? Ну и со мной так не надо.
Любовь, Отстань от меня.
Любовь, Отстань от меня.
Либер Полли, Может ли суслик осознать социум муравьев? А человек? Ни тот - ни другой. Следовательно, человек это суслик.)))
Да вы софист, друг мой!
На самом деле суслика и муравья понять не сложно. Человеку труднее всего понять самого себя.
Самые понимающие человека просто первыми надели белый халат - остальные пОциенты...
Из кого формируют миллионные списки "невинных", репрессированных в 1937 году...
https://newsland.com/post/7704677-iz-kogo-formiruyut-millionnye-spiski-nevinnyh-repressirovannyh-v-1937-godu
Он просто не знает, что такое счастье.
Единственный человек, который понимает, какая это зараза для людей, какая это страшная беда, это Ричард Нуннан. Только что он может сделать? Как уберечь людей от самих себя?
Там есть пара строчек о том, что в СССР эту зону просто огородили на сто километров. Не свобода? Возможно, так и надо. Нельзя людей искушать.
в каком месте? не помню таких строчек.
Либер Полли, Есть там такое. После поищу, вам кину в комментариях.
"У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!" -- вполне понятная концовка. "...не может же быть, чтобы я хотел плохого!"
И сравните со "Сталкером". Тарковский вывернул идею наизнанку; и у Писателя, и у Ученого -- по их собственному признанию, в головах - дерьмо.
Александр Втюрин, ++++! Спасибо!!! Сильно!!!
Это последние слова сталкера Рэдрика, который добрался до Золотого шара в Зоне и теперь должен был озвучить желание, которое этот шар исполнит. Лично для меня важность (может даже и ценность) ,что Стругацкие рассказывают на самом деле не о далеких вымышленных мирах, а о нашем мире, о человеке и о Боге , хотя были атеистами.
А Тарковский "испоганил" суть произведения. И, вообще, на мой взгляд , экранизировать произведения Стругацких ОЧЕНЬ ТРУДНО!!! Одного таланта мало.