Барыга с шестом или барыга с гитарой — никакой разницы…

На модерации Отложенный

Авторское скептическое отношение как к богеме, так и к спортивным функционерам сложилось не сплетнями в интернете и не баснями приятелей. Увы, это личный опыт. А он никогда не бывает приятным.

Так, автору довелось пару лет работать в спортивной школе, точнее в муниципальной ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа). Объяснять все перипетии и делопроизводство я не стану, но укажу, что в спортшколах были в те времена группы СС (спортивного совершенствования) и ВСМ (высшего спортивного мастерства). В таких группах тренируются уже далеко не дети, в лучшем случае — студенты с соответствующим спортивным разрядом. И была практика переводить их на должность спортсменов-инструкторов с полагающимся окладом, кстати.

Как-то раз мне прикомандировали такого инструктора в качестве рабсилы на очередное городское мероприятие, чтобы тягать тяжеленые стенды было веселее. И мы разговорились. К моему удивлению, спортсмен был буквально возмущён наличием таких видов, как парусный спорт, в нашей школе.

Парень с разрядом КМС по борьбе искренне не понимал, на кой чёрт сдались всякие виды спорта, которые в практическом плане ничего не приносят. Вот борьба — это отлично, можно кому-нибудь бока намять. Вот футбол тоже прикольно — и зрелищно, и деньги огромные. А остальное просто пустая трата времени…

Сначала я просто растерялся, так как сам занимался спортом и имею разряд по тяжёлой атлетике, а потому честно воспринимал принцип «сitius, altius, fortius» и относился к коллегам с однозначным уважением. Но позже я понял, что передо мной продукт современности — мелкобуржуазный барыга, уж простите меня за этот сленг, но из песни слов не выкинешь. Да, ему не было и 25 лет, но для полуфабриката не имеет значения возраст, так как его уже произвели.

С тех пор я перестал спорить с подобными персонажами, и уж тем более я перестал кого-либо корить принципами олимпизма, который, как мы все видим, сдох. Граждане зарабатывают деньги, и немалые деньги, а потому вопрос состоит лишь в ностальгическом восприятии данных персон обществом, которое, к сожалению, до сих пор видит в них оплот морали и нравственности.

Номинальные герои?

В попытке сохранить нажитое за границей «непосильным трудом» Елена Исинбаева много наговорила, но более всего меня заинтересовала фраза «живу там, где работаю», не считая её «номинального» звания офицера с далеко не «номинальной» зарплатой. После этого обвинять и пытаться стыдить данную особь понятием предательство — полнейшая глупость. Но и на этом повелительница шеста и финансов не остановилась.

Так, Елена сделала очередное одиозное заявление: «Я читала дело Родченкова, доклад Макларена. Готова подписаться под каждым словом. Нас пичкали таблетками, напитками, уколами. Я отказалась брать на себя этот грех».

Конечно, граждане, не страдающие синдромом рыбки гуппи, сразу припомнили ей её же недавние слова о том, что дело Родченкова банально политизировано и конкретных доказательств употребления допинга на самом деле нет. Но в ракурсе информационного потока, когда новости идут нон-стоп, это уже не возымело должного эффекта.

Елена Исинбаева, «патриотка» места

Тем более не стоит забывать, что наши внезапные «пацифисты» никогда в одиночку в саванне не пасутся. Они носятся стадом, чтобы голодный лев довольствовался случайно отставшими от стада особями. И Елена, естественно, не исключение.

В её спортивном табуне кого только нет. Недавно отчалила в Италию волейболистка Екатерина Антропова, которую тут же подобрали итальянские спортивные функционеры и даже выдали паспорт. Гораздо раньше покинула Россию пловчиха Анастасия Кирпичникова, которая, дабы сразу получить верительные грамоты для добычи длинного рубля, назвала Францию настоящим «домом» и заявила, что не жалеет о покинутой России. В общем, недостатка в отвлекающих внимание персонажах, чей вой будет использован и как информационный шум прикрытия, и как некая политическая позиция, нет.

Кстати, отличным прикрытием работают и наши богемные бегунки. Вон, Лайма Вайкуле, кормилица всея Руси, как мы помним, какой информационно громкий «фестиваль» провела. Конечно, по попавшим в сеть видео и фото мероприятие больше напоминало какую-то попойку в заштатном караоке-клубе в антураже загородного кабака эдак годов из «нулевых». Но ведь в современном мире post-truth («постправда») это неважно, а важен эффект, сколоченный в СМИ.

Так формируется определённый идеологический плацдарм. С одной стороны, он позволяет прикрыть чисто шкурный интерес некими «оппозиционными» взглядами, за которыми, правда, то и дело маячат зарубежные счета и недвижимость. С другой стороны, это дарит перспективу кормления уже из бюджета западных стран, так как, положа руку на сердце, большинство бегунков непосредственно в профессии никому и даром не нужны, их судьба говорящей головы а-ля Солженицын 2.0.

Мадам, я вас «обедал»? Так, а где же танец?

