"…не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого"

На модерации Отложенный

  Такой знаток человеческих пороков как Данте Алигьери считает, что в основе порочности человека лежит его природная любовь к духовному Началу, направленная на чуждые ей вещи, врожденное любвеобилие. Однако, на мой взгляд, вопрос о сущности пороков сводится не только к вопросу о том, наделен ли данный человек природной любовью, но и к вопросу о том, в какой мере наделен он ею. Горький пьяница, отпетый наркоман, завзятый сладострастник – все это люди из числа отмеченных печатью природной любви, которая в атмосфере богоотступничества и материализма устремляется, естественно, к земным вещам. А не могут остановиться они потому, что…не вполне обуяны страстью, в противном случае им пришлось бы очень скоро в ней разочароваться. Также и просто самолюбивый никогда не станет смиренным. Смиренным, даже потрясающе смиренным способен стать не просто самолюбивый, а бешено самолюбивый.

Драгоценное извлекают из ничтожного…

  Что же получается : хорошим можно стать, только предварительно побывав плохим ?.. Обычно так и происходит. Важно, чтобы это происходило естественно и в какой-то степени неосознанно, т.е. в молодые годы. А для зрелого возраста больше подходит другой ход мыслей : человек и так плох. Зачем ему дополнительно, искусственно пачкаться ? В том-то и дело, что избежать усовершенствования через грех можно исключительно с помощью Бога.

Молитва «Отче наш» заканчивается просьбой, которую мало кто понимает : «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Смысл этих слов таков : хотя обычно от лукавого избавляются посредством лукавого же, т.е. через искушение, тем не менее, Боже, избавь нас от него без его участия.