"А бедность, по мне, худшее из рабств..." (П.А.Столыпин)

На модерации Отложенный

 

 

 

Наконец-то вспомнили о великом реформаторе и начали подготовку к празднованию его 150-летнего юбилея. Пётр Аркадьевич Столыпин сыграл выдающуюся роль в истории России, а мог бы сделать её великой страной, если бы выстрел убийцы не остановил его на полпути…

«Дать мужику землю, -  говорил Пётр Столыпин царю, - … и все революционные доктрины разобьются о могучий пласт крестьянства, как буря о волнолом».

Личность царского министра выходила за рамки человеческих возможностей во всей его деятельности. Чего стоит хотя бы разговор Столыпина с царем,  который можно прочесть  в книге Валентина Пикуля «Нечистая сила»: «Вся наша беда в том, что мужик уже не представляет землю своею. Столетьями над ним довлело общинное землевладение. Я делаю ставку на сильных! Слабый, ленивый и спившийся пускай подохнет – мне плевать на его прозябание. Мне нужен крепкий, деловитый и хитрый мужик-труженик, мужик-накопитель. Это будет русский фермер на единоличном хозяйстве, на закрепленной за ним земле, по примеру Американских Штатов.

Давно пора раздробить славянофильскую общину и дать мужику землю: возьми, вот это твое. Чтобы он почуял вкус ее, чтобы он сказал : «Моя земля, а кто ее тронет, на того я с топором пойду». Вот тогда в мужике проснутся инстинкты землевладельца, и все революционные доктрины разобьются о могучий пласт крестьянства, как буря о волнолом».

Представьте, скольких бед удалось бы избежать народу, если бы Столыпина не застрелили в Киеве! Но не только своими здравыми рассуждениями оставил после себя след в истории Петр Аркадьевич Столыпин. Кое-что он успел все-таки сделать. Плодами его государственной деятельности были свободные поселения крестьян на просторах Сибири. Первопроходцам государство оказывало помощь, и результат не замедлил себя проявить: производство сельскохозяйственных продуктов выросло настолько, что Россия экспортировала их во все страны мира. А сливочное масло, к примеру, закупали все европейские страны, чтобы добавлять в производимое у себя масло для улучшения вкусовых качеств этого продукта.

 

Взгляды Столыпина на отношение к частной  собственности на землю ярко выражены в письме ко  Л.Н.Толстому, который был его оппонентом по данному вопросу:

 «Лев Николаевич…Не думайте, что я не обратил внимания на Ваше первое письмо. Я не мог на него ответить, потому что оно меня слишком задело. Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие «собственности» на землю у крестьян создает все наше неустройство.

Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как-то: чувство голода, половое чувство и т.п., и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею.

Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности, ведет ко многому дурному и, главное, к бедности.

А бедность, по мне, худшее из рабств…

Смешно говорить этим людям о свободе, или о свободах. Сначала доведите уровень их благосостояния до той по крайней мере наименьшей грани, где минимальное довольство делает человека свободным.

А это достижимо только при свободном приложении труда к земле, т.е. при наличии права собственности на землю…Теперь я не вижу цели у нас в России сгонять с земли более развитой элемент землевладельцев и, наоборот, вижу несомненную необходимость облегчить крестьянину законную возможность приобрести нужный ему участок земли в полную собственность…

Впрочем, не мне Вас убеждать, но я теперь случайно пытаюсь объяснить Вам, почему мне казалось даже бесполезным писать Вам о том, что Вы меня не убедили. Вы мне всегда казались великим человеком, я про себя скромного мнения. Меня вынесла на  верх волна событий – вероятно на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в старину. Как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и главное греха. Поверьте, что ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой мне кажется прямым путем. Сознаю, что все это пишу Вам напрасно – это и было причиною того, что я Вам не отвечал…

Простите.
Ваш П.Столыпин
».

Это письмо Столыпина долгое время было недоступным, оно было напечатано только однажды в так называемом «Юбилейном сборнике» в1928 году. От нас скрывали такое послание! В каждой строчке письма Столыпина чувствуется ритм его любящего родину сердца. Какой образованный, интеллигентный человек, как тактично он разговаривает с Толстым! Как скромен! Иногда мне кажется, что мужчины такого типа остались в прошлом. Будучи учителем литературы, я считала, что Толстой во всем прав. В споре с царским министром Столыпиным он должен быть – не может не быть! – прав. Теперь я полностью на стороне Столыпина. Нам, нынешним, легче судить, потому что живем на сто лет позже, а это значит, что история сама уже расставила точки и многое доказала нам на наших ошибках. Романтизм Толстого побежден реализмом Столыпина.

Столыпин нужен России как никогда.