На этом цветастом фоне проскочило весьма характерное и показательное заявление Татьяны Анатольевны Тарасовой, заслуженного тренера СССР, воспитавшего не одного олимпийского чемпиона. По всем канонам барышня старой школы, но…

После того как Исинбаева начала открывать миру всё новые свои «оппозиционные» взгляды, а прессинг со стороны МОК только усилился, в Государственной думе зазвучали призывы в принципе покинуть международный комитет. И для любого адекватного человека этот призыв понятен. Ведь МОК мутировал в чиновничью конторку, раздающую звания и места и по политическим, и по гендерным причинам, но никак не по спортивным.

Так вот, тренер Тарасова в ответ на предложение заявила: «Депутаты пусть сами у себя разбираются, им есть о чем подумать. Пускай о стране думают. Конечно, Россия является частью олимпийского движения. Мы были в олимпийском движении, есть и будем».

Татьяна Тарасова

И сделано было это резкое и даже отчасти рыночно-хамское заявление вдогонку не менее резкому заявлению президента Олимпийского комитета России (ОКР) Станислава Позднякова: «Отдельным бестолковым депутатам, которые в последние месяцы неожиданно для себя увлеклись олимпийским движением и его будущим, хорошо бы иногда вспоминать классику и не подавать, как говорил булгаковский профессор Преображенский, советы космического масштаба и космической же глупости в вопросах, в которых они совершенно некомпетентны».

Нет, разумеется, здесь ситуация, когда на фотографии видны уши фотографа. Ну уж совсем ярко видна собственная карьерная и финансовая заинтересованность. У кого-то чиновничье кресло уж слишком мягкое, у кого-то, к примеру, дачка не достроена или автомобиль прошлогодний. И ещё раз напомню, что весь популизм, коим полируют свою верность МОКу доморощенные деятели, яйца выеденного не стоит. В современной сборке МОК не содействует развитию массового спорта в России, не повышает уровень отечественных спортсменов, только «веселит» карман приобщённых граждан.

То есть, кажется, причины просты, как мычание. Мол, и без флага, и без гимна, но выступать будем — нам денежки нужны. Но где скрываются глубинные причины такого поведения? Как люди старой школы, маскируя свою корысть демагогией, дошли до базарной наглости?

Одних купить, других развратить…

В 2013 году на экраны вышла китайская драма режиссёра Цзя Чжанкэ «Прикосновение греха».

В ней Цзя очень жёстко препарирует глобализацию, проникающую под кожу китайского общества и разрушающую его. Фильм тяжёлый и соткан из четырёх новелл, а главные герои становятся жертвами зарождающейся индустрии развлечений западного плана, увеличения роли крупных предпринимателей и т. д.

Конечно, экстраполировать эту картину на создавшееся положение в России, когда богема с шестом и богема с микрофоном бегут на Запад, не забывая дать гейзер известной субстанции в сторону Родины, было бы не совсем верно, зато крайне красноречиво.

Но если взглянуть на карьеру, к примеру, той же Татьяны Тарасовой, то само словосочетание «прикосновение греха» просто заиграет новыми красками. Как известно, откровенное моральное растление стартовало в 90-е годы, и первый «удар» пришёлся по богеме. Можно вспомнить вой Лии Ахеджаковой «раздавить красно-коричневую гадину», у которой актриса годами кормилась.

«Царь Борис» и «придворные» артисты

Можно долго перечислять ту богемную стаю, которая обслуживала интересы Бориса Ельцина в залихватском концертном чёсе. Ох, не зря с ностальгией многие певцы и подпевалы вспоминают «святые 90-е». Какие фантастические, в сравнении с недавним советским прошлым, конечно, деньги тогда они зарабатывали!

Ныне фрондёрствующий Юрий Шевчук давным-давно раскрыл суммы, которыми соблазняла ельцинско-американская команда наших «независимых» творцов: «Мне звонили из Кремля и предлагали за участие в туре в поддержку Ельцина 120 тысяч долларов».

Юрий Шевчук и «реформатор»

Забавно, но как раз в 90-х годах госпожа Тарасова вошла в ряды богемы со всем спортивным азартом. Она сначала организовала собственный ледовый театр, а после и вовсе выступила медийным лицом на «Первом канале» во время всех этих плясок на льду. На этих шоу отличить Тарасову от богемы было уже невозможно — рядом красовались Ингеборга Дапкунайте и Чулпан Хаматова, ныне покинувшие Россию.

Кстати, и Исинбаева принимала участие в съёмках многочисленных шоу, в том числе и на очередном ледовом непотребстве под названием «Ледниковый период». Снималась она и в рекламе и вообще развернула бурную медийную деятельность. Именно тогда, видимо, дама и осознала пользу информационного круговорота, у которого очень короткая память, зато солидный кошелёк.

При этом стоит отдельно указать, что наша спортивно-богемная элитка всегда была склонна к некой закрытой корпоративности. С народом эта группа не пересекалась, а в какой-то момент эта кастовость и вовсе породила презрение к соотечественникам. А от презрения до ненависти даже не шаг — это закономерное продолжение.

