Евгений Ясин о ЖКХ, ЕГЭ и экономике
В конце июня в Москве, на семинаре Клуба региональной журналистики, организованном Консультативной рабочей группой Комиссии при Президенте РФ по модернизации, экс-министр экономики России, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин поделился своим мнением о сегодняшней ситуации в России. Говорил об образовании, коммунальных тарифах и экономике в целом. Я предлагаю читателям Гайдпарка познакомиться с некоторыми суждениями Евгения Григорьевича. Конспектировал я, к сожалению, недостаточно активно. Пишу, что особо запомнилось.
О ЖКХ
Реально ситуация выглядит так. После кризиса 1998 года цены не росли – тарифы были заморожены. Через 4 года их сначала «отпустили», затем вообще «сорвали резьбу». Сейчас в процентном соотношении тарифы на коммунальные услуги выше, чем позволяют доходы населения. Мотивируется это тем, что нужно выровнять внутренние и внешние цены на газ. Но если прикинуть и подсчитать, по моему мнению, тарифы выше, чем могли бы быть.
В большинстве регионов – сговор между властями, управляющими и строительными компаниями. Тарифы растут теми же темпами, что и цены на нефть. Конечно, цены на газ внутри страны повышать надо. Но вместе с тем «Газпром» мог бы и поумерить свои аппетиты. Повторюсь, главная причина необоснованно высоких тарифов – монополия и сговор, неравноконкурентные условия.
О ЕГЭ
В английском Уэльсе система, подобная нашему ЕГЭ, была введена более 100 лет назад. Ее ругают до сих пор. И это нормально. Исследования внутри России показали, что соотношение противников и приверженцев ЕГЭ – 50 на 50. Люди в нашей стране боятся всего нового, боятся государства. Им проще сразу сказать «нет!» новшеству, чем принять его. Они уверены, что бы государство не делало, будет только хуже. Так вот этот традиционализм нужно забыть, бороться с ним. Мы все-таки часть мировой экономики. А ее будущее зависит от качества образования.
Сдача экзамена в виде теста – метод, проверенный и одобренный самыми передовыми странами.
Да, сейчас ЕГЭ в России – центр всенародного гнева. Все считают, что коррупция только выросла. Это потому, что у нас дикая страна. Каждый хочет хапнуть. А тут – лазейка закрылась. И представление у тех же педагогов-взяточников сложилось такое: «Если теперь не хапну я, значит, хапнет кто-то другой!» На самом деле коррупция в образовании снизилась. Раньше о ней просто не говорили, замалчивали. А сейчас каждый факт взяточничества – достояние общественности.
Об экономике в целом
Сейчас Россия находится в «вилке». С одной стороны – развитые страны, от которых мы очень сильно отстаем во всех планах. С другой – развивающиеся.
Развитые страны опережают нас в инновациях, развивающиеся выигрывают в дешевой рабочей силе. Мы – посередине. Инноваций у нас нет, а зарплаты высокие. Если рост производительности в России будет выше, чем в других странах, то мы сократим разрыв с развитыми странами. И можно будет сказать, что процесс модернизации у нас идет. Если нет, то – увы. Наш путь – к странам третьего мира.
У нас низкая деловая активность. Это сильно тормозит развитие страны. Самый резкий подъем экономики был в 2000 году. С тех пор мы скатились обратно. Почему у нас низкая деловая активность? В начале нулевых отобрали бизнес у ЮКОСа, сейчас – у Чичваркина. Поэтому российские бизнесмены вместе с капиталом «потекли» из страны. Им здесь неуютно, страшно.
Вот мы уже лет двадцать говорим о необходимости вступления России в ВТО. Но этого, как и всего нового, народ боится. А надо просто признать, что в торговле мы пользуемся теми же правилами, что и все. И вступать в ВТО надо! Мы от этого только выиграем. Без ВТО ни о какой модернизации экономики не может быть и речи.
Комментарии