Уроки истории. Гражданская война в Испании и борьба с "пятой колонной".
На модерации
Отложенный
Всю первую треть 20-го века испанское королевство тряслось и осыпалось. , Король Альфонс XIII уже не мог управлять страной и 14 апреля 1931 года бежал во Францию. Испания стала республикой. На прошедших летом парламентских выборах победили умеренные левые партии.
Новые власти первым делом лишили армию, церковь и аристократов древних привилегий. Народ воспринял это с энтузиазмом, стал делить земли дворян и монастырей, поджигать храмы, убивать священников и монахов. За пять лет страна пережила двадцать правительственных кризисов, попытку правого и левого переворотов.
На парламентских выборах 16 февраля 1936 года с небольшим перевесом победил Народный фронт, объединивший социалистов и коммунистов.
И правые, и левые силы в стране стремительно радикализировались: первые мечтали о фашизме итальянского типа, образцом для вторых служил сталинский социализм.
Самим рабочим, правда, ситуация не представлялась столь радужной. Они хотели хлеба и достойной жизни. Этого Народный фронт им дать не мог. Летом военные решили взять ставшую уже почти неуправляемой Испанию в свои руки. 17−18 июля произошёл военный путч. В большинстве городов он провалился, но часть территории Испании мятежникам удалось взять под контроль. Началась Гражданская война.
Народный фронт при поддержке СССР
В СССР внимательно следили за событиями на Пиренейском полуострове. Естественно, советское правительство поддерживало все революционные начинания Народного фронта. В Испанию двинулись корабли с военной техникой в трюмах и военными специалистами в каютах. Вместе с лётчиками и танкистами в воюющую страну прибыли и сотрудники НКВД, намеревавшиеся поделиться с испанскими коллегами своим немалым опытом борьбы с политическими противниками. Возглавил официальную резидентуру в Испании старший майор НКВД Лейба Фельдбин, перед выездом на Пиренеи взявший псевдоним Александр Орлов. Под этим именем он и вошёл в историю.
Одной из первых крупных акций, предпринятых под руководством Орлова, стали массовые расстрелы близ посёлка Паракуэльос неподалёку от Мадрида в ноябре 1936-го. После неудачной попытки мятежа в испанской столице в городских тюрьмах скопились около восьми тысяч заключённых. Никакого суда не было. Заключённым объявляли, что они приговорены к высылке из столицы, сажали их на грузовики и отвозили к могилам, где расстреливали. Казни начались вечером 7 ноября.
Борьба с пятой колонной
Казни в Паракуэльосе продолжались до конца 1936 года. Точное количество расстрелянных не известно. По разным оценкам, в братские могилы легли от 3 до 12 тысяч человек. Среди них были солдаты, священники и представители самых разных гражданских профессий: адвокаты, философы, издатели, врачи, учителя, футболист клуба «Реал Мадрид» и олимпийский чемпион.
Мемориал в Паракуэльосе. Источник: wikipedia.org
В 1937 году Орлов приступил к более тонкой работе. Он и другие сотрудники НКВД занялись поисками внутренних врагов, проникших в ряды республиканцев. Дела на фронтах шли неважно, и требовалось срочно найти виновных в поражениях.
Абсолютно случайно виноватыми оказались те, кому не очень нравилась сталинская модель социализма, активно продвигаемая руководством Народного фронта.
Франкисты наступали на Мадрид четырьмя колоннами, а отщепенцев, боровшихся против единственно правильного учения, коммунистическая пропаганда объявила вражеской «пятой колонной», угрожавшей Республике с тыла. Для большей убедительности нужно было разоблачить грандиозный анархистко-троцкиский заговор. Анархистов в Испании действительно имелось много, а вот с троцкистами было негусто. Тогда в симпатиях к троцкизму были обвинены члены Объединённой рабочей марксисткой партии. Их лидер Андреу Нин был арестован, но, несмотря на страшные пытки, отказался признаваться в каких бы то ни было связях с Троцким. Задуманный публичный процесс сорвался. 20 июня 1937 года был тайно расстрелян.
Республиканский плакат о борьбе с «пятой колонной». Источник: wikipedia.org
На помощь республиканцам со всех концов Земли прибывали добровольцы, проникнутые модными тогда левыми идеями. Положение дел на фронтах они не изменили, зато их бурлящая среда дала Орлову и его подручным немало возможностей для разоблачения новых заговоров. Например, в симпатиях к Троцкому был обвинён будущий автор антиутопии «1984» Джордж Оруэлл. К счастью для мировой литературы он получил ранение на фронте и покинул Испанию за несколько дней до намеченного ареста. Немало агентов мирового империализма и тайных троцкистов были выявлены Орловым и среди советских военных специалистов. По его оперативным донесениям военспецов отзывали в СССР, где их ждал арест, а затем — лагеря или расстрел.
В июле 1938 года приказ прибыть в Антверпен на борт советского судна получил и сам Орлов. Чекист прекрасно понял, что это означает. Прихватив жену, которая в Испании работала в резидентуре, дочь и 90 тыс. долл. из оперативных средств НКВД, Орлов 13 июля тайно выехал во Францию, откуда тут же отправился за океан. В США он 15 лет скрывался под подложным именем, а затем стал главным разоблачителем сталинского режима.
Знаменитые интербригады отличались крайне низкой боеспособностью, и в конце октября 1938 года их попросту распустили. Помощь СССР так же не могла поправить катастрофическую ситуацию. В марте 1939-го правительство Народного фронта было свергнуто своими же генералами и в апреле франкисты взяли под контроль всю территорию Испании. Страна начала подсчитывать потери.
Наконец диктатор Франко задумался о примирении нации. 1 апреля 1959 года им был торжественно открыт мемориальный комплекс жертвам Гражданской войны «Долина Павших» в 58 км от Мадрида.
По замыслу Франко. там должны были упокоиться убитые с обеих сторон.
До смерти диктатора в 1975 году общественное мнение Испании так и не пришло к однозначной оценке событий Гражданской войны
Комментарии
... тьфу! Какой-то Дмитрий Карасюк несет чушь для малограмотных