Конечно, старые испытания медными трубами тоже никто не отменял, и в каждом случае моральное падение имеет свои нюансы. Прямо как у Толстого: «Все счастливые люди счастливы одинаково, а каждый несчастный человек несчастен по-своему». Поэтому и впадение в прелесть у каждого имеет свои нюансы, но базис глобализации с её гедонизмом и прозападным взглядом стандартен.

«И когда я думал, что завязал, они снова затащили меня обратно…»

Насаждение западом своего образа жизни, который заключается в полном принятии их «ценностей», полном подчинении и непременной «оппозиции» к собственным традициям и самому родному народу, процесс последовательный, системный, глубокий и идёт по широкому фронту. Даже правило, по которому успешность и интеллект рассчитывают в наличных деньгах, пришёл именно с запада и был забетонирован в 90-х накрепко.

Также стоит вспомнить приписываемое бывшему министру образования и науки Российской Федерации Андрею Фурсенко высказывание: «Сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».

Конечно, Фурсенко долго открещивался от него, но насколько же оно показательно и прекрасно укладывается в парадигму воспитания и выращивания наших бегунков!

Можно ещё вспомнить бытовые аспекты «святых 90-х», когда любое пойло с Запада с цветастой этикеткой на непонятном языке сметалось с полок. Сметается и сейчас. А как нам замечательно продали грошовую экзотику на макароны под брендом «спагетти болоньезе» и вызывающую множество вопросов рыбу под модой на роллы?

В 90-х росли коллекции алюминиевых банок с таким содержимым, что уже не удивляешься подозрениям на гастрит. Рядом с этим помойным натюрмортом валялись пачки Marlboro и Camel, многие из которых втихаря набивались отечественными сигаретами, чтобы позже использовать заветную пачку как наживку при знакомстве с барышнями. И это только бытовые последствия и признаки, не считая кинематограф, убогую сцену и лидеров мнений, которые со страниц журналов и экранов телевизора делились своей любовью к Парижу (Лондону, Барселоне…).

И никого не волнует, что в Париже в пригородах орудуют шариатские патрули, а улицы пахнут мочой, а не Chanel. В Лондоне в двух шагах от Трафальгарской площади носятся крысы размером с кошку. Ну, а Барселону лихорадит от взрыва суверенитета строптивых каталонцев. Но мейнстрим и всё тот же информационный шум подавляют реальность, тем самым порождая увечных моральных уродцев. А некоторые товарищи, приобщившись к западным «ценностям», и вовсе уродуют себя физически, отрезая чего-нибудь ненужное ниже пояса.

И эта искусственность никуда не делась. Прививка 90-х не работает. Это видно на каждом шагу. К примеру, недавно мой друг позвал меня в новое кафе своих приятелей. Я сразу напрягся, так как посещаю только пару старых заведений, которые ещё не пали жертвой унифицированных до пустоты головы дизайнеров а-ля IKEA и не заигрывают с модой.

С порога мы оказались в центре «чемпионата по Beer pong», ещё одно времяпрепровождение, слитое нам с Запада. В общем, вечер обещал стать тяжёлым. Но это было только начало. Стены кафе были украшены видами пабов Лондона, где никто из хозяев явно не бывал, антураж напоминал шоурум из мебельного торгового центра для молодёжи, а декоративные элементы отдавали буквально пластиковой безвкусицей.

И вот я открыл меню и… пропал. Севиче, буратта с томатами, бургер с соусом айоли, табуле с киноа, салат с кейлом, салат с авокадо и цитрусовым дрессингом… Наконец, мне показалось, что нашёл спасение — пельмени. Но и тут оказалась очередная рекламно-трендовая уловка. Пельмени шли в сопровождении топпинга. Я заговорщицки осведомился у друга, что это за дрянь такая загадочная. Но чтобы не показаться несведущим он бросил — «добавка»… Кстати, добавка с рекламным названием «топпинг» оказалась… сметаной.

Спасла меня только барная карта, но уже через минуту зал взорвался овациями — чествовали «чемпиона» по «Beer pong». Приз в виде пары литров «крафтового пива» наш атлет мог получить только после вступления в группу данного кабака «В контакте». Автор обхватил голову руками, чтобы кровь из ушей не забрызгала столик.

Нет, я не ханжа, не моралист, но с юности чувствителен к фальши и искусственности. А в тот момент передо мной разыгрывался настоящий синтетический карнавал инициации информированных потребителей и будущих или уже состоявшихся барыг. Вот поздравляли суррогатного чемпиона, которого, кажется, чуть подташнивало от выпитого, а где-то на кухне раскидывали по пиалам топпинг, то есть сметану. За такой многогранной ширмой можно скрыть что угодно, даже внутреннюю пустоту.

Потому я и не обвиняю Исинбаевых, Вайкуле и прочих в предательстве. Духовный вакуум предавать не умеет, а вот тело требует денег… Вопрос лишь в том, зачем нам содержать эти «тела»?

 

Сергей Монастырёв