Взбесившаяся обезьяна.

На модерации Отложенный

Прошло почти четыре месяца с момента аварии на АЭС Фукусима Дайичи и мы снова стали задумываться о перспективах атомной энергетики.

Особенно если отслеживать, что происходит с системой очистки.

Совсем недавно Германия объявила о скором закрытии всех своих 17 станций. Швейцария так же заявила об отказе от атомной энергетики. Другие страны пока молчат, но многие понимают, что эта страусиная политика до добра не доведет.

     И в то же время потребление энергии продолжает расти. Согласно Международному Энергетическому Агентству (IAE) к 2020 году потребность в электроэнергии возрастет на 35-40%. Без атомной энергетики многие страны не смогут попросту удовлетворять элементарные нужды, особенно если уменьшат использование ископаемых источников – нефти и угля.
     Германия надеется возместить отказ от атомной энергетики за счет возобновляемых источников энергии и, таким образом, уменьшить на десять процентов выбросы в атмосферу. Новые технологии могут помочь в достижении этих целей. Однако, еще в 2009 году (последние данные, доступные IAE) Германия потратила на ядерные исследования столько же, сколько на исследования в области  энергосбережения и новых технологий вместе взятые. Япония, пожинающая плоды аварии на Фукусима, направила на исследования в ядерной области 2,7 млрд. долларов – в шесть раз больше, чем на работы в области альтернативных источников энергии.
     Многие из этих исследовательских программ начались еще в 50-х – 60-х годах, когда человечество делало свои первые шаги к ядерному будущему. Технические трудности, дороговизна и опасные аварии сделали эту дорогу значительно длиннее, чем она казалась вначале, 50 лет назад.
     Некоторые инвестиции выглядят сейчас, после аварии на Фукусима, по меньшей мере сомнительными. Стоит ли Японии тратить сотни миллионов долларов на реакторы-размножители,  и нужно ли Германии продолжать солидную национальную программу по атомной энергии, учитывая стоящие перед ней большие трудности, в момент закрытия существующих АЭС?
     Тем временем, опасность климатических изменений никогда не была столь явной, как сейчас. Нужны источники энергии меньше загрязняющие окружающую среду, а для этого необходимо направлять больше средств в разработки в области материаловедения, чтобы, хотя бы, уменьшить стоимость солнечных батарей. Необходимы новые разработки в области возобновляемых источников энергии.
     К сожалению, согласно IAE, в 2010 году финансирование разработок в области энергетики сократилось, за исключением… атомной энергетики. Похоже, правительства не собираются отказываться от увеличения числа АЭС.
     Конечно, современные реакторы безопаснее, установленных на Фукусима. В краткосрочном плане они могут улучшить положение с энергоснабжением. Но не нужно быть предсказателем, чтобы понимать, что это не выход. Инциденты, подобные Чернобылю и Фукусима, ожидают нас в будущем.
 
     Распространенные заблуждения, касающиеся атомной энергетики.
«Существующие АЭС вырабатывают дешевую энергию, не загрязняя при этом атмосферу углекислым газом».
     Энергия, вырабатываемая АЭС никак не может считаться дешевой. Прямые и косвенные инвестиции правительств составили за время существования атомной энергетики сотни миллиардов. Только Германия в 1950-2010 годах потратила в эту сферу 203 миллиарда евро (FŐS 2010, http://www.foes.de/pdf/2010_FOES_Foerderung_Atomenergie_1950-2010.pdf ). Не учитываются и расходы, связанные с ликвидацией последствий аварий на АЭС.
     Кроме того, атомная энергетика не может считаться не загрязняющей атмосферу углекислым газом. Если учитывать сопутствующие производства, она в этом плане не имеет преимуществ (http://www.energybulletin.net/node/15345 ).  
 
 
     Думаю, ни один разумный человек не сомневается, что мы живем в мире с ограниченными ресурсами, что серьезный энергетический кризис не за горами, что серьезные природные катаклизмы, вызванные нашей недальновидностью, уже рядом. А мы до сих пор не имеем представления, что нам делать.
     Может надо тратить усилия и средства на решение этих проблем, а не гнаться за сиюминутными выгодами, которыми мы пишем сценарий фильма-катастрофы с участием наших детей и внуков.