Конец сталинщины и реформы Маленкова. Наконец крестьяне вздохнули...

На модерации Отложенный                             



При Сталине советская деревня стала объектом жесточайшей эксплуатации. Драконовские налоги на крестьян регулярно повышались, единоличники платили двойной-тройной налог и просто исчезли как существенная прослойка еще в начале 40-х. Каждое деревце, кустик, огородик в приусадебном хозяйстве колхозника облагался налогами по тарифам, рассчитанным отдельно для разных регионов. Эти налоги доводили советское крестьянство до полного разорения, заставляя его резать свой скот, птицу, вырубать плодовые деревья и кустарники. Обложение налогом личных садов и огородов советских граждан началось с 1924г., но не сразу по всей стране. Постановлением СНК РСФСР от 12 июня 1925 г. о порядке обложения единым с/х налогом расширено фактическое применение повышенных норм пересчета для обложения личных садов и огородов. Далее эти нормы об обложении налогом садов и кустарников только расширялись и увеличивались.

Интересно, что нерусские крестьяне при Сталине зарабатывали в несколько раз больше русских:



В 1933-1938 годах каждое личное хозяйство платило в среднем 15-30 рублей налога в год. С началом войны в 1941 году для крестьян была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема (заменена военным налогом в 1942 году, который составлял от 150 до 600 рублей в год с члена хозяйства). В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. Затем этот налог (точнее, нормы доходности) четырежды возрастали в 1947-1948 годах. Следующее увеличение пришлось на 1950 год, а в 1952 году налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов, которые им выплачивались в колхозе за трудодни, причем с этих выплат колхоз брал налоги, поэтому получалось двойное налогообложение. С 1940 года каждый колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники - от 62 до 90 килограммов), в 1948 году норма повысилась до 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год.

Жизнь на селе была очень тяжелой. Бегство из деревни, несмотря на наличие паспортного режима в городах, было массовым явлением в годы сталинщины. Например, только за четыре года - с 1949 по 1953 г.- количество трудоспособных колхозников в колхозах (без учета западных областей) уменьшилось на 3,3 млн. человек. С 1940 по 1956 нищие советские крестьяне согласно Постановления Совнаркома от 2 октября 1940 г. № 1860, были вынуждены еще и платить за обучение своих детей в школах (начиная с 8 класса) и институтах.

Только после смерти Сталина у крестьян появилась надежда на улучшение их тяжелого положения. В стране правил так называемый триумвират в составе Берии, Маленкова и Хрущева. При жизни "великого вождя" все они рьяно проводили его политику (в том числе активно участвовали в сталинских репрессиях), однако, будучи людьми неглупыми, прекрасно понимали необходимость смены курса. В 1953 году низкие сборы зерна снова поставили страну на грань голода и новые лидеры СССР сходились в том, что в сельском хозяйстве необходимы кардинальные реформы. Выступая перед Верховным Советом в июле 1953 года, Георгий Максимилианович Маленков предложил усилить материальное стимулирование труда крестьян.



Уже в марте 1953 г. (видимо, сразу после смерти Сталина) минфин по заданию Маленкова подготовил проект докладной записки о налоговой политике в деревне. На основе расчетов доходности крестьянских хозяйств в соотношении с ростом налогов за 1949-1953 гг. в записке был сделан вывод о возникновении "диспропорции в сторону экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян". Этот вывод был поддержан и обоснован в докладе министра сельского хозяйства и заготовок А. Козлова, направленном Маленкову в июле 1953 г. Этот доклад можно считать первичным документом, который лег в основу как речи Маленкова на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 г., так и речи Хрущева на Пленуме ЦК КПСС через месяц после выступления Маленкова. О многих проблемах российской деревни в докладе сказано впервые: например, о резком снижении за послевоенный период жизненного уровня колхозников, о массовом бегстве из села и т. д. В качестве главного вывода в докладе обосновывался тезис о необходимости делать ставку на материальный интерес крестьянина. Предложения минсельхоза о снижении налогов, норм обязательных поставок сельскохозяйственной продукции и списании задолженности колхозников за прошлые годы впоследствии были оформлены как решения сессии Верховного Совета СССР.

В начале июля 1953-го министр финансов СССР А. Зверев направил Маленкову проект нового закона о сельхозналоге. В докладной записке, в частности, пояснялось: «Средний размер сельхозналога по СССР вырос за 1941-1952 гг. со 198 до 528 рублей (в сопоставимых ценах), то есть в 2,7 раза. Недоимки прошлых лет к июлю 1953 г. составили по сельхозналогу 528 млн. рублей; значительная часть недоимок числилась за семьями вдов и хозяйствами престарелых. …систематическое снижение государственных розничных цен в стране значительно сказалось на доходности колхозов и самих колхозников. …Предлагаю списать колхозные недоимки и заменить действующую систему обложения налогом в этой сфере новой системой по прогрессивным ставкам (в зависимости от размера дохода в каждом хозяйстве). Предусматривающей обложение в твердых ставках с одной сотой гектара участка, находящегося в личном пользовании колхозного двора, рабочих и служащих, единоличных крестьянских хозяйств».

