Советские военспецы в Испании История и события

На модерации Отложенный

В декабре 2009 года в испанском городе Санта-Крус-де-ла-Сарса был открыт монумент советским летчикам, которые погибли в тех краях в годы Гражданской войны.

В 1936-37 годах в этом городе базировались две эскадрильи советских самолетов, принимавших активное участие в боях на стороне республиканской армии.

В результате боев погибли четыре летчика, они были похоронены на местном кладбище.

«Этих простых русских ребят, которые храбро сражались на фронте и безукоризненно вели себя в быту, очень любили в нашем городе», – сказал мэр города Роман Муньос Санчес.

Из истории нашей страны известно, что в середине 30-х годов в Испанию стремились попасть многие из советских людей, в особенности из числа советской молодежи. Однако это самое стремление было не для того чтобы принять солнечные ванны, где то там, на пляжах типа Менорки или Барселоны, а для того чтобы оказать помощь, братскому испанскому народу сражаясь в рядах республиканской армии против фашизма и мирового капитала.

И это не удивительно, советский народ тогда воспитывался в духе интернационализма и постоянной готовности к отпору многочисленным врагам.

Особенно усиленно советский агитпроп раскручивал тему Испании в начальный период войны. Именно тогда в кинотеатрах перед каждым началом «Трактористов» в обязательном порядки шёл показ новостной кинохроники с испанских фронтов.

Тогда в 36-м казалось, что чуть ли не вся советская страна в едином порыве была готова встать на защиту республиканской Испании. В те годы, пилотка испанского образца с кисточкой стала почти обязательным атрибутом каждого советского пионера.

Однако факты говорят о том, что массовой отправки советских добровольцев в Испанию в те годы оказывается, не было.

В основном велась громкая и активная агитационная пропаганда или как это сейчас называется, масштабная информационная война.

Главным тогда со стороны СССР это было оказание помощи в виде поставок боевой техники и вооружений, которую наша страна оказывала республиканскому правительству практически всю войну, так например, известно что:

«С октября 1936 г. по январь 1939 г. из СССР было поставлено: 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 артиллерийских орудия, 20486 пулеметов, 497813 винтовок (См.: Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1993. С. 68).

Для сравнения отметим, что Италия и Германия поставили Испании в общей сложности 1650 самолетов, 1150 танков и бронемашин, 2630 артиллерийских орудий, 8759 станковых пулеметов, 1426 минометов, более 250 тыс. винтовок, 16720 авиабомб, 1000 тонн взрывчатки (См.: Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери Вооруженных сил. Статистическое исследование. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001. С. 164).»

Что касается советских добровольцев то известно, что их за четыре года войны в Испанию было отправлено не так уж и много, особенно по сравнению с другими странами.

Так из информации опубликованной на форуме Reibert.info «Граждане СССР в Испании. «Добровольцы» и военспецы» известно, что СССР направил в Испанию около 2000 человек.

Из них: 772 летчика, 351 танкист, 222 советника и инструктора различных родов войск, 77 военных моряков и 100 артиллеристов, 52 других военспеца, 130 авиационных инженеров и техников, 156 связистов и радистов и 204 переводчика.

При этом «В Испании никогда не находилось одновременно более 600-800 советских военных специалистов».

Советские военспецы в республиканской армии:

  • 1936 г. — около 100
  • 1937 г. — около 150
  • 1938 г. — более 250
  • 1939 г. — 95

Количество советских летчиков командированных в Испанию:

  • 1936 г. — 311
  • 1937 г. — 276
  • 1938 г. — 183
  • всего — 770

По другим данным не считая летчиков, танкистов и моряков, на стороне Республики с октября 1936 г. по март 1939 г. воевало всего около 4000 других военных специалистов.

Из них погибло и пропало всего 189 человек это (5-6%) от всей численности.

Это были именно советские военные специалисты, из них никто и никогда не служили в знаменитых и общеизвестных во времена СССР — Интербригадах.

На фото Т-26 из состава танковой группы полковника С.Кривошеева, экипажи танков были смешанными, командиры и механики из числа советских спецов


В отличие от СССР, немцы воевать на стороне Франко отправляли тогда тысячи своих военных, так например, известно, что вместе с другими военными советниками и гражданским персоналом численность немцев в Испании никогда не превышала 10 тысяч одновременно.

Немцы отправлялись в Испанию обычно на 6-9-12 месяцев (обычно на 9), и поэтому всего через Испанскую войну их прошло около 26,5 тысяч (включая гражданских), из которых 315 (1,2%) погибло по разным причинам (по боевым — 173).

Еще больше в Испанию на помощь Франко отправил своих «добровольцев» итальянский Дуче, так части итальянского добровольческого корпуса начали прибывать в Испанию уже в декабре 1936. А к концу сосредоточения, в начале марта 1937, он состоял из 4 волонтерских дивизий — одной моторизованной и трех пехотных.

Максимальная численность итальянского добровольческого корпуса в марте 1937 была менее 50 тысяч (включая вспомогательные и тыловые части). Затем численность корпуса только уменьшалась. За все время войны через корпус прошло 70-80 тысяч итальянцев. Из них погибло по боевым и небоевым причинам около 4 тысяч (5%).

На фото итальянские бомбардировщики в небе Испании


Некоторые исследователи данной темы нередко задают вопрос, почему в Монголию в 1939 году оказывать интернациональную помощь, сражаться против японцев СССР направил целую общевойсковую армию, а тут в Западной Европе на помощь испанским республиканцам из СССР армий, почему то не послали, а ограничились хотя и существенной, но все же в основном только военно-технической помощью?



