Иван Ильин: Украина сама предаст себя на разграбление и завоевание

На модерации Отложенный                             




9 апреля 1883 года в Москве родился Иван Ильин, пожалуй, крупнейший русский философ ХХ века. Будущий философ появился на свет в дворянской семье, его отец служил адвокатом Московской судебной палаты, а также занимал выборные должности в местном самоуправлении Рязанской губернии, где находилось его имение. Иван был третьим сыном в большой русской семье, жившей по обычаям старины. Современники вспоминали об отце философа Александре Ильине, как о типичном русском барине, очень добром и внимательном к нуждам простого народа. Мать Ильина – русская немка Каролина фон Штадион, также происходила из дворянского рода, но полностью русифицировалась и даже приняла православие. Порой его принимали за немца, тем более что Ильин отличался педантичностью в повседневной жизни. При этом он был настоящим полиглотом, прекрасно владел французским, латинским, греческим и старославянским языками.

После окончания гимназии с отличием Иван поступил на юридический факультет Московского университета, чтобы продолжить дело отца. Но за время обучения увлекся философией и в итоге стал специализироваться именно в этой науке, а не в правоведении. Интересный факт, в юности Ильин, как и многие его сверстники, заразился революционной идеологией, но, столкнувшись лицом к лицу «со страдальцами за народ», очень быстро пересмотрел взгляды и стал убежденным консерватором. За время обучения Ильин подготовил целый ряд работ по философии, исследуя Канта, Шеллинга, Фихте и Аристотеля. Уже в это время Ильин обратил внимание на марксизм, получавший все большее влияние в революционной среде России, став одним из первых его критиков с глубоко научной точки зрения. Когда в 1909 году вышла единственная философская работа Владимира Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», Ильин тут же откликнулся на нее разгромной рецензией.

Ильин еще в начале ХХ века обратил внимание, что Ленин в своей работе прибегает к полемическому методу, популярному в наши дни в интернете. Излагая взгляды своих оппонентов, Ленин осознанно упрощает их, после чего старательно ниспровергает то, что сам же и придумал. Не остался незамеченным и фирменный ленинский стиль политического хама. «Литературная развязность здесь порой доходит до геркулесовых столбов и иногда переходит в прямое издевательство над элементарными требованиями приличия… а превращение фамилий своих противников в нарицательные клички является далеко еще не худшим приемом в полемике», - отмечал Ильин.

Нетрудно понять, с каким чувством русский философ встретил большевистский переворот 1917 года. Он никогда не скрывал своих взглядов и открыто высказывался против новых властей. Уже весной 1918 года Ильин был арестован. Но популярного в университете профессора освободили по требованию студентов и преподавателей. К 1922 году Ильин побывал в застенках шесть раз, последний арест грозил смертью – непримиримый философ так раздражал большевиков, что был без «лишних» формальностей приговорен к смерти. Но к тому моменту оказалось, что число приговорённых учёных с мировыми именами — философов, историков, социологов, экономистов — шло уже на сотни. Власти решили, что для имиджа советского режима будет выгоднее не казнить, а выслать из страны ученых, которые и составили знаменитый «философский пароход». В их числе, к счастью, оказался Иван Ильин, который затем обосновался в Берлине, где продолжил научную деятельность в стенах Русского научного института.

Отношения с нацистским режимом у философа тоже не сложились. Уже в 1934 году Ильин потерял работу, а в 1938 году, преследуемый гестапо, бежал из Германии, перебравшись в Швейцарию, где прожил до конца жизни, оставаясь одним из самых влиятельных русских философов. В наши дни в левых кругах очень любят считать Ильина сторонником нацистов, но подумайте, как можно выдвигать такие обвинения человеку, одна из программных статей которого называется «Германия – главный национальный враг России».

Особый интерес представляет отношение философа к Украине и украинскому сепаратизму.

Из его статьи «Расчленителям России».

«У национальной России есть враги. Их не надо называть по именам, ибо мы знаем их, и они знают сами себя. Они появились не со вчерашнего дня, и дела их всем известны из истории. Для одних национальная Россия слишком велика, народ её кажется им слишком многочисленным, намерения и планы её кажутся им тревожно-загадочными и, вероятно, «завоевательными», и самое «единство» её представляется им угрозой. Малое государство часто боится большого соседа, особенно такого, страна которого расположена слишком близко, язык которого чужд и непонятен и культура которого инородна и своеобразна. Это противники - в силу слабости, опасения и неосведомлённости. Другие видят в национальной России - соперника, правда, ни в чём и никак не посягающего на их достояние, но «могущего однажды захотеть посягнуть» на него или слишком успешным мореплаванием, или сближением с восточными странами, или же торговой конкуренцией! Это недоброхоты - по морскому и торговому соперничеству.

