Уроки, после фиаско Lehman? 15 лет спустя.
На модерации
Отложенный
Понедельник, 15 сентября 2008 года, инвестиционный банк Lehman Brothers обанкротился. Для многих пострадавших клиентов банков эта новость приходит из ниоткуда. Гнев и непонимание велики.
В тот день у сотрудника колл-центра банка было много отчаявшихся людей на линии. «Некоторые впали в полное отчаяние», — вспоминает он. «У меня были люди, которые плакали по телефону. Некоторые просто кричали с первой секунды». Это был шок.
После падения Lehman Brothers многое стало не так, как раньше. Тогдашний федеральный министр финансов Пер Штайнбрюк пытался успокоить ситуацию. «США являются источником кризиса, и они находятся в центре кризиса», — говорил политик СДПГ. «Это не Европа и не Федеративная Республика Германия».
Роковая ошибка. Спасение Lehman Brothers потерпело неудачу. На самом деле, он «слишком велик, чтобы обанкротиться» - но государство потеряло банк. С общемировыми последствиями.
Правительства быстро собрали миллиардные пакеты помощи, а крупные центральные банки совместно снизили процентные ставки в рамках чрезвычайной ситуации. В течение нескольких месяцев после банкротства Lehman государства Европейского Союза закачали около 1,6 триллиона евро в банки, испытывающие трудности.
На ликвидацию американского инвестиционного банка ушло почти 15 лет. В итоге кредиторам было выплачено 115 миллиардов долларов, которые также получили компенсацию в Германии.
Но что финансовый мир извлек из кризиса? «Правила стали намного строже», — говорит Клаус Нидинг из Немецкой ассоциации защиты ценных бумаг (DSW).
«Нам дан исчерпывающий свод правил по укреплению капитальной базы крупных кредитных организаций.
Ужесточены так называемые Базельские правила. Устойчивость банков должна улучшиться. Реорганизован европейский финансовый надзор, в том числе и американский. Но это именно то, что ставится под сомнение, говорит Кристоф Шаласт, профессор Франкфуртской школы финансов и менеджмента.
«В Америке в настоящее время снова ведутся разговоры о либерализации - о том, что строгие правила, которые мы ввели в Европе и США и которые также были введены во всем мире через Базель 3, должны быть смягчены, особенно из-за изменения процентных ставок», - сказал Шаласт. «До сих пор, однако, европейские банки очень, очень хорошо справлялись с изменением процентных ставок».
Всего несколько месяцев назад в США был кризис банка Кремниевой долины — страх не получить свои деньги был велик. Банк закрыли. Чуть позже следующий удар: в Швейцарии банкротится финансовое учреждение Credit Suisse. Опасность того, что это вызовет второй финансовый кризис, вернулась.
Так разве нет абсолютной безопасности? «Мы проводили симуляции. У нас есть потребность в поддержке акционерного капитала», — говорит эксперт DSW Нидинг. «Но я действительно не вижу, что мы теперь будем застрахованы от краха в финансовом секторе».
Банки снова обанкротятся, убежден и «Эксперт-Шаласт». «Это будет повторяться. Будет еще одна волна неплатежеспособности банковского сектора. Этого нельзя предотвратить».
Однако кризисы несопоставимы в тем, что был 15 лет назад, говорит Шаласт. Управление рисками в банках сегодня намного лучше, чем было до 2008 года.
Комментарии
Стаби́льность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени. Но проблема в том, что стабильности в мире финансов нет и быть не может. Слишком велик соблазн