Тактика конного боя

На модерации Отложенный

 Одна моя знакомая девушка на вопрос: «Ну, как дела?», иногда отвечала: пока непорочна. Произносила она эти слова по – латински, - dum casta, - но если кто переспрашивал, то добавляла на русском языке: да-да, так и есть…

Я вспоминаю эту начитанную барышню, когда слышу рассуждения представителей нашей власти. До чего у них все складно и наукообразно получается. Они свою очевидную некомпетентность управления страной объясняют географическим положением этой страны, генетическими особенностями народа, населяющего эту страну и даже … высоким уровнем природных ресурсов этой несчастной страны. А они сами – dum casta, - пока непорочны, безгрешны и честны. Пока … нам не удастся доказать обратное. А доказать  обратное практически невозможно, потому как сам результат их деятельности не поддается учету и контролю. Вот так все для них пока складывается удачно.

Вы можете задавать им разные вопросы из нашей нелегкой жизни, вы можете пытаться поймать их на пустых обещаниях, - все тщетно. В нечастых и не продолжительных встречах с нами они используют бесстыдный казуистический язык, на котором составлен десяток-другой псевдозначимых фраз, на которые нельзя быстро и односложно возразить. Можно разразиться гневной тирадой, уличить в подтасовке, демагогии…, можно…, но для этого необходимо время и нормальная обстановка для дискуссии. Ни того ни другого у вас, естественно, нет и поэтому за ними остается последнее слово.

А фразы банальны до пошлости. Но они помогают выкрутиться из неловких ситуаций и не только «сохранить лицо», но и приобрести (в некоторых кругах) имидж интеллектуала.

- Не все так просто, - говорят они устало и многозначительно, когда вы указываете им на серьезные просчеты;

- кто вам обещал, что будет легко, - удивленно восклицают они, призывая присутствующих в свидетели вашей тупости и ограниченности;

 - если бы не моя деятельность, могло быть хуже, - с бесстыдной скромностью заявляют они принародно;

- милиция (армия, школа, Академия наук, здравоохранение и проч.) суть – зеркальное отражение общества. Вы - это они, они – это вы, - с прокурорской прямотой отбивают они наши несмелые сетования, утверждая, что сами мы во всем виноваты. Только мы. С нас и спрос;

- демократия – скверный способ организации общества, но ничего лучше, увы, пока, не придумали, - беззастенчиво смеются они нам в лицо, сразу отбрасывая от себя вопросы о бардаке в управлении, коррупции, низком профессионализме и проч.;

- вы не умеете пользоваться Свободой. У вас в голове одна вольница, - путая нас с ватагой Стеньки Разина, упрекают они… И тут же, не особо смущаясь от сконструированного оксюморона, сетуют на нашу генетическую неспособность выдавливать из себя раба…

Собирая историческую шелуху от мифов древнего «энциклопедиста» Нестора до современных историков-либералов, они все убогие результаты своей деятельности объясняют нерадивостью наших предков, их рабской покорностью, их ленью, мздоимством, воровской лихостью... Короче говоря, нет у нас (и не прибудет в ближайшие 200-300 лет) европейской самодисциплины, трудолюбия и прочих, только у них прижившихся добродетелей. Но главное, как заявляют наши власть предержащие, установить правильный вектор. Что они и сделали. И что им позволяет на вопрос: ну, как дела, отвечать: dum casta.

Но больше уныния и грусти вызывают у меня речи Президента. Некоторые его суждения можно квалифицировать словами одного героя Д.Гранина из «Искателей»: «отважная бессмыслица». Такое складывается впечатление, что он совершенно не прислушивается к своим экспертам.

Ну вот, например, недавно где-то в Московской области встретившие Президента представители районной власти пожаловались на развалившееся заводское хозяйство. Президент, не дослушав до конца жалобные речи, тут же директивно откликнулся причинно-следственной связью. Производственные мощности сокращаются из-за отсутствия токарей-слесарей. Необходимо в районе организовать ПТУ и наладить выпуск токарей.