Причина, вероятно в том, что к началу 40-х годов руководство СССР отказалось от своей предыдущей доктрины раздувания так называемого «всемирного революционного пожара» и приняло классическую общепринятую государственную доктрину включавшую в себя, прежде всего защиту непосредственно национальных интересов страны.

Согласно этой новой доктрине, Монголия находилась в зоне непосредственно национальных интересов СССР и поэтому за неё необходимо было сражаться до конца, а Испания, судя по всему было вне зоны этих самых интересов и поэтому в этом регионе Европы советские правители решили ограничиться только распространением своего влияния в виде военно-технической помощи

Кроме этого, Сталин, вероятно, опасался открытого втягивания СССР в испанскую войну ещё и потому, что в дальнейшем все это могло привести к столкновению уже непосредственно с Германией, да и не только с ней.

Вот из за чего такая засекреченность нашего участия в испанской междоусобной войне, связи, с чем якобы был даже отдан категорический приказ, чтобы советские военные специалисты на испанских фронтах «не переступали за линию досягаемости артиллерийского огня».

Эта установка оставалась незыблемой на всем протяжении испанской войны. Непосредственное участие в боях принимали только советские летчики и танкисты, действовавшие под чужими нерусскими именами. Так что многим из них пришлось учить не только испанский, но и французский.

Если боевую технику и вооружения из СССР удавалось перебрасывать морем, то переправку военных специалистов, непосредственно на территорию Испании осуществлять приходилось не так то и просто.

Известно, что переброской людей из Советского Союза в Испанию занималось отделение «X» Разведывательного управления НКО. Использовались, в основном, два пути — сушей через Францию (по железной дороге через Варшаву, Берлин, Париж или Швейцарию) и Средиземным морем до Картахены. Небольшое количество советских военных специалистов попадало в Испанию через Балканские государства или через Африку. Все они снабжались соответствующими документами: «нансеновскими паспортами», паспортами европейских нейтральных государств (Скандинавских стран, Швейцарии) и лимитрофов (Латвии, Литвы, Эстонии, а также Польши и Финляндии). Некоторым советникам, выезжавшим в Испанию, оформлялись визы как дипломатическим курьерам и сотрудникам полпредства, торгпредства и генерального консульства в Барселоне.

К вопросам переброски в Испанию и возвращения обратно в СССР своих военных специалистов советское руководство относилось очень серьезно, в связи с осуществлением данных мероприятий издавались даже специальные отдельные Постановления политбюро ЦК ВКПБ (б), вот отрывок из одного такого постановления:

Постановление политбюро ЦК ВКП(б) «о разрешении обратного въезда в СССР ранее командированных ИККИ в качестве добровольцевв Испанию и ныне находящихся во Франции»

14.02.1939
Строго секретно


99 — О разрешении обратного въезда в СССР ранее командированных ИККИ в качестве добровольцев в Испанию и ныне находящихся во Франции
1. Разрешить обратный въезд в СССР 300 чел., ранее командированных ИККИ в качестве добровольцев в Испанию, ныне находящихся во Франции.
2. Поручить т.т. Берия и Литвинову разрешение всех вопросов, связанных с возвращением указанных в пункте первом товарищей.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 24. Л. 104. Подлинник. Машинопись.
Протокол № 68

В тексте имеется машинописная помета о рассылке: «Выписки посланы: т.т. Димитрову, Берия, Литвинову, Андрееву».

Это не только «Советские граждане», поскольку — ИККИ(ECCI), Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала — орган управления Коминтерна, действовавший в период между его конгрессами.

По прибытию в Испанию, основная часть советского военного персонала выполняла функции советников при республиканских штабах, а также инструкторов или технических специалистов непосредственно в боевых частях.

Хотя СССР по сравнению с той же Германией, отправил не так уж и много своих военных специалистов в помощь к республиканцам, однако это были по настоящему одни из лучших командных, штабных и технических кадров Красной Армии и флота.

На фото Яков Смушкевич, он же генерал Дуглас, старший советник при командующим ВВС и командир группы советских летчиков. Геринг пообещал миллион марок летчику который собьет генерала Дугласа.

Деятельность советских спецов играла тогда по настоящему ведущую роль в армии республиканцев, особенно в вопросах планирования и проведения всех основных боевых операций на протяжении почти всей испанской войны.

Вот наиболее известные советские военные советники времен войны в Испании:

«Советники фронтов и армий: Г.И. Кулик (псев. «генерал Купер», советник председателя обороны Мадридского фронта), Р.Я. Малиновский («полковник Малино» — советник командующего Маневренной армией Арагонского (Восточного) фронта), А.Д. Цюрупа (сотрудник аппарата военного атташе), Чусов ( «Мурилло» — советник при начальнике Генштаба Каталонской армии (отозван в январе 1937 г.), полковник В.А. Фролов (старший советник армии под командованием полковника Косадо, с марта 1938 г. — 5-й армии Восточного фронта), П.С. Курбаткин (советник Восточной армии).»

Многие офицеры, воевавшие в рядах республиканской армии, стали впоследствии видными советскими военачальниками, 59 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Немало участников войны в Испании по возвращении на родину попали под репрессии (Я.К. Берзин, Г.М. Штерн, Я.В. Смушкевич, К.А. Мерецков, В.Е. Горев, Б.М. Симонов, П.В. Рычагов, Е.С. Птухин и др.»

Таким образом, факты говорят о том, что добровольцев-комсомольцев из СССР, участников Гражданской войны в Испании было всего то не более четырех тысяч человек, кто они были эти наши добровольцы в Испании? Люди, действительно реально разделявшие идеи интернационализма или просто военные, добросовестно исполнявшие свой служебный долг?