10 стыдных вопросов о деньгах: отвечает финансист Павел Комаровский

На модерации Отложенный

В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.

На этот раз мы поговорили с экономистом и автором канала RationalAnswer Павлом Комаровским. Вы узнаете, как перестать жить от зарплаты до зарплаты и почему ипотека — это хорошо.

1. Почему в принципе доллар растёт, а остальные валюты под него подстраиваются?

Доллар — это глобальная резервная валюта. В нём производится большая часть интернациональных платежей, и он накапливается центральными банками других стран в валютных резервах.

Доллар США впервые стал важной международной резервной валютой в 1920‑х годах, потому что почти не пострадал из‑за Первой мировой войны, а Штаты в тот период получили приток золота от непосредственно участвовавших в войне стран. После Второй мировой, опять же не затронувшей территорию США, американская экономика окончательно стала самой сильной и стабильной в мире. И во время действия Бреттон‑Вудского соглашения (1944–1976 годы) доллар прочно укрепился на пьедестале основной мировой резервной валюты.

Государства по всему миру стремятся хранить свои резервы в американских долговых ценных бумагах, так как, во‑первых, этот рынок наиболее объёмен — в него можно быстро и эффективно вкладывать миллиарды долларов. А во‑вторых, в сравнении с долгом остальных стран, госдолг США всё-таки выглядит наиболее надёжным: в учебниках по финансам такие вложения даже принято называть безрисковыми.

Обменный курс доллара, как и любой другой валюты, складывается в первую очередь из соотношения спроса и предложения.

Спрос на доллар, например, растёт, если на мировом рынке все хотят покупать всё больше товаров именно за эту валюту. Или если инвесторы массово стремятся вкладываться именно в долларовые ценные бумаги. В этом случае доллар будет укрепляться. Предложение здесь тоже играет роль: например, если Федеральная резервная система США начнёт наращивать объём долларовой денежной массы слишком быстро, то это может привести к ослаблению доллара.

Точно и надёжно предугадать будущую динамику обменного курса практически невозможно. Даже профессиональные экономисты и биржевые аналитики со своими прогнозами попадают впросак чаще, чем угадывают, — не говоря уже об обычных людях.

2. Стоит ли брать кредиты или это зло?

Потребительский кредит — это когда денег нет, но очень хочется поехать в отпуск, купить новый телефон или что‑то ещё. То есть, грубо говоря, взять чужие деньги и их просто потратить. Это по большей части всё же зло.

Первое правило здорового отношения к финансам гласит: нужно иметь подушку безопасности, которая в случае непредвиденных обстоятельств позволит вам и вашей семье прожить без доходов несколько месяцев, а то и год.

А потребительские кредиты несут противоположную идею: мало того, что у вас нет отложенных денег, так вы ещё и влезаете в долги.

Если речь идёт о кредитных картах, то беспроцентные льготные периоды выглядят красиво на бумаге — но стоит немного не рассчитать и пропустить хотя бы один платёж, как с вас начнут требовать возврат по максимальной процентной ставке.

Если злоупотреблять кредитами, очень легко попасть в долговую яму: это ситуация, когда большая часть вашей зарплаты уходит на погашение кредитов, а их объём из‑за постоянно капающих процентов при этом не уменьшается.

3. А ипотека тоже зло?

Нет, это совсем другое дело. Полученные от ипотечного кредита деньги человек не просто тратит на текущие расходы, а инвестирует в недвижимость. А недвижимость — это всё же актив. Как правило, в долгосрочной перспективе цены на недвижимость растут плюс‑минус со скоростью инфляции. При этом собственная квартира ещё и приносит доход от сдачи в аренду. А если вы живёте в ней сами, этот доход выражается в экономии затрат на съём жилья.

Получается, ипотечный кредит обычно берут не для его траты, а наоборот — с целью накопления. К тому же это тот вид кредита, который даётся под наименьшую ставку, особенно если есть какие‑либо льготные ипотечные программы

В России сам формат ипотечного кредита — один из самых выгодных в мире.

Вы можете зафиксировать ставку кредита на 30 лет вперёд, а дальше действовать по обстоятельствам. Если ставка процента в экономике пойдёт резко вверх, а такое в России случается нередко, то можно «лишние» деньги вместо досрочного гашения ипотеки складывать на банковский депозит с доходностью выше кредитной ставки. Если же ставка процента внезапно сильно снизится, всегда можно рефинансировать ипотеку под пониженную текущую ставку.