Токари сразу (как следствие) оживят и даже восстановят производство…

А если бы подмосковные аборигены пожаловались на разложившееся транспортное хозяйство…,то…, следуя президентской логике, надо срочно открывать курсы повышения квалификации ямщиков…

Ну как можно всерьез связывать современное производство со специальностью «токарь»? Уже в 70-е годы прошлого столетия специалисты – производственники были уверены на 100%, что «токарь» - отжившая профессия. Даже на наших заводах (особенно в ВПК) к тому времени прочно обосновались станки с ЧПУ (числовым программным управлением), роботы, подававшие заготовки, обрабатывающие центры. И обслуживали эти станки операторы. Кстати, средний ученик после 10-го класса средней школы за 2-3 месяца обучения на станке с ЧПУ мог выполнять работы по 4-5 разряду токаря - универсала. Но, естественно, для этого необходима высокая техническая подготовка всего производства. Нужны современные инженеры – технологи, инженеры – конструкторы, кроме всего прочего, обладающие способностью программного кодирования соответствующего оборудования.

Еще один пример «отважного высказывания»: Президент (опять всерьез) дает указание своим чиновникам на внедрение информационных систем управления. Но ведь это, то же самое, что назначить Неда Лудда со своими ребятами – луддитами отвечать за автоматизацию ткацкого производства. Как говорят в народе: чтобы движение угробить, его нужно возглавить. Результаты видны невооруженным взглядом: в Заксобрании до сих пор не приступили к объединению правового и информационного полей; в областных центрах не создаются единые банки данных (недавно промелькнуло сообщение, что В.Аксенову прислали посмертную повестку в налоговый орган; если бы этот орган имел единую базу данных с ЗАГСом, где регистрируют умерших, то родных Аксенова лишний раз не беспокоили… )

Все сетуют на техническую, экономическую, психологическую, даже социальную сложность задачи информатизации ручного труда чиновников.  И нет специалистов, и задачи не формализуются, - тысячи отговорок.  И это как-то воспринимается с пониманием… Что особенно не радует, - на всех уровнях власти и «с пониманием»!

А задача стоит простая: 50% чиновников сократить; остальные 50% перевести в операторы. В тихие скромные операторы, которые должны управлять изменениями в базах данных и совершенно не пересекаться с простым народом, которому всегда что-то надо и который без посредников будет себя обслуживать. Как начал уже это делать в банкоматах.

Вспомните 20-е годы прошлого столетия. С какими грандиозными задачами справился наш народ. Особенно, если принять во внимание его образовательный и технический уровень: еще 10-15 лет назад откручивал гайки с ж\д полотна (Чехов), ездил на заготовку стальной  проволоки с телеграфных столбов (Аверченко), а к началу тридцатых организовался в колхозы, создал МТС и практически перешел на механизированную обработку земли.

В 20-е годы власть не сетовала на свой народ, а действовала в соответствии с реалиями: не может трактор обрабатывать микроскопические делянки – объединим земли; нет пока  в деревнях и селах соответствующего технического персонала – организуем МТС, которой на первых порах будет очень трудно везде успеть, но со временем появятся местные специалисты-механики… (не хочу сейчас вдаваться в подробности, но не мог «середняк» позволить себе трактор; ни с экономической, ни с технической стороны).

Сегодня наша страна находится не в лучшей форме. Информатизация всех уровней управления в стране, создание единых банков данных – одна из первоочередных задач. И нужно действовать решительно и жестко. Вы уже догадались, что губернаторы, депутаты, министры и тем более руководители среднего звена по определению (они - духовные наследники подмастерья Лудда) не смогут решить поставленных задач. Значит, Президенту необходимо организовывать институт Комиссаров, высылать в каждую губернию своего представителя (это хорошо описано у Шолохова в «Поднятой целине») с широкими полномочиями и жесткими сроками, и с контролем исполнения.

Президентскую стратегию на модернизацию по полному праву можно отлить в бронзу: она практически без изъяна. Но тактика…, к сожалению, остается тактикой конного боя. Она обречена на неудачу даже при поверхностном  взгляде.