Голод как разменная монета

На модерации Отложенный

Зерновое соглашение в его нынешнем виде стало вспышкой на сковороде. За год через Босфор было отправлено почти 33 миллиона тонн украинского зерна и растительных масел. В отчаянно бедные страны, такие как Афганистан, Сомали или Йемен, прибыло около четверти из них.

Большая его часть была отправлена в страны с высоким и средним уровнем дохода, в том числе в Китай, Испанию и Турцию. Там, часть зерна перерабатывается, а затем экспортируется в виде муки, макаронных изделий или выпечки в другие страны, в том числе в более бедные страны.

Турецкая экономика извлекает выгоду . Кроме того, каждое грузовое судно должно платить за проход через Босфор. Сборы были резко увеличены в начале зернового соглашения - совпадение или нет - до  четырех долларов США за тонну. Математически это принесло турецкой казне трехзначную миллионную сумму.

Турция могла бы, например, использовать эту сумму для оплаты небольшой части неоплаченных счетов Москве. Ведь Россия отложила требования на миллиарды долларов за поставленный природный газ - и, таким образом, оказала Реджепу Тайипу Эрдогану услугу в избирательной кампании.

Но Эрдогана интересуют не только деньги. Не менее важен политический мотив. Успех был бы равносилен признанию далеко за пределами Турции. Эрдоган хотел бы пожинать плоды своей часто критикуемой политики: флирт с Путиным, с одной стороны, членство в НАТО, с другой. Он поставляет оружие на Украину и взял с собой на переговоры в Россию высшего представителя турецкой оружейной промышленности. 

Эрдоган танцует на канате между Востоком и Западом, между НАТО и Россией, как никто другой. Всякий раз, когда дело наконец доходит до того, чтобы заставить замолчать пушки на Украине - Эрдоган работает над тем, чтобы его нельзя было обойти.

Тем не менее, цель все еще кажется далекой, и турецкий президент еще не привлек к себе внимание как ангел мира. Вспышка на сковороде с начала зернового соглашения - после встречи с Путиным продолжает  в лучшем случае только тлеть. Можно ли его разжечь? Вопрос! До поры до времени великому успеху великого посредника Эрдогана не суждено сбыться. Хотя, прорыв в Сочи был бы особенно полезен для развивающихся стран.