Аналогичное предложение было дважды отвергнуто Сталиным - в 1951 и 1952 годах. Лишь когда Маленков получил реальную власть, данный проект был одобрен.

В августе 1953 г. Маленков, занимая должность предсовмина, на сессии Верховного Совета говорит о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, о повороте экономики лицом к человеку. Под этим углом зрения предлагалось пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой индустрии и промышленности, работающей непосредственно на нужды населения, развернуть социальные программы, включающие развитие жилищного строительства, торговли, здравоохранения и т. д. Особое внимание в докладе Маленкова уделялось обоснованию нового курса в аграрной политике. На той же сессии Верховного Совета был принят новый Закон о сельскохозяйственном налоге от 8.08.1953, в котором исчезло конкретное упоминание о ставках налогообложения личных садов и кустарников. В этом законе подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка.

До 1953 г. сельскохозяйственный налог был построен на принципе прогрессивных ставок, т. е. исчислялся от общей суммы доходов с крестьянского хозяйства по отдельным видам продукции, независимо от размеров хозяйства. В результате наиболее продуктивные хозяйства оказывались в самом невыгодном положении. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения, т. е. с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сельскохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд. руб. в 1952 г. до 4,1 млрд. руб. в 1954 г. После выступления в августе 1953 г. имя Маленкова среди крестьян стало очень популярным. Газету с докладом Маленкова в деревнях зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил: "Вот этот - за нас!", - так написано в одном из писем, направленных в ЦК КПСС. Появились и народная поговорка: "Пришел Маленков - поели блинков!"

С 3 по 7 сентября 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. В повестке дня были следующие вопросы: критика прошлых недостатков, повышение закупочных цен, уменьшение доли обязательных поставок государству, списание долгов колхозов, усиление роли машинно-тракторных станций. Были снижены налоги на приусадебные хозяйства сельских жителей (с 1958 г. их полностью отменили).

В сентябре 1953 было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства. Реформы включали резкое увеличение закупочных цен для колхозов на зерно в 7,4 раза, на мясо в 5,8 раз по сравнению с 1952 г. В течение второй половины 1953 года правительство существенно повысило закупочные цены для крестьян (на мясо - в 5,5 раз, на молоко - в 2 раза); уменьшило обязательные поставки государству. Если принять средние закупочные цены 1952 года за 100%, то в 1956 году они составили 251%, а в 1954 - 207%.

Государство обязалось само оплачивать доставку зерна в закрома государства. Прошлые долги колхозов государству списывались. Рыночные налоги тоже снижались. В 1954 г. налоги были уменьшены на 60% по сравнению с 1952 г. Было решено ликвидировать существовавшую в сталинский период зависимость налогов от наличия собственности, от того, чем ты владеешь. Ведь за каждое плодовое дерево приходилось платить определенную сумму вне зависимости от урожая, а с курицы полагалось определенное количество яиц, даже если курица не неслась. У крестьян, наконец, появился стимул к увеличению производства продуктов питания в своих приусадебных хозяйствах.

После реформ Маленкова начался быстрый рост производства продукции сельского хозяйства. С 1953 по 1958 год валовая продукция сельского хозяйства увеличилась в 1,5 раза. За 5 лет (1954-1958 гг.) по сравнению с предшествовавшим пятилетием рост составил по зерну 40%, овощам - 40%, сахарной свёкле - 68%, мясу - 41%, молоку - 36%, яйцу - 56%. Люди на селе стали питаться нормально, одеваться, покупать ранее недоступные им ТНП.

Если годовой денежный доход семьи, полученный из колхозной кассы, составлял в 1946 г. 105 рублей, то в 1953 г. он был равен 845,2 рублей, а в 1960 г. - 3763 рубля. 14 июля 1956 г. впервые в истории России было принято решение выплачивать пенсии крестьянам. Такого рода резкого подъёма жизненного уровня людей советская деревня не знала со времён НЭПа.

Эффективность решений 1953 г. в области сельского хозяйства, по оценкам специалистов, сохраняла свою силу примерно до 1957-1958 гг. Период 1954-1958 гг. считается поэтому самым успешным за всю историю советской деревни. Прирост валовой продукции сельского хозяйства за эти годы на 35,3% по сравнению с предшествующим пятилетием (что уже само по себе было беспрецедентно) по целому ряду показателей был достигнут в основном за счет увеличения продуктивности личных подсобных хозяйств.

В 1955 году Маленков был смещён с должности председателя Совета Министров и назначен министром электростанций. В 1957 году вместе с Молотовым и Кагановичем он предпринял попытку сместить Хрущёва с должности первого секретаря ЦК КПСС. На Пленуме ЦК в июне 1957 года, рассматривавшем дело об «антипартийной группе», Маленков был выведен из состава ЦК, переведён на должность директора электростанции. В ноябре 1961 Маленкова исключили из КПСС и в том же году отправили на пенсию.