Где находится Аллах ?

На модерации Отложенный

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословления Его посланнику, Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними с искренностью и знанием.

А затем:

Пояснение дозволенности постановки вопроса "где?", в отношении Аллаха Всевышнего, и опровержение на тех, кто запрещает это.

§ Указание Сунны на позволительность вопроса "где?", в отношении Аллаха Всевышнего.

Из доказательств Ахлю-Сунны валь-Джамаата (приверженцев Сунны и единой общины) на подтверждение Возвышенности Аллаха Всевышнего Сущностью Его над Своими творениями, это прямое указание выраженное вопросом в отношении Аллаха Всевышнего в форме: "где?".

Приводит Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) в своем "Сахихе" от Муавии ибн Хакама ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "Еще, у меня была служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот, однажды, она взошла (на возвышенность и увидела), как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я шлепнул ее по лицу и пришел (с этим известием) к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: "Тогда я сделаю ее свободной!" Он сказал: "Приведи ее ко мне". Я привел ее к нему и он спросил ее: "Где Аллах?" Она ответила: "На небе". Он спросил: "Кто я?" Она ответила: "Ты - Посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее на свободу, ведь она верующая". Номер хадиса 537.

Это прямое и ясное доказательство на дозволенность постановки вопроса "где?", в отношении Аллаха Всевышнего, и дозволенность ответа на этот вопрос словами: "На небесах", а также то, что это указывает на наличие веры в Аллаха, так как в ответе выражается некоторое знание о Аллахе Всевышнем, а именно утверждение о Его Возвышенности над творениями и что Он на небесах.

Салафы (Сахабы, Табиины и Имамы) были единогласны во мнении о позволительности задавать вопрос "Где?" в отношении Аллаха Всевышнего, и в обязательности ответа, описывающего Аллаха Всевышнего на небесах. Так же они выражали свое осуждение тем, кто запрещал это, а что еще более страшно, они считали запрещение подобного вопроса, наглым опровержением и упреком посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и отверганием Возвышенности Аллаха Свят Он и Превыше всего (Всевышний).
А слова Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, абсолютно достаточны и говорят сами за себя, хвала Аллаху, и в них неопровержимый и убедительный довод тем, кто не дозволяет подобный вопрос и ответ.

§ Высказывания некоторых Салафов указывающие на дозволенность постановки вопроса "где?", в отношении Аллаха Всевышнего.

АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах).

Сахабий, двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал: "Размышляйте о чем угодно но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине между седьмым небом и Курсием семь тысячь светов (В книге Ибн Кудамы "Исбат Улув" говорится "семь тысячь лет"), а Он над всем этим". Приводит Ибн Кудама в "Исбат Улув" стр.34, а также Байхаки в "Асмау ва сифат" стр 420.

Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: "Когда Аллах беседовал с Мусой, был возглас в небесах и Аллах был в небесах". "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр 53.

Имам Абу Ханифа

Сказал: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”». “аль-Фикх аль-Абсат”, стр. 46. Подобные высказывания также передаются от шейх аль-Ислама Ибн Таймийи в “Маджму аль-Фатава” 5/48, Ибн аль-Каййима в “Иджтим’а Джуйуш Исламия” стр. 139, Захаби в “’Улув” стр. 101-102, Ибн Кудамы в “’Улув” стр. 116, Ибн Аби аль-‘Изз бин Абд ас-Саляма в “Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа” стр. 301.

На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?”, – Абу Ханифа ответил: “Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься”. “Аль-Асма ва ас-Сыфат”, стр.429.

АбдуЛлах ибн Мубарак
Имам ‘АбдуЛлах ибн Мубарак аль-Марвази, Имам Факих Хурасана, Великий Алим, муджахид, ученик таких Имамов как Суфьян Соври, Имам Малик родился 118 умер 182 году. Читайте о нем в "Хулятул Авлия" 8/162.

Сказал: "Мы знаем нашего Господа, таковым, что Он Над семью небесами над Аршем (Троном) Вознесся, явен (отделен) от творений Своих, и мы не говорим как говорят джахмиты".

Так же известны другие слова, подобные вышеприведенным его словам: Спросили Ибн Мубарака: "Как нам познать Господа нашего?" Он ответил: "На седьмом небе, на Арше Своем, и не скажем мы как говорят джахмиты". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр 25, а так же Имам ад-Дарими в "Опровежении джахмитов" стр. 272; Ибн Кудама в "Исбат сифати ‘Улув" стр 48; Байхаки в "Асма’у ва сифат" стр.427.