Другое дело, что многие психологически не очень хорошо переносят долг, который над ними висит, и стремятся как можно быстрее от него избавиться. Но в целом долгосрочная посильная ипотека под не очень большую ставку — это нормальный инструмент, который вполне могут использовать финансово грамотные люди.

4. Можно ли реально разбогатеть на криптовалюте?

Криптовалюта прочно вошла в популярную культуру за последние лет 7. Очень упрощённо её можно считать децентрализованной базой данных, которая позволяет незнакомым друг с другом людям совершать между собой финансовые операции напрямую, без привлечения каких‑либо традиционных посредников вроде банков.

По мере развития мировой финансовой системы её прозрачность всё время повышается. Банки начинают с пристрастием проверять любые переводы, а также требуют от своих клиентов регулярно доказывать «чистоту» их денег. Это нравится не всем, ведь критерии таких проверок не всегда адекватны. Крипта как раз позволяет решить эту проблему: раз банки не участвуют в проведении криптопереводов, то и спрашивать их мнение не надо.

Минус криптовалюты в том, что никто толком не знает, сколько та или иная монета должна на самом деле стоить.

Поэтому стоимость монет легко может колебаться на десятки процентов в день в зависимости от спроса, предложения и настроения масс.

Хотя для кого‑то это не минус, а как раз плюс: есть немало людей, которые в своё время разбогатели на скачках курсов криптовалют. Чаще всего речь идёт о тех, кому повезло много лет назад вложиться за бесценок в крипту и не продавать её, пока она не подросла в сотни раз. Второй вариант — это те, кто участвовал в строительстве финансовых пирамид в ходе бума ICO (первоначального выпуска монет) в 2017 году: по сути, они собирали с людей миллионы долларов под пустые фантазии без каких‑либо обязательств по возврату вложений.

Но полагать, что криптовалюта вам поможет легко разбогатеть сейчас, — это скорее самообман. А если вам кто‑то активно пытается продать идею такого лёгкого заработка — то это уже банальный развод на деньги.

Конечно, курс криптовалюты может расти в будущем. Я считаю, что на горизонте следующих 3–5 лет базовые монеты вроде биткоина или эфира вполне могут увеличиться в цене в пару‑тройку раз. Но повторение исторических рекордов, когда цена биткоина легко могла повыситься в 100 раз за несколько лет, уже невозможно.

Одно дело, когда в 100 раз увеличивается монета со стартовой капитализацией в 1 млрд долларов. И совсем другое, когда рыночная капитализация биткоина уже находится на уровне около 0,5 трлн долларов — от такой базы вряд ли будет разумным ожидать повторения роста ещё в сотню раз на обозримом горизонте.

5. Что такое цифровой рубль и стоит ли им пользоваться?

В 2023 году Центробанк РФ запустил пилотный проект по тестированию цифрового рубля — электронной валюты, которой скоро смогут пользоваться россияне. Это ещё одна форма денежных средств в России наряду с наличными и безналичными деньгами.

На мой взгляд, цифровой рубль — это такая странная химера, попытка склеить идею криптовалюты с государственным контролем. Если основной плюс криптовалюты в том, что её база данных не зависит от банков и правительств, то цифровой рубль — это такая же электронная база данных, но под полным контролем Банка России. По сути, Центробанк в реальном времени сможет видеть, кто кому и за что заплатил. При желании ЦБ сможет напрямую заблокировать любые платежи или электронные кошельки, а также встроить в них специальные смарт‑контракты — чтобы свои цифровые рубли вы могли потратить не на что угодно, а только на то, что кажется достойной целью приобретения с точки зрения государства.

Обычные безналичные рубли гуляют по банковским счетам, и ЦБ, чтобы получить информацию о финансовых операциях конкретного человека, надо сделать запрос в банки и получить информацию от них.

С цифровыми рублями этих лишних действий можно избежать: вся база данных по таким рублям будет находиться под прямым контролем Банка России.

В качестве плюсов ЦБ сейчас продвигает идею бесплатных перечислений цифровых рублей между кошельками физлиц, а также сниженную по сравнению с банковскими картами плату за эквайринг — это сделает продажу товаров и услуг за цифровые рубли более выгодной для бизнеса.