Есть и такие, которые сами одержимы завоевательными намерениями и промышленной завистью: им завидно, что у русского соседа большие пространства и естественные богатства; и вот они пытаются уверить себя и других, что русский народ принадлежит к низшей, полуварварской расе, что он является не более чем «историческим навозом» и что «сам бог» предназначил его для завоевания, покорения и исчезновения с лица земли. Это враги - из зависти, жадности и властолюбия. Но есть и давние религиозные недруги, не находящие себе покоя оттого, что русский народ упорствует в своей «схизме» или «ереси», не приемлет «истины» и «покорности» и не поддается церковному поглощению.

А так как крестовые походы против него невозможны и на костер его не взведёшь, то остаётся одно: повергнуть его в глубочайшую смуту, разложение и бедствия, которые и будут для него или «спасительным чистилищем», или же «железной метлой», выметающей Православие в мусорную яму истории. Это недруги - из фанатизма и церковного властолюбия. Наконец, есть и такие, которые не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» - безбожие, под видом «республики» - покорность закулисным мановениям и под видом «федерации» - национальное обезличие.

Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, да ещё в исторически-мировом масштабе. Не умно ждать от неприятелей - доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением. Им нужна Россия безвольная, погружённая в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчленённая, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что её "благо" - в распадении.

Но единая Россия им не нужна.

Одни думают, что Россия, расколовшаяся на множество маленьких государств (например, по числу этнических групп или подгрупп!), перестанет висеть вечной угрозой над своими "беззащитными" европейскими и азиатскими соседями. Это выговаривается иногда открыто. И ещё недавно, в тридцатых годах, один соседний дипломат уверял нас, что такое саморасчленение «бывшей России» по этническим группам будто бы уже подготовлено подпольными переговорами за последние годы и начнется немедленно после падения большевиков. Другие уверены, что раздробленная Россия сойдет со сцены в качестве опасного, - торгового, морского и имперского, - конкурента, а затем можно будет создать себе превосходные "рынки" (или рыночки) и среди маленьких народов, столь отзывчивых на иностранную валюту и на дипломатическую интригу.

Есть и такие, которые считают, что первою жертвою явится политически и стратегически бессильная Украина, которая будет в благоприятный момент легко оккупирована и аннексирована с запада; а за нею быстро созреет для завоевания и Кавказ, раздробленный на 23 маленькие и вечно враждующие между собой республики. Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от всероссийского расчленения: во множестве маленьких «демократических республик» воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, "первенствующее" исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии, и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит. Для этого уже готовится целая куча искушённых пропагандистов и вороха неправдивой литературы.

Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения

Гораздо менее понятно и естественно, что эту идею расчленения, обессиления и, в сущности, ликвидации исторически-национальной России ныне стали выговаривать люди, родившиеся и выросшие под её крылом, обязанные ей всем прошлым своего народа и своих личных предков, всем своим душевным укладом и своей культурой (поскольку она вообще им присуща). Голоса этих людей иногда звучат просто слепым и наивным политическим доктринёрством, ибо они, видите ли, остались "верны" своему «идеалу федеративной республики», а если их доктрина для России не подходяща, то тем хуже для России. Но иногда эти голоса, как ни страшно сказать, проникнуты сущей ненавистью к исконной исторически сложившейся России, и формулы, произносимые ими, звучат безответственной клеветой на нее. Замечательно, что суждения этих последних писателей, по существу своему, очень близки к той «украинской пропаганде», которая десятилетиями культивировалась и оплачивалась в парниках германского милитаризма и ныне продолжает выговаривать свою программу с вящим ожесточением
».

А вот его статья «Основы борьбы за национальную Россию» 1938 года.

«Украина признается наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишенное реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство. Отделившись, это государство предает само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета на востоке при таком расчленении. Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России.

В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства. Россия переложит свой центр на Урал, соберет все свои огромные силы, разовьет свою технику, найдет себе могучих союзников и будет бороться до тех пор, пока не подорвет в конец и навсегда мощь расчленяющей державы. Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История еще не сказала своего последнего слова
»