Сулейман ибн Тархан ат-Тейми абу аль-Му’тамар аль-Басри

Имам Басры в свое время: ‘Али ибн Мадини (Имам, учитель Имама Бухари говорил: "От него передается около 200 хадосов". Шу’аба говорил: "Я не видел более правдивого чем Сулейман ат-Тейми, да смилуется над ним Аллах, когда он рассказывал хадис от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он даже менялся в цвете лица. Ахмад ибн Ханбаль, говорил, что он "сикьа" (достоен доверия), умер он в возрасте 97 лет, в 143 г. по Хиджре. Читайте о нем в "Сияр А’лям ан-нубаля" 6/195-202 и "Джарх ва т’адиль" 4/124.

Передает Садка: "Я слышал ат-Тейми говорил: "Если меня спросят "где Аллах?" Свят Он и Высочайш. То я скажу: "На небесах". Если меня спросят: "А где был Его Трон до создания небес?". То я скажу: "Над водой". А если спросят меня: "А где был Трон до создания воды?". Я отвечу: "Не знаю".

Дополнил эти слова Имам Бухари: "И это в соответствии со Словами Аллаха: " Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает". Сура Бакара 255 аят, т.е. кроме того, что поведано (Аллахом)". Приводится у Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 42. Так же у Имама Захаби в "’Улув" стр. 130, у Имама Ляликаи "Шарх усул И’тикьад" том 3/401.

‘Али ибн А’сим

Шейх Имама Ахмада, родился в Васате в 105 году, жил в Багдаде, был занимал высокое место среди всех Мухаддисов. Читайте о нем в книге "Джарх ва т’адиль" Ибн Аби Хатима 3/198, а так же в "Тарих Багдад" 11/446-456.

Сказал: "Предостерегите (всех) от Мариси и его единомышленников, поистине их разговоры ведут к "зандакье"(отвратительной ереси). Я раговаривал с их учителем Джахмом (Джахм ибн Сафван), так он даже не подтверждает что на небесах есть Бог". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад"стр 28, а также Ибн Каийим Джавзия в "Иджтима’а джуюшь исламия" стр. 217.

‘АбдуЛлах ибн Мухаммад аль-Ансари аль-Харавий
Шейхуль-Ислам, Хафиз, Абу Исма’ил, Имам Ахлю-Сунна в Харе, умер в 481 году, автор многих книг: "Маназиль Саирин", "аль-Фарук", "Заммуль Калям" и др. Читайте о нем в книгах: "Табакат Ханабиля" 2/247; "А’лям" Заркали.

Сказал о соответствии ашаритских взглядов мнению джахмитов, следующее: "Так послушайте, о обладающие разумом, взгляните что предпочли они (т.е. ашариты) у этих (т.е. джахмитов). Эти (джахмиты) говорят, что Аллах есть повсюду, а эти (ашариты) говорят, что Он не находится в (на) месте, и Он не описывается (задавая вопрос) "Где?". А ведь сказал доводящий (откровения) от Аллаха (имеется ввиду Пророк), обращаясь к рабыне Муавии ибн Хакама, да будет доволен им Аллах: "Где Аллах?". "Заммуль Калям" стр. 135.

Имам Захаби

Имам Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман Захаби аш-Шафии, известнейший мухаддис и знаток истории, автор многотомных произведений по истории, биографий ученых, науки хадиса и др. умер в 748 году.

Сказал после упоминания хадиса о рабыне: "И таким же образом мы видели всех кто был спрошен: "Где Аллах?"; его естество (фитра) опережает и говорит: "Он на небесах". В этом известии для нас два пункта:

· Дозволенность в Шариате для мусульманина спросить: "Где Аллах?"

· Ответ спрашиваемого: "На небесах".

А тот, кто противится этим двум пунктам, тот противится перед избранником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Приводится в книге "Улув" стр.28.

§ Подтверждение этой основы со слов Абу Хасана аль-Ашари

o Абу Хасан аль-Ашари

Основатель ашаритской школы "каляма", в конце жизни вернувшийся к методу Салафов в большинстве вопросов вероубеждений.

Приводится в его книге "Ибана" в главе: Упоминание Возвышения над Аршем (Троном)

“Приводят Ученые, что однажды один мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с рабыней и сказал: "О посланник Аллаха, я хочу освободить ее, искуплением за свою вину, можно ли мне это сделать?" Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: "Где Аллах?", она ответила:"На небесах". Он продолжил: "А кто я?", она ответила: "Ты посланник Аллаха". Сказал после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Освободи ее, поистине она верующая".