Но, на мой взгляд, для большинства людей эти плюсы не выглядят сильно стимулирующими. Поэтому мне кажется, что правительство рано или поздно начнёт более активно подталкивать людей к переходу на цифровой рубль — особенно в бюджетных сферах.

6. Во что вложить деньги, чтобы они приносили хороший доход и не обесценились?

Обычно, задавая этот вопрос, многие хотят узнать, куда вложиться сроком на год, чтобы получить высокую доходность, но при этом гарантированно не потерять деньги. К сожалению, чудес в финансах не бывает: на короткие сроки подходящим инструментом, как правило, оказывается банковский вклад, ставка доходности по которому чаще всего не очень высокая. Акции, недвижимость и другие активы с более высокой ожидаемой доходностью — это уже долгосрочные вложения, задумываться о которых стоит, если вы готовы рассматривать горизонт инвестирования от пяти лет.

А вот если у вас уже есть финансовая подушка безопасности, а сверх неё накоплен солидный капитал, который вы готовы инвестировать, тогда имеет смысл думать о долгосрочных вложениях. Для таких инвестиций имеет значение в первую очередь не номинальная доходность, а реальная — за вычетом инфляции. И если выбирать варианты вложений через эту призму, то кажущиеся многим надёжными активы оказываются не такими уж безопасными.

Например, любимое многими золото достигло пика цен в 1980 году, а потом начало падать и с поправкой на долларовую инфляцию не восстановилось из просадки до сих пор, спустя более чем 40 лет. Похожая ситуация со сверхнадёжными облигациями США: с учётом скачка инфляции в 1940‑х они просаживались на 60% и более, а для полного восстановления им понадобилось аж 50 лет!

В общем, в современном мире практически нет активов, которые сами по себе гарантировали бы не только сохранение капитала, но и его прирост быстрее темпов инфляции.

Всё, что может сделать разумный инвестор, — это составить диверсифицированный портфель из акций и облигаций (кто‑то также склонен добавлять к нему немного драгоценных металлов). История показывает, что такое распределение активов позволяет в среднем получить наиболее адекватное соотношение доходности и риска на долгосрочном горизонте.

Надо понимать, что с таким портфелем в каждый конкретный год вы вряд ли окажетесь самым доходным инвестором, ведь в отдельные годы вперёд по доходности вырывается то один, то другой вид активов. Но, с другой стороны, и самым неудачливым инвестором вы тоже точно не станете — а на длинных горизонтах это важно.

7. Можно ли накопить себе на пенсию?

Мечтами о накоплении на пенсию грезят многие. Если говорить абстрактно, то это, конечно, вполне возможно. Достигнуть такой цели смогут те, кто откладывает существенную часть своего дохода и вкладывает эти деньги во что‑то, что долгосрочно приносит высокую доходность. Для этого неплохо обладать способностью контролировать свои расходы: очередную прибавку к зарплате не направлять целиком на повышение уровня потребления, а в значительной степени пускать на сбережения и инвестиции.

Но на практике это актуально в первую очередь для тех, чьи доходы сильно выше среднего.

Подавляющее большинство россиян живёт от зарплаты до зарплаты — в этом случае важно сначала накопить хотя бы финансовую подушку. Но даже эта, более простая задача оказывается для многих неподъёмной.

Второй нюанс заключаются в том, что долгосрочные накопления имеют смысл в странах, где экономика и финансовая система стабильны. В России каждые 10–20 лет происходят достаточно существенные финансовые потрясения, которые зачастую приводят к потере или обесцениванию накоплений у широких народных масс. С учётом этого многие придерживаются философии «лучше потрачу сегодня, чем буду откладывать на прекрасное завтра». Лично мне такой подход не сильно близок, но откуда растут его корни, я прекрасно понимаю.

В общем, простых и работающих для всех сразу советов тут, к сожалению, быть не может.

8. Что делать, если денег едва хватает до следующей зарплаты?

Волшебного рецепта тут нет. В этой ситуации нужно стараться хоть сколько‑нибудь откладывать каждый месяц, используя самые базовые инструменты вроде вклада в надёжном банке. Про всякие акции и другие ценные бумаги при этом думать ещё рано.

