Последствия «шока Трасс» Британия ощущает сейчас

На модерации Отложенный

Это было замечательное выступление бывшего премьер-министра Лиз Трасс  перед гостями аналитического центра в Лондоне. Почти ровно через год после того, как она ввела рынки в штопор своей фискальной политикой, она снова заговорила о снижении налогов и росте для Великобритании. Это было оправданием: «Я не жалею о своем решении в то время», — сказал консервативный политик.

Тот фискальный пакет был назван «мини-бюджетом»: снижение налогов для бизнеса и потребителей, а также пакет помощи домохозяйствам, чтобы помочь с высокими ценами на энергоносители.

И этот «мини-бюджет» дал максимальный эффект. Не хватало встречного финансирования, и рынки отреагировали нервно. Сначала фунт резко упал, затем процентные ставки по государственным облигациям взлетели до небес, пенсионные фонды испытали кризис, британскому центральному банку пришлось вмешаться и объявить, что он поддержит рынок 65 миллиардами фунтов стерлингов.

Попытка зажечь фейерверк экономического роста низкими налогами закончилась катастрофой. Бывший управляющий британским центробанком Марк Карни подытожил это так: «Попытка сторонников Brexit установить Сингапур на Темзе закончилась Аргентиной на канале». На протяжении десятилетий южноамериканская страна боролась с чрезвычайным государственным долгом, инфляцией и высокими процентными ставками.

Трудно количественно оценить масштабы финансового и экономического ущерба, нанесенного Лиз Трасс за 49 дней пребывания в должности. Одним из последствий рыночной турбулентности стало то, что процентные ставки по кредитам на жилищное финансирование резко выросли. Отчасти это связано с мини-бюджетом. Многие потребители страдают от высокой инфляции в Великобритании и роста процентных ставок по ипотечным кредитам.

Времена для Великобритании непростые. Государственный долг составляет почти 100 процентов от объема производства.

По оценкам аналитического центра Центра европейских реформ, Соединенное Королевство потеряло пять процентов роста после выхода из Европейского Союза.

Это также означает, что правительство собрало значительно меньше налогов; Денег на инвестиции не хватает. Совсем недавно британскому правительству пришлось пообещать субсидии таким инвесторам, как Tata и BMW, для инвестирования в Великобританию. 

«Если вам нужно инвестировать в производительность и автоматизацию, образование и обучение, если вы хотите, чтобы местные власти могли привлекать доноров, то вы должны закачивать деньги», — говорит Питер Фостер, автор и журналист Financial Times. «И сложность в том, что денег нет».

Великобритания в настоящее время ощущает последствия Brexit и Covid, есть структурные отставания, которые накапливались годами. А потом был мини-бюджет Лиз Трасс.

Однако наибольший ущерб репутации страны нанесла ошибочная фискальная политика. «Это не изменить так быстро, будущим правительствам придется много работать, чтобы исправить это», - говорит Фостер.

Речь идет о потерянном доверии, надежности для инвесторов. Потому что: Трасс хотела навязать то, что на самом деле было невозможно. Она решила обойти налоговый орган, который на самом деле следит за последствиями фискальной политики и должен предотвращать турбулентность.

Сегодня Трасс говорит, что хотела прорваться через ортодоксальность последних лет с помощью радикальных планов снижения налогов. Центральный банк и Управление бюджетной ответственности (OBR) их просто не поддержали: «Коалиция против роста, состоящая из экономической элиты, представителей СМИ и даже членов Консервативной партии, является значительной силой».

Это звучит как «глубинное государство», администрация, пронизанная противниками, это звучит как заговор, и все это против Лиз Трасс. Insight выглядит по-другому, но и возвращение тоже.