Абу Хасан аль-Ашари добавляет: " И это является доказательством на то, что Аллах Всевышний на Арше (Троне) Своем, над небесами". "Ибана" стр.103.

§ Подтверждение этой основы со слов АбдуЛлы ибн Куляба

o АбдуЛлах ибн Куляб

АбдуЛлах ибн Куляб аль-Коттан, один из имамов мутакаллимов, умер примерно в 240 году.

Сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он избранник Аллаха избранный из всех творений, наилучший из созданий, наиболее знающий из них о Аллахе, дозволяет задавание вопроса"Где?", и мало того, обьявляет верным ответ: "На небесах", и за это свидетельствует о вере ответившего. А вот Джахм ибн Сафван и его приспешники, не позволяют вопрос: "Где?", но если бы это было ошибкой, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладающь наибольшим правом, чтоб порицать подобное, и тогда сказал бы ей (рабыне), что; "не следует так отвечать, а то тебе может представиться, что Аллах ограничен (махдуд), и что он находится в (определенном) месте вне места (фи макан дуна макан), однако моим словом будет то, что Он повсюду, что противоположно твоим словам".

Однако нет! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил это, зная что в нем (что несет с собой вопрос и ответ) и что в этом Вера...

Ибн Фаврак комментирует: "И в этих словах он сформулировал некоторые свои взгляды, а именно:

· дозволенность слова: "Где Аллах?", спрашивая о Нем.

· верность ответа: "На небесах".

· это возвращается к "Иджма" (единогласному мнению) Ученых и простых людей".

Приводит Шейх Ибн Теиймия в книгах "Та’аруд ‘акьль маа накьль" стр. 6/193; "Накд тасис" стр. 51-53; "Маджмуа Фатава" 5/319; Ибн Каийим Джавзия в книге "Иджтима джуюшь исламия" стр 282. А так же читайте у Ибн Фаврака в "Макалятах" собраных со слов Ибн Куляба

Мы должны знать, где находится Аллаh, Который создал нас. чтобы обращаться к Нему нашими сердцами, нашими призывами и молитвами. Тот же, кто не знает, где его Господь, ощущает себя потерянным, не ведает, в каком направлении и как должным образом поклоняться.

Расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям является одним из эпитетов Аллаhа, упоминаемых в Коране и достоверных хадисах, наряду с другими эпитетами, такими, как способность видеть, говорить, нисходить и т.д. Идеология салафу-ссалих (праведных предков) и членов Уммы (общины), которая спасется, — людей Сунны и джамаата — заключается в вере в то, о чем сообщил Аллаh в Коране или Его посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) в своих хадисах, не подвергая их образным, аллегорическим толкованиям, отмене или уподоблениям. Сказано в Коране:

«...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий!» (Совет, аят 11).

Поскольку эти эпитеты, в том числе расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям, принадлежат Его сути, то вера в них — обязанность как вера в высшую суть. Поэтому имам Малик (да будет доволен им Аллаh) в ответ на вопрос о значении слов Всевышнего «Милосердный — Он утвердился на троне» (Та ха, аят 5) сказал: «Утвердился — известно [то есть возвысился], а как — неизвестно. Вера в это — обязанность, а вопрос об этом — ересь».

Таким образом, Малик (да смилуется над ним Аллаh) объявляет веру в утверждение Аллаhа на высшем Троне (то есть в возвышение Аллаhа над Троном), обязанностью каждого мусульманина. А вот как это происходит, неизвестно. Это знает только Аллаh.

Каждый, кто отрицает какой-либо из эпитетов Аллаhа, из тех, что утверждены в Коране и в хадисах. в том числе Его абсолютное возвышение и верховенство и то, что Он — на небе, отрицает тем самым аяты и хадисы, подтверждающие эти эпитеты, а также отрицает наличие у Аллаhа этих эпитетов. эпитетов совершенства, верховенства и высшего положения, которыми Он Сам Себя описал и которые нельзя отрицать. Попытки же некоторых более поздних деятелей, подвергшихся влиянию философии, которая оказала негативное воздействие на образ мышления многих мусульман образно толковать аяты и эпитеты, привели их к отрицанию атрибутов совершенства у Аллаhа. Тем самым эти деятели отказались от метода предков, который является — более верным, более научным и более мудрым. В этой связи очень хорошо сказал поэт:

Все добро — в следовании предкам,
Все зло — в новшествах последователей.