Конечно, людям с внушительным доходом откладывать гораздо легче — для них это значит пожертвовать, например, какими‑нибудь необязательными развлечениями. А для людей с низкими доходами сберечь деньги — это зачастую отказать себе в каких‑то жизненно важных вещах. Печальный парадокс здесь заключается в том, что именно таким людям в первую очередь и нужна финансовая подушка: ведь если их небольшой доход вдруг пропадёт, то встанет вопрос о выживании.

Даже небольшая финансовая подушка позволит чуть выдохнуть и перестать переживать о том, будут ли на следующей неделе деньги для покупки еды.

А дальше уже стоит задуматься о том, чтобы больше вкладываться в своё развитие. Ведь самый верный путь к финансовой обеспеченности — это повышение квалификации и поиск работы получше.

Поэтому людям, которым не хватает дохода, стоит думать не о выборе наиболее чудесных высокодоходных способов что‑то куда‑то проинвестировать и разбогатеть, а о том, как начать больше зарабатывать. Возможно, для этого придётся сменить место работы, переехать или даже поменять специальность.

9. Как работает инфляция? Почему нельзя просто напечатать больше денег?

Инфляция — это рост общего среднего уровня цен на товары и услуги. При этом отдельные товары могут заметно дорожать, другие — дешеветь, а третьи — вообще не меняться в цене.

Как ни странно, подход «‎давайте просто напечатаем больше денег и раздадим людям» разные страны периодически применяют, и нередко он даже неплохо работает. Например, в 2020 году по всему миру наступила пандемия ковида и остановились целые отрасли — многие люди ожидали, что это окажет разрушительное воздействие на экономику. Но в США просто напечатали гигантское количество денег и влили в экономику — так что губительной рецессии удалось избежать, большой просадки не случилось.

Но тут есть и обратная сторона: если Центральный банк печатает много денег и раздаёт населению, то люди начинают их активно тратить. Платёжеспособный спрос населения увеличивается, и цены из‑за этого тоже начинают идти вверх — поскольку производители не могут сразу удовлетворить выросший спрос. Так что спасение экономики от пандемии с помощью вливания денег в итоге дало отложенный эффект: в 2022 году инфляция в США вплотную приближалась к 10%, что для развитых стран довольно нетипично. Сейчас она снижается, но всё ещё остаётся выше среднеисторического уровня.

Вообще, экономисты считают, что полностью искоренять инфляцию не стоит.

Оптимальный её уровень для стимулирования развития экономики — это примерно 2–3% годовых. Но ещё важнее, чтобы уровень инфляции был стабильным, а не колебался резко вверх‑вниз: потребители и предприятия должны иметь разумную возможность строить планы на будущее.

10. К чему привязан золотовалютный запас государства? Может ли он кончиться?

Золотовалютные резервы — это та же финансовая подушка безопасности, но уже на уровне целого государства. В те периоды, когда дела идут хорошо, собирается много налогов, а доходов у бюджета больше, чем расходов, государства аккумулируют дополнительные средства в некой кубышке. Она нужна для того, чтобы потом, в сложные годы, эти средства доставать и пускать на свои нужды.

И так же, как у обычных людей, у государства возникает вопрос: а где эти средства хранить, чтобы они не потерялись и не обесценились? И тут у него не такой большой выбор.

Чаще всего государства хранят свои резервы либо в золоте, либо в валюте. Но это не значит, что где‑то в сейфах лежат наличные доллары.

Это значит, что страны вкладываются в государственный долг другой страны — то есть покупают её ценные бумаги. Например, государственные облигации США сейчас приносят неплохой доход, на уровне выше 5% годовых — это выгоднее, чем просто так держать валюту без доходности.

Государства обычно раскладывают свой резерв по разным валютам в зависимости от того, каким странам они доверяют больше и какая валюта им, скорее всего, понадобится в большем объёме. Мы говорили, что доллар сейчас — это главная валюта мировой торговли и инвестирования капитала, поэтому многие страны отводят на него существенную часть своих резервов. Следом идёт евро.

Важным фактором для формирования государственных золотовалютных резервов сейчас стала ещё и санкционная обстановка. Если страна выбирает, в валюту какого государства наиболее надёжно вложить свою кубышку, то риск ввода взаимных санкций будет выступать сдерживающим фактором.