«Срам Парижа». Как французы против строительства Эйфелевой башни бунтовали
На модерации
Отложенный
Эйфелева башня является одной из самых известных достопримечательностей на планете.
Она же официально признана самым посещаемым монументом в мире, за проход на территорию которого взымается плата.
Сегодня французы в целом и парижане в частности гордятся своим «гвоздём программы».
Многие из родившихся в Париже ни разу не посещали Эйфелеву башню, как и многие москвичи ни разу не были ни в Кремле, ни в Мавзолее Ленина на Красной площади.
Копии и изображения легендарного сооружения расходятся миллионными тиражами, и в мире практически не осталось людей, которые не знали бы, как выглядит творение архитектора Эйфеля.
Временная конструкция
Изначально вообще не планировалось, что Эйфелева башня останется в Париже навечно.
Она планировалась как сборная-разборная временная конструкция, которая должна была восславить французский конструкторский гений.
Монтаж металлических конструкций Эйфелевой башни, Париж, 18 июля 1887. Фото: www.globallookpress.com
Грандиозное сооружение было построено специально к Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1889 году.
Башня являлась воротами на выставку.
Французы хотели показать, что обычные ворота на выставку могут заставить всю планету замолчать, ведь на тот момент Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире.
Строительство Эйфелевой башни. 1888 год. Фото: www.globallookpress.com
Однако французские власти не учли, что могут столкнуться с проблемами при возведении башни.
Протесты начались уже в тот момент, когда правительство сделало окончательный выбор, отказав нескольким кандидатам и остановившись на проекте известного инженера и архитектора Гюстава Эйфеля.
Им понравилась высокая башня из металла, опирающаяся на четыре громадные «ноги».
Всемирная выставка в Париже в 1889 году. Фото: www.globallookpress.com
Увидев опубликованный в газетах проект и узнав, каких размеров будет монумент, парижане пришли в ужас.
Тут же было написано открытое письмо, под которым поставили свои подписи многие известные жители французской столицы, включая Эмиля Золя, Шарля Гарнье и Александра Дюма-младшего. Они писали:
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».
Многие в тот момент считали, что такое грандиозное сооружение испортит весь вид и просто-таки изуродует город.
Протесты не прекращались на протяжении всего времени строительства башни.
Критики в газетах называли башню: срамом Парижа, самым высоким фонарным столбом в мире, железным монстром, скелетом колокольни, неуклюжим скелетом, недостроенной фабричной трубой, грилем в виде колокольни, решетом в виде свечи и многими другими неприятными эпитетами.
Всемирная выставка 1937 года.
На заднем плане видна Эйфелева башня, слева — немецкий павильон, а справа — русский. Фото: www.globallookpress.com
Больше всех усердствовал известный и авторитетный писатель Ги де Мопассан.
Он просто ненавидел эту «тощую пирамиду из металлических лестниц», этот «громадный уродливый и тощий скелет».
Многие спрашивали его, почему, испытывая такую сильную неприязнь к башне, он каждый день приходит и завтракает в ресторане, расположенном на втором этаже Эйфелевой башни.
Ги каждый раз отвечал, что делает это из эстетических побуждений, ведь ресторан на втором этаже башни — «это единственное место во всём Париже, откуда не видно этого уродства».
Продали на металлолом
Очередная волна ненависти относится к 1925 году, когда башня уже успела значительно поистрепаться и требовала капитального ремонта, который должен был влететь Парижу в копеечку.
Многие утверждали, что цена сноса этой конструкции будет гораздо ниже той, что придётся заплатить за реконструкцию.
Установка освещения на Эйфелевой башне. 1937 год. Фото: www.globallookpress.com
Но на тот момент в народе уже появилось огромное количество поклонников Эйфелевой башни, которую ежегодно посещали миллионы туристов.
Уже далеко не все парижане хотели от неё избавляться. Поэтому шла оживлённая дискуссия, в том числе и в прессе.
Одну из статей об этом и прочитал прибывший в Париж американский авантюрист Виктор Люстиг, родившийся в Чехии.
Он быстро смекнул, как можно заработать на этом споре и на этих слухах о возможном сносе Эйфелевой башни.
Он разослал письмо с приглашением на встречу сразу нескольким представителям металлообрабатывающих компаний.
Подписался же Люстиг как генеральный директор министерства почты и телеграфии, ведь к тому моменту башня уже начала использоваться как радиоантенна.
На встрече Люстиг объявил металлургам, что правительство собирается снести башню и подыскивает компанию, которая сможет выполнить крупный правительственный контракт по переработке металла, из которого изготовлена башня.
Он попросил всех собеседников держать эту информацию в строжайшей тайне, чтобы не вызвать народных протестов.
Фото: www.globallookpress.com
Естественно, такой серьёзный заказ мечтали заполучить все бизнесмены города, хоть как-то связанные с металлообработкой.
Они передали Люстигу записку с ценой, за которую готовы выполнить необходимые работы.
Аферист же выбрал не того, который назвал самую низкую цену, а того, кто выглядел наиболее заинтересованным.
В частном разговоре с ним он намекнул на своё не самое высокое жалование, дав понять, что судьба заказа будет зависеть от «отката».
В ответ на это бизнесмен тут же наличными выдал Люстигу значительную сумму, на чём они ударили по рукам и подписали все бумаги.
После этого Люстиг быстро уехал в Австрию, прихватив денежки, а бизнесмен, естественно, остался ни с чем.
История не получила огласки — вряд ли кто-то захотел бы сам себя позорить, рассказывая, как лопухнулся.
Поэтому Виктор решил провернуть тот же трюк ещё раз.
Но тогда он чуть не попался на афере и вынужден был бежать в США, где его не достали бы.
Комментарии
Из-за этой "уродливой" гигантской французской башни пришлось придумать радио и телевидение, надо же было как-то её использовать.
Теперь этот "монстр" визитная карточка Парижа, и любой турист да и француз не представляет Париж без этой башни.