Из всего этого можно сделать вывод, что вера в эпитеты Аллаhа, упомянутые в Коране и достоверных хадисах, — обязанность. Не допускается деление эпитетов на те, в которые мы верим, как есть, безоговорочно, и те, которые мы пытаемся образно истолковать. Кто верит, что Аллаh — Слышащий и Видящий, тот не сравнивает Его ни с кем другим, который тоже слышит и видит. Надлежит верить также и в то, что Аллаh находится на небесах (то есть таким образом, который соответствует Его величию, и не похожим ни на кого в Его верховном положении), так как все это — атрибуты совершенства Аллаhа, установленные Самим Аллаhом для Себя в Своем Писании и в словах Своего посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) и поддерживаемые нормальной природой человека и его здравым рассудком.

Нуайм бин Хаммад шейх аль-Бухари сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаhа Его творению, впадает в безбожие, и тот, кто отрицает эпитеты, данные Аллаhом Самому Себе, также впадает в безбожие. В том, как Аллаh описал Самого Себя и как описал Его посланник Его (да благословит его Аллаh и приветствует), нет уподобления». («Шарх аль-акида ат-тахавиййа»).

АЛЛАh — НА АРШЕ (ТРОНЕ)

Драгоценный Коран, достоверные хадисы, здравый ум нормальная человеческая природа подтверждают это.

1. Аллаh Всевышний сказал:

«Милосердный — Он утвердился на Троне». (Та ха, аят 5). (То есть возвысился, как указано у аль-Бухари со ссылкой на некоторых табиунов (поколение, последовавшее за асхабами).

2. Всевышний также сказал:

«Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас...? (Власть, аят 16).

Ибн Аббас сказал: «Как говорится в комментарии Ибн аль-Джаузи, Он — Аллаh».

3. Всевышний также сказал:

«Они боятся своего Господа над ними...» (Пчелы, аят 50).

4. Всевышний также сказал об Исе:

«...Нет, [не убили они его, и не распяли, а] Аллаh вознес его к Себе» (Женщины, аят 158). (То есть поднял его Аллаh на небеса).

5. Всевышний сказал:

«Он — Аллаh в небесах...» [на небесах] (Скот, аят 3).

Ибн Касир в комментарии по поводу этого аята сказал следующее: «Комментаторы согласились в том, что мы не говорим, как это утверждают сторонники ошибочного учения аль-Джахмийа, что Аллаh — везде и в любом месте! Вознесся Аллаh над тем, о чем
говорят, великим превознесением!»

Что же касается слов Всевышнего:

«...И Он с вами, где бы вы ни были...» (Железо, аят 4), то они означают, что Аллаh с нами, со Своим знанием, слышит и видит нас, где бы мы ни были. Это показывают как предыдущие, так и последующие аяты. (Смотри комментарий Ибн Касира).

6. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) поднялся на седьмое небо, где с ним разговаривал Аллаh и возложил обязанность совершать пять намазов в сутки. (Так рассказывают аль-Бухари и Муслим).

7. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:

«Разве вы не доверяете мне — я ведь доверенное лицо того, Кто в небе [на небе]. Он — Аллаh». (Об этом рассказали аль-Бухари и Муслим).

8. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:

«Прощайте тех, кто в земле, и вас простит Тот, Кто в небе» [то есть Аллаh]. (Рассказал ат-Тирмизи и подтвердил хадис как качественный и достоверный).

9. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) однажды спросил одну невольницу:
«Где Аллаh?» «В небе», — ответила она. «А кто я?» — спросил Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). Невольница ответила: «Ты — посланник Аллаhа». «Освободите ее. Она — верующая» — сказал Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). (Рассказал Муслим).

10. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:
«Трон — на воде, а Аллаh — на Троне, и Он знает, чем вы занимаетесь». (Хороший хадис, рассказанный Абу Даудом).

11. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) сказал, когда люди были взволнованы смертью Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Тот, кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад уже умер, а тот, кто поклонялся Аллаhу, поистине.

Аллаh — в небе. Жив, не умрет». (Рассказал ад-Дарими в ответ джахмитам с достоверным иснадом, т.е. цепочкой передатчиков).

12. Спросили как-то Абд Аллаhа бин аль-Мубарака (да будет доволен им Аллаh): «Как мы узнаем нашего Господа?» «Он — над небом, на Арше, отделен от Своих творений» — ответил Абд Аллаh. Это означает, что Аллаh Своей сущностью находится на Арше, Он отделен от Своих созданий, и Он не слит с ними, и не подобен им в Своем возвышении.

13. Четверо имамов-мазхабов единогласны в том, что Аллаh возвышается на Троне, и никто из Его созданий не может уподобиться Ему.

14. Молящийся говорит, падая ниц (делая земной поклон суджуд: «Хвала моему Высшему Господу!» И воздевает свои руки к небу во время молитвы.

15. Дети, когда их спрашивают о том, где Аллаh, отвечают по своей врожденной интуиции: «Он — в небе». (То есть на небе).

16. Нормальный рассудок подтверждает, что Аллаh — на небе. Если бы Он находился везде и в любом месте, то об этом сообщил бы Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует), об этом знали бы и его сподвижники. Ведь следует иметь в виду, что на земле есть места нечистые, грязные, где Аллаh никак не может находиться. Вознесся Аллаh над тем, о чем говорят, великим
превознесением!

17. Утверждение о том, что Аллаh Своей сутью находится с нами везде, позволяет сделать вывод о многочисленности Его сутей, так как мест много.

Учитывая, что суть божества одна, нельзя полагать, что она множественна. Поэтому утверждение, что Аллаh — в любом месте Своей сутью, является неверным. Доказано, что Аллаh — на небе, на Своем Троне, и Он с нами в любом месте Своим знанием о нас.
Он нас слышит и видит, где бы мы находились.

Мухаммад Джамиль Зину
НАСТАВЛЕНИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Мы должны знать, где находится Аллаh, Который создал нас. чтобы обращаться к Нему нашими сердцами, нашими призывами и молитвами. Тот же, кто не знает, где его Господь, ощущает себя потерянным, не ведает, в каком направлении и как должным образом поклоняться.

Расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям является одним из эпитетов Аллаhа, упоминаемых в Коране и достоверных хадисах, наряду с другими эпитетами, такими, как способность видеть, говорить, нисходить и т.д. Идеология салафу-ссалих (праведных предков) и членов Уммы (общины), которая спасется, — людей Сунны и джамаата — заключается в вере в то, о чем сообщил Аллаh в Коране или Его посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) в своих хадисах, не подвергая их образным, аллегорическим толкованиям, отмене или уподоблениям. Сказано в Коране:

«...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий!» (Совет, аят 11).

Поскольку эти эпитеты, в том числе расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям, принадлежат Его сути, то вера в них — обязанность как вера в высшую суть. Поэтому имам Малик (да будет доволен им Аллаh) в ответ на вопрос о значении слов Всевышнего «Милосердный — Он утвердился на троне» (Та ха, аят 5) сказал: «Утвердился — известно [то есть возвысился], а как — неизвестно. Вера в это — обязанность, а вопрос об этом — ересь».

Таким образом, Малик (да смилуется над ним Аллаh) объявляет веру в утверждение Аллаhа на высшем Троне (то есть в возвышение Аллаhа над Троном), обязанностью каждого мусульманина. А вот как это происходит, неизвестно. Это знает только Аллаh.

Каждый, кто отрицает какой-либо из эпитетов Аллаhа, из тех, что утверждены в Коране и в хадисах. в том числе Его абсолютное возвышение и верховенство и то, что Он — на небе, отрицает тем самым аяты и хадисы, подтверждающие эти эпитеты, а также отрицает наличие у Аллаhа этих эпитетов. эпитетов совершенства, верховенства и высшего положения, которыми Он Сам Себя описал и которые нельзя отрицать. Попытки же некоторых более поздних деятелей, подвергшихся влиянию философии, которая оказала негативное воздействие на образ мышления многих мусульман образно толковать аяты и эпитеты, привели их к отрицанию атрибутов совершенства у Аллаhа. Тем самым эти деятели отказались от метода предков, который является — более верным, более научным и более мудрым. В этой связи очень хорошо сказал поэт:

Все добро — в следовании предкам,
Все зло — в новшествах последователей.

Из всего этого можно сделать вывод, что вера в эпитеты Аллаhа, упомянутые в Коране и достоверных хадисах, — обязанность. Не допускается деление эпитетов на те, в которые мы верим, как есть, безоговорочно, и те, которые мы пытаемся образно истолковать. Кто верит, что Аллаh — Слышащий и Видящий, тот не сравнивает Его ни с кем другим, который тоже слышит и видит. Надлежит верить также и в то, что Аллаh находится на небесах (то есть таким образом, который соответствует Его величию, и не похожим ни на кого в Его верховном положении), так как все это — атрибуты совершенства Аллаhа, установленные Самим Аллаhом для Себя в Своем Писании и в словах Своего посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) и поддерживаемые нормальной природой человека и его здравым рассудком.

Нуайм бин Хаммад шейх аль-Бухари сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаhа Его творению, впадает в безбожие, и тот, кто отрицает эпитеты, данные Аллаhом Самому Себе, также впадает в безбожие. В том, как Аллаh описал Самого Себя и как описал Его посланник Его (да благословит его Аллаh и приветствует), нет уподобления». («Шарх аль-акида ат-тахавиййа»).

АЛЛАh — НА АРШЕ (ТРОНЕ)

Драгоценный Коран, достоверные хадисы, здравый ум нормальная человеческая природа подтверждают это.

1. Аллаh Всевышний сказал:

«Милосердный — Он утвердился на Троне». (Та ха, аят 5). (То есть возвысился, как указано у аль-Бухари со ссылкой на некоторых табиунов (поколение, последовавшее за асхабами).

2. Всевышний также сказал:

«Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас...? (Власть, аят 16).

Ибн Аббас сказал: «Как говорится в комментарии Ибн аль-Джаузи, Он — Аллаh».

3. Всевышний также сказал:

«Они боятся своего Господа над ними...» (Пчелы, аят 50).

4. Всевышний также сказал об Исе:

«...Нет, [не убили они его, и не распяли, а] Аллаh вознес его к Себе» (Женщины, аят 158). (То есть поднял его Аллаh на небеса).

5. Всевышний сказал:

«Он — Аллаh в небесах...» [на небесах] (Скот, аят 3).

Ибн Касир в комментарии по поводу этого аята сказал следующее: «Комментаторы согласились в том, что мы не говорим, как это утверждают сторонники ошибочного учения аль-Джахмийа, что Аллаh — везде и в любом месте! Вознесся Аллаh над тем, о чем
говорят, великим превознесением!»

Что же касается слов Всевышнего:

«...И Он с вами, где бы вы ни были...» (Железо, аят 4), то они означают, что Аллаh с нами, со Своим знанием, слышит и видит нас, где бы мы ни были. Это показывают как предыдущие, так и последующие аяты. (Смотри комментарий Ибн Касира).

6. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) поднялся на седьмое небо, где с ним разговаривал Аллаh и возложил обязанность совершать пять намазов в сутки. (Так рассказывают аль-Бухари и Муслим).

7. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:

«Разве вы не доверяете мне — я ведь доверенное лицо того, Кто в небе [на небе]. Он — Аллаh». (Об этом рассказали аль-Бухари и Муслим).

8. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:

«Прощайте тех, кто в земле, и вас простит Тот, Кто в небе» [то есть Аллаh]. (Рассказал ат-Тирмизи и подтвердил хадис как качественный и достоверный).

9. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) однажды спросил одну невольницу:
«Где Аллаh?» «В небе», — ответила она. «А кто я?» — спросил Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). Невольница ответила: «Ты — посланник Аллаhа». «Освободите ее. Она — верующая» — сказал Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). (Рассказал Муслим).

10. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:
«Трон — на воде, а Аллаh — на Троне, и Он знает, чем вы занимаетесь». (Хороший хадис, рассказанный Абу Даудом).

11. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) сказал, когда люди были взволнованы смертью Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Тот, кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад уже умер, а тот, кто поклонялся Аллаhу, поистине. Аллаh — в небе. Жив, не умрет». (Рассказал ад-Дарими в ответ джахмитам с достоверным иснадом, т.е. цепочкой передатчиков).

12. Спросили как-то Абд Аллаhа бин аль-Мубарака (да будет доволен им Аллаh): «Как мы узнаем нашего Господа?» «Он — над небом, на Арше, отделен от Своих творений» — ответил Абд Аллаh. Это означает, что Аллаh Своей сущностью находится на Арше, Он отделен от Своих созданий, и Он не слит с ними, и не подобен им в Своем возвышении.

13. Четверо имамов-мазхабов единогласны в том, что Аллаh возвышается на Троне, и никто из Его созданий не может уподобиться Ему.

14. Молящийся говорит, падая ниц (делая земной поклон суджуд: «Хвала моему Высшему Господу!» И воздевает свои руки к небу во время молитвы.

15. Дети, когда их спрашивают о том, где Аллаh, отвечают по своей врожденной интуиции: «Он — в небе». (То есть на небе).

16. Нормальный рассудок подтверждает, что Аллаh — на небе. Если бы Он находился везде и в любом месте, то об этом сообщил бы Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует), об этом знали бы и его сподвижники. Ведь следует иметь в виду, что на земле есть места нечистые, грязные, где Аллаh никак не может находиться. Вознесся Аллаh над тем, о чем говорят, великим
превознесением!

17. Утверждение о том, что Аллаh Своей сутью находится с нами везде, позволяет сделать вывод о многочисленности Его сутей, так как мест много.

Учитывая, что суть божества одна, нельзя полагать, что она множественна. Поэтому утверждение, что Аллаh — в любом месте Своей сутью, является неверным. Доказано, что Аллаh — на небе, на Своем Троне, и Он с нами в любом месте Своим знанием о нас.
Он нас слышит и видит, где бы мы находились.

Мухаммад Джамиль Зину
НАСТАВЛЕНИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Мы должны знать, где находится Аллаh, Который создал нас. чтобы обращаться к Нему нашими сердцами, нашими призывами и молитвами. Тот же, кто не знает, где его Господь, ощущает себя потерянным, не ведает, в каком направлении и как должным образом поклоняться.

Расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям является одним из эпитетов Аллаhа, упоминаемых в Коране и достоверных хадисах, наряду с другими эпитетами, такими, как способность видеть, говорить, нисходить и т.д. Идеология салафу-ссалих (праведных предков) и членов Уммы (общины), которая спасется, — людей Сунны и джамаата — заключается в вере в то, о чем сообщил Аллаh в Коране или Его посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) в своих хадисах, не подвергая их образным, аллегорическим толкованиям, отмене или уподоблениям. Сказано в Коране:

«...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий!» (Совет, аят 11).

Поскольку эти эпитеты, в том числе расположение Аллаhа выше по отношению к своим творениям, принадлежат Его сути, то вера в них — обязанность как вера в высшую суть. Поэтому имам Малик (да будет доволен им Аллаh) в ответ на вопрос о значении слов Всевышнего «Милосердный — Он утвердился на троне» (Та ха, аят 5) сказал: «Утвердился — известно [то есть возвысился], а как — неизвестно. Вера в это — обязанность, а вопрос об этом — ересь».

Таким образом, Малик (да смилуется над ним Аллаh) объявляет веру в утверждение Аллаhа на высшем Троне (то есть в возвышение Аллаhа над Троном), обязанностью каждого мусульманина. А вот как это происходит, неизвестно. Это знает только Аллаh.

Каждый, кто отрицает какой-либо из эпитетов Аллаhа, из тех, что утверждены в Коране и в хадисах. в том числе Его абсолютное возвышение и верховенство и то, что Он — на небе, отрицает тем самым аяты и хадисы, подтверждающие эти эпитеты, а также отрицает наличие у Аллаhа этих эпитетов. эпитетов совершенства, верховенства и высшего положения, которыми Он Сам Себя описал и которые нельзя отрицать. Попытки же некоторых более поздних деятелей, подвергшихся влиянию философии, которая оказала негативное воздействие на образ мышления многих мусульман образно толковать аяты и эпитеты, привели их к отрицанию атрибутов совершенства у Аллаhа. Тем самым эти деятели отказались от метода предков, который является — более верным, более научным и более мудрым. В этой связи очень хорошо сказал поэт:

Все добро — в следовании предкам,
Все зло — в новшествах последователей.

Из всего этого можно сделать вывод, что вера в эпитеты Аллаhа, упомянутые в Коране и достоверных хадисах, — обязанность. Не допускается деление эпитетов на те, в которые мы верим, как есть, безоговорочно, и те, которые мы пытаемся образно истолковать. Кто верит, что Аллаh — Слышащий и Видящий, тот не сравнивает Его ни с кем другим, который тоже слышит и видит. Надлежит верить также и в то, что Аллаh находится на небесах (то есть таким образом, который соответствует Его величию, и не похожим ни на кого в Его верховном положении), так как все это — атрибуты совершенства Аллаhа, установленные Самим Аллаhом для Себя в Своем Писании и в словах Своего посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) и поддерживаемые нормальной природой человека и его здравым рассудком.

Нуайм бин Хаммад шейх аль-Бухари сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаhа Его творению, впадает в безбожие, и тот, кто отрицает эпитеты, данные Аллаhом Самому Себе, также впадает в безбожие. В том, как Аллаh описал Самого Себя и как описал Его посланник Его (да благословит его Аллаh и приветствует), нет уподобления». («Шарх аль-акида ат-тахавиййа»).

АЛЛАh — НА АРШЕ (ТРОНЕ)

Драгоценный Коран, достоверные хадисы, здравый ум нормальная человеческая природа подтверждают это.

1. Аллаh Всевышний сказал:

«Милосердный — Он утвердился на Троне». (Та ха, аят 5). (То есть возвысился, как указано у аль-Бухари со ссылкой на некоторых табиунов (поколение, последовавшее за асхабами).

2. Всевышний также сказал:

«Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас...? (Власть, аят 16).

Ибн Аббас сказал: «Как говорится в комментарии Ибн аль-Джаузи, Он — Аллаh».

3. Всевышний также сказал:

«Они боятся своего Господа над ними...» (Пчелы, аят 50).

4. Всевышний также сказал об Исе:

«...Нет, [не убили они его, и не распяли, а] Аллаh вознес его к Себе» (Женщины, аят 158). (То есть поднял его Аллаh на небеса).

5. Всевышний сказал:

«Он — Аллаh в небесах...» [на небесах] (Скот, аят 3).

Ибн Касир в комментарии по поводу этого аята сказал следующее: «Комментаторы согласились в том, что мы не говорим, как это утверждают сторонники ошибочного учения аль-Джахмийа, что Аллаh — везде и в любом месте! Вознесся Аллаh над тем, о чем
говорят, великим превознесением!»

Что же касается слов Всевышнего:

«...И Он с вами, где бы вы ни были...» (Железо, аят 4), то они означают, что Аллаh с нами, со Своим знанием, слышит и видит нас, где бы мы ни были. Это показывают как предыдущие, так и последующие аяты. (Смотри комментарий Ибн Касира).

6. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) поднялся на седьмое небо, где с ним разговаривал Аллаh и возложил обязанность совершать пять намазов в сутки. (Так рассказывают аль-Бухари и Муслим).

7. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:

«Разве вы не доверяете мне — я ведь доверенное лицо того, Кто в небе [на небе]. Он — Аллаh». (Об этом рассказали аль-Бухари и Муслим).

8. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:

«Прощайте тех, кто в земле, и вас простит Тот, Кто в небе» [то есть Аллаh]. (Рассказал ат-Тирмизи и подтвердил хадис как качественный и достоверный).

9. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) однажды спросил одну невольницу:
«Где Аллаh?» «В небе», — ответила она. «А кто я?» — спросил Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). Невольница ответила: «Ты — посланник Аллаhа». «Освободите ее. Она — верующая» — сказал Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует). (Рассказал Муслим).

10. Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) также сказал:
«Трон — на воде, а Аллаh — на Троне, и Он знает, чем вы занимаетесь». (Хороший хадис, рассказанный Абу Даудом).

11. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) сказал, когда люди были взволнованы смертью Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Тот, кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад уже умер, а тот, кто поклонялся Аллаhу, поистине. Аллаh — в небе. Жив, не умрет». (Рассказал ад-Дарими в ответ джахмитам с достоверным иснадом, т.е. цепочкой передатчиков).

12. Спросили как-то Абд Аллаhа бин аль-Мубарака (да будет доволен им Аллаh): «Как мы узнаем нашего Господа?» «Он — над небом, на Арше, отделен от Своих творений» — ответил Абд Аллаh. Это означает, что Аллаh Своей сущностью находится на Арше, Он отделен от Своих созданий, и Он не слит с ними, и не подобен им в Своем возвышении.

13. Четверо имамов-мазхабов единогласны в том, что Аллаh возвышается на Троне, и никто из Его созданий не может уподобиться Ему.

14. Молящийся говорит, падая ниц (делая земной поклон суджуд: «Хвала моему Высшему Господу!» И воздевает свои руки к небу во время молитвы.

15. Дети, когда их спрашивают о том, где Аллаh, отвечают по своей врожденной интуиции: «Он — в небе». (То есть на небе).

16. Нормальный рассудок подтверждает, что Аллаh — на небе. Если бы Он находился везде и в любом месте, то об этом сообщил бы Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует), об этом знали бы и его сподвижники. Ведь следует иметь в виду, что на земле есть места нечистые, грязные, где Аллаh никак не может находиться. Вознесся Аллаh над тем, о чем говорят, великим
превознесением!

17. Утверждение о том, что Аллаh Своей сутью находится с нами везде, позволяет сделать вывод о многочисленности Его сутей, так как мест много.

Учитывая, что суть божества одна, нельзя полагать, что она множественна. Поэтому утверждение, что Аллаh — в любом месте Своей сутью, является неверным. Доказано, что Аллаh — на небе, на Своем Троне, и Он с нами в любом месте Своим знанием о нас.
Он нас слышит и видит, где бы мы находились.

Мухаммад Джамиль Зину
НАСТАВЛЕНИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА