О важном. Что значит мыслить?

На модерации Отложенный

Парадоксальность ответа на данный вопрос состоит в том, что зачастую сами так называемые «учителя правильного мышления» не умеют мыслить сами, пребывая в полном невежестве и заблуждении относительно того, что значит правильно мыслить, а что – нет. Поэтому, если кто-то с умным выражением лица, и с умными словечками пытается убедить вас, что он может научить вас правильному мышлению – не верьте ему, и если сразу не пошлёте его куда подальше, то отнеситесь к нему скептически. Собственно, именно из этого – сомнения, начинается то, что называется мышлением. Мышление начинается с критического отношения к любой информации, из сомнения в ее истинности и достоверности. На веру могут восприниматься только научные аксиомы, подтверждённые опытами и практикой, или религиозные истины, не поддающиеся научным методам исследования. 

     Итак, мышление начинается с сомнений, критического отношения к любой информации. Но это только первый шаг. Следующий шаг состоит в поиске альтернативных источников информации, их сравнении с официальным, общепризнанным источником информации. Дальше дело за беспристрастным, непредвзятым логическим анализом, сопоставлением разных фактов из разных источников, и за оценкой степени достоверности каждого из них. А главное – за их соответствие объективным фактам и обстоятельствам. После того, как был найден единственно надёжный, отвечающий всем требованиям научной верификации, источник информации, в работу включается механизм установления причинно-следственных связей. С последующим выстраиванием логических цепочек, переходов и умозаключений.

 Как видим, на первый взгляд все предельно просто: все подвергай сомнению, критическому анализу, изучению альтернативных источников, и дальше дело техники. В действительности не все так просто. Зачастую бывает, что в выборе самого надёжного, объективного источника информации не все так однозначно: эти источники тоже могут быть противоречивыми, страдать однобокостью или предвзятостью. То есть трудности мышления связаны также с «отделением плевел от зёрен».

А это не всем мыслящим людям под силу, многим мешают политические, религиозные, культурные и иные взгляды и пристрастия. Нельзя исключать и чисто человеческий, эмоциональный фактор, превращающий мыслительный процесс в тенденциозный и предвзятый. По этой причине не всякий интеллектуальный продукт можно отнести к образцу мыслительного акта. Это касается, как обыденного общения между людьми, так и разного рода публичных дискуссий, популярных телешоу и т.п. Если кому-то и кажется, что все, кто производит какие-либо вербальные акты – мыслит, тот глубоко ошибается. Нельзя смешивать публицистические и пропагандистские нарративы и месседжи с законченным мыслительным продуктом. Все эти «пламенные речи», которые мы слышим, например, от тех же спикеров на политических телешоу – это всего лишь оценочные суждения и мнения, не подкреплённые убедительными фактами и аргументами. Не говоря уже о том, что красиво и уверенно говорить, и излагать свои мысли –  не значит мыслить и стремиться к истине. Кто, и чтобы там не говорил, но мышление «любит кабинетную тишину». Только спокойный, размеренный и глубокий анализ, имеющий своей целью познание истины, а не исполнение иной прихоти, не связанной с непредвзятой научной добросовестностью и честностью, способен дать на выходе